Подводная лодка «Анчар»: самая быстрая советская «золотая рыбка», гроза авианосцев

Подводная лодка -Анчар-: самая быстрая советская -золотая рыбка-, гроза авианосцев

В Советском Союзе особое внимание уделялось строительству подводных лодок. Бесшумность и скорость субмарины – это едва ли не два важнейших параметра в подводной войне. Все дело в том, что даже очень тихая субмарина начинает сильно шуметь при движении на скорости в 20-30 узлов. Именно поэтому большинство подлодок передвигается буквально на цыпочках, чтобы не быть обнаруженными. Подлодка «Анчар» была абсолютно другой.

Начало проекта

Подводная лодка -Анчар-: самая быстрая советская -золотая рыбка-, гроза авианосцев


Самая быстрая подлодка. |Фото: ok.ru.

Скорость в подводной войне чрезвычайно важна. Инженеры Советского Союза понимали это как никто другой. С конца 1950-х годов в КБ велись работы над созданием сверхбыстрых и максимально тихих субмарин. В 1959 году был начат проект под названием «Анчар» за индексом 661. Это была высокоскоростная субмарина, способная двигаться под водой на 33 узлах. Использовать «Анчар» планировалось для уничтожения американских авианосных соединений. Вместе с данным проектом стартовал еще один – подлодка «Лира» за индексом 705.

Подводная лодка -Анчар-: самая быстрая советская -золотая рыбка-, гроза авианосцев


Титановый корпус был лучшим в мире. |Фото: forums.airbase.ru.

Главной особенностью проекта «Анчар» было использование для подлодки титанового корпуса. В США титан активно использовался при создании самолетов, однако пустить его на строительство субмарин американцы и не думали. В первую очередь потому, что сварку подобного корпуса пришлось бы проводить в бескислородной среде. Советских инженеров это не остановило. Корпус изготавливался рабочими в герметичных костюмах в аргоновой среде. Делалось это в цехе №42 в Северодвинске.

Интересный факт: многие корпусные пластины потрескались еще во время производства из-за дефектов. Их пришлось переделывать. В итоге суперсовременный корпус «Анчара» обошелся в 2 млрд советских рублей. Именно по этой причине подлодку в шутку прозвали «золотой рыбкой».

Характеристики «Анчар»

Подводная лодка -Анчар-: самая быстрая советская -золотая рыбка-, гроза авианосцев


Создавалась для пуска крылатых ракет. |Фото: defendingrussia.ru.

В подводном положении субмарина имела водоизмещение в 7 тысяч тонн. Длина подлодки составляла 107 метров. Экипаж состоял из 82 офицеров и матросов. Питался корабль от двух атомных реакторов ВМ-5м мощностью 177 МВт каждый. Субмарина получила обозначение К-222 «Анчар». Лодку вооружили 12 торпедами и 4 торпедными аппаратами, а также 10 крылатыми ракетами П-70 «Аметист». Подводная лодка могла осуществлять пуск ракет на всплывая на поверхность, делая это с 30-метровой глубины.

Подводная лодка -Анчар-: самая быстрая советская -золотая рыбка-, гроза авианосцев


Уникальный проект. |Фото: super-orujie.ru.

Предполагалось, что «Анчар» сможет преследовать авианосные группы, а настигнув их, осуществлять пуск всех своих крылатых ракет с небольшого удаления от цели (40 морских миль) двумя залпами по 5 штук. После выброса из-под воды на высоту 60 метров ракета активизировала главный двигатель и РЛС, после чего наводилась на самую крупную цель.

Испытания и дальнейшая судьба

Подводная лодка -Анчар-: самая быстрая советская -золотая рыбка-, гроза авианосцев


Другой такой не было. ¦Фото: forums.balancer.ru.

В 1969 году лодка была принята в состав флота и испытана. Субмарина смогла развить скорость в 42 узла. Самые быстрые американские субмарины при этом разгонялись только до 28 узлов. К сожалению, на максимальной скорости лодка начинала сильно шуметь. Хуже всего то, что шум был слышен даже экипажу. Было совершенно очевидно, что вражеская акустика такой шум тоже поймает. Тем не менее, инновационные идеи и решения, реализованные в подлодке «Анчар», были в последствии внедрены во все последующие субмарины Советского Союза, а ныне и России.

«Анчар» прослужил до 1980 года, пережив в том числе аварию на реакторе. Списали уникальную титановую лодку в 1984 году. До 2015 года субмарина стояла в Северодвинске, пока ее не утилизировали.

 

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo