«Проектные корабли»: крейсер «Кронштадт» (10 фото)

Летом 1937 года руководство СССР приняло важные решения в области морской политики. 17 июля 1937 года было подписано англо-советское морское соглашение о качественных ограничениях для кораблей основных классов, а 13/15 августа вышло правительственное постановление о переработке «Программы крупного морского судостроения», принятой в 1936 году.


По новому плану сокращалось количество линкоров, увеличивалось число эсминцев, а в состав флотов включались тяжёлые крейсеры и авианосцы. «План строительства боевых кораблей Морских Сил РККА» не получил официального утверждения, однако 1 ноября 1937 года Наркомату оборонной промышленности были выданы «Тактико-технические требования к тяжёлому крейсеру проекта 69». Основными задачами корабля должны были стать борьба с крейсерами противника для обеспечения действий своих лёгких сил, поддержка активных действий лёгких сил в удалённых районах, самостоятельные действия на коммуникациях противника.


Первоначальными требованиями главный калибр артиллерии определялся как 254 мм, водоизмещение — от 20 000 до 23 000 тонн, скорость хода — не менее 34 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 8 000 миль. Первоначально крейсер планировали вооружить девятью 254-мм орудиями в трехорудийных башнях, восемью 130-мм орудиями в двухорудийных башнях. ПВО крейсера составляли восемь 100-мм орудий и шестнадцать 37-мм автоматов. Кроме этого, корабль должен был нести два трехтрубных торпедных аппарата.

На основе информации о завершении строительства линкоров типа Scharnhorst были внесены изменения в перечень задач для тяжёлого крейсера проекта 69: добавилось противодействие новым германским кораблям. В связи с этим ЦКБ-17 начало разработку проекта с 305-мм артиллерией главного калибра, бронепоясом в 230 мм, водоизмещением 32 500 тонн и скоростью 32 узла. Ещё в самом начале проектирования корабля Военный совет ВМФ согласился с предложением Наркомата оборонной промышленности об исключении из вооружения крейсера торпедного вооружения. 10 июля 1938 года были утверждены уточнённые «Основные ТТЗ на проектирование тяжёлого крейсера РККФ». Эскизный проект тяжёлого крейсера был утвержден правительством в июле 1939 года, а технический — в апреле 1940 года.


Согласно последней из составленных перед войной программ развития военно-морского флота — пятилетнему плану судостроения на 1938-1942 годы — предполагалось заложить 4 тяжёлых крейсера проекта 69. Фактически, 30 ноября 1939 года на ленинградском заводе № 194 имени Андре Марти (ныне «Адмиралтейские верфи») состоялась церемония закладки головного крейсера, получившего название «Кронштадт». А ещё раньше, 5 ноября, на заводе № 200 имени 61 Коммунара (ныне «Николаевский судостроительный завод») был заложен второй по счёту корабль серии — «Севастополь». Сроком сдачи их ВМФ должен был стать 1943 год.

1 августа 1940 года нарком ВМФ СССР утвердил ТТЗ на разработку проекта перевооружения тяжёлых крейсеров «Кронштадт» и «Севастополь» немецкими 380-мм башенными орудиями. Это было связано с тем, что 11 февраля 1940 года было заключено торговое соглашение с Германией на поставку в СССР шести двухорудийных 380-мм башен в комплекте с ПУС фирмы «Сименс», а также с крайне низкой скоростью разработки отечественных башен МК-15. Обновленный проект получил номер 69И.


9 октября 1940 года нарком ВМФ СССР Кузнецов направляет на имя председателя КО при СНК СССР Ворошилова письмо, в котором просит: «Чтобы не оказаться в весьма затруднительном положении при отказе немцев от поставки башен ГК, НКСП и НКВМФ считают необходимым параллельно с разработкой проектов под немецкие башни не останавливать разработку рабочих чертежей для тяжёлых крейсеров по старому варианту». Договоры на поставку артиллерии и ПУС были подписаны с фирмами-поставщиками Krupp и Siemens только 30 ноября и 23 декабря 1940 года соответственно. Германия так и не поставила комплекты рабочей документации на поставляемое вооружение, в связи с чем строительство кораблей велось медленно и абсолютно не велось в районах расположения башен ГК.

По состоянию на 21 июня 1941 года корпус «Кронштадта» был доведён до уровня нижней палубы, установлены фундаменты главных механизмов, испытаны на водонепроницаемость отсеки двойного дна и ПМЗ, начата сборка переборок между нижней и средней палубой. Установлен и заклепан набор двойного дна. Закончены четыре продольных переборки ПМЗ. Закончена обработка броневых плит нижней палубы.

Постановлением Государственного комитета обороны от 10 июля 1941 года все работы по строительству тяжёлых крейсеров проекта 69 были приостановлены, а корпуса законсервированы. 16 августа 1941 года Николаев был оккупирован германскими войсками, корпус «Севастополя» был частично разобран и вывезен в Германию. В период блокады Ленинграда с «Кронштадта» было снято большое количество броневой стали для постройки различных оборонительных сооружений. После войны в 1947 году остатки корпусов обоих крейсеров были разобраны на металл.

Техническое описание тяжёлого крейсера проекта 69. Корпус


Крейсер должен был получить гладкопалубный корпус, слегка разваленные борта и були в средней части. Теоретическая шпация составляла 500 мм, практическая — 750 мм. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 8 отсеков.

Бронирование


Главный броневой пояс был выполнен из 230-мм цементированных броневых плит, установленных с наклоном в 5 градусов наружу. Верхней кромкой бортовые плиты крепятся к средней броневой палубе, нижней — устанавливаются на специальный шельф. Противоосколочный пояс в носовой части выполняется броневыми плитами гомогенной брони толщиной 20 мм. Верхняя палуба бронируется плитами гомогенной брони толщиной в 14 мм. Средняя палуба, она же — главная броневая палуба в районе цитадели, защищена плитами гомогенной брони толщиной в 90 мм, а нижняя палуба защищена 30-мм плитами. Носовой и кормовой траверз выполнен цементированными плитами толщиной, соответственно, 330 мм и 275 мм.

Для защиты подбашенных отделений артиллерии ГК от осколков устанавливаются противоосколочные траверзные переборки из гомогенной брони толщиной 30 мм. Барбеты башен ГК прикрываются 330-мм плитами цементированной брони выше средней палубы. Между средней и нижней палубой барбеты прикрываются 30-мм гомогенной броней. Барбеты башен артиллерии ПМК МК-17 состоят из броневых плит гомогенной брони толщиной 75 мм со стороны борта и 50 мм со стороны диаметральной плоскости. Барбеты башен ЗК ДБ состоят из броневых плит гомогенной брони толщиной 40 мм.

Башни ГК МК-15 защищены следующим образом: лобовая и задняя стенки — 305 мм цементированной брони, боковые стенки и крыша — 125 мм гомогенной брони. Башни ПМК: лобовая плита толщиной 100 мм, бок — 50 мм, задняя стенка — 110 мм, крыша башен — 50 мм. Башни ЗК ДБ: лобовая броня, боковые стенки и крыша — 50 мм, задняя стенка — 70 мм.

Боевая рубка имеет лобовую стенку из цементированной брони толщиной 330 мм, боковые стенки и заднюю стенку — 250 и 275 мм, соответственно. Крыша боевой рубки закрыта плитами толщиной 125 мм.

Противоминная защита


Глубина противоминной защиты крейсера составляет от 4 м в районе носового и кормового погребов и до 6 м на миделе. Бортовая ПМЗ состоит из 4-х броневых продольных стальных переборок толщинами 20, 20, 16 и 16 мм.

Вооружение


Главный калибр крейсера составляют три трехорудийные башни МК-15 с орудиями Б-50 калибра 305-мм. Орудия имеют углы возвышения от -3° до +45°. Скорость вертикального наведения — 5,1 гр/сек. Скорострельность — от 3,2 до 2,36 в/мин в зависимости от угла возвышения. Максимальная дальность стрельбы ББ снарядом — 52 км, ОФ снарядом — 47 км. Скорость ББ снаряда на срезе ствола — 900 м/с, ОФ снаряда — 920 м/с.

Противоминный калибр представлял собой четыре двухорудийные башни МК-17 (башня МК-4 с облегченным по сравнению с проектом 23 бронированием) с орудиями Б-38 калибра 152 мм. Зенитный калибр дальнего боя — это четыре двухорудийные башни МЗ-16, слегка измененная башня МЗ-14 с облегченным по сравнению с проектом 23 бронированием и орудиями Б-34 калибра 100 мм. Малокалиберная зенитная артиллерия представлена семью счетверенными зенитными автоматами 46-К калибра 37 мм.

Авиационное вооружение включало в себя катапульту и 2 гидросамолета КОР-2 с хранением на палубе.

Системы управления огнем


ПУС ГК крейсера, размещавшийся в двух центральных артиллерийских постах, обеспечивался двумя КДП-2-8 (Б-41) и тремя 12-метровыми башенными дальномерами. ПМК и ЗК ДБ — двумя КДП-2-4 (Б-42) и тремя СПН-300, соответственно.

ГЭУ корабля была унифицирована с агрегатами линкоров типа «Советский Союз» и включала в себя три ГТЗА по 70 000 л.с. каждый.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo