Поддельное искусство. «Святой Лука» и лаборатория технической экспертизы (6 фото)

К созданию лаборатории технической экспертизы при Третьяковской галереи подтолкнул следственный комитет управление КГБ, когда им потребовалось подтвердить подлинность картины Франса Хальса «Святой Лука», похищенной из Пушкинского музея в 1965 году преступником Валерием Волковым.

Поддельное искусство. -Святой Лука- и лаборатория технической экспертизы-6 фото-

До этого КГБ такими делами не занималось, но в связи с тем что среди возможных заказчиков преступления могли быть иностранные коллекционеры* и учитывая общественный резонанс** (это кража была первой такого масштаба в СССР), дело было передано этому ведомству после обращения министра культуры СССР, Екатерины Фурцевой, к председателю КГБ, Владимиру Семичастному.

* Как заказчик подозревался бельгийский коллекционер Жак Ванденберг, находившийся в то время в Москве

** «В Советском Союзе, в отличие от Запада — музеи не грабят»- из заявления министра культуры СССР, Екатерины Фурцевой

Поддельное искусство. -Святой Лука- и лаборатория технической экспертизы-6 фото-

Холст был сильно поврежден от несоблюдении условий хранения, красочный слой рассохся, образовав глубокие трещины. Из-за невежества преступника, полгода прятавшего его за печкой в деревянном доме, отчего полотно чуть было не утрачено. Позже на его восстановление ушло 2.5 года. Кроме этого требовалось еще раз расставить точки над “I” о её подлинности. В 20-тые годы она была утеряна из храма Таврической губернии* и всплыла только в 1950 году в Одессе, где и была приобретена на “Привозе” куратором Одесского государственного музея за 9 рублей. Подлинность полотна была определенна “на глазок” по широкому мазку новаторской техники Франса Хальса и инвентаризационным номерам старинной эрмитажной каталогизации.

*была в числе тридцати картин переданных Александром I православной церкви “для украшения католических храмов Таврической губернии “.

Поддельное искусство. -Святой Лука- и лаборатория технической экспертизы-6 фото-

Для полноценной экспертизы и была сформирован эта лаборатория с привлечением ведущих специалистов области. Возглавила её работу эксперт Мильда Петровна Виктурина. Полотно было расчищено от более поздних наслоений и проведена экспертиза, подтвердившая подлинность.

Всесильный и влиятельный Комитет Государственной Безопасности снабдил лабораторию самым передовым оборудованием не имевшим аналогов в стране, и дал возможность стать , на долгие годы , центром разоблачения фальшака в СССР.

Теперь расскажу о том, чем же занимается этот центр и ему подобные (может когда-нибудь надумаете инвестировать в произведение искусства и вам эта информация пригодится* ).

Поддельное искусство. -Святой Лука- и лаборатория технической экспертизы-6 фото-

*Как правило правильно собранная коллекция дает очень высокий инвестиционный доход, коллекция из не менее чем 200 полотен за 100 лет может увеличить свою совокупную стоимость в более 50 раз, а это ни много ни мало 50% годовых ( в пересчете по покупательной способности, а если брать во внимание инфляцию в деньгах это на много больше). Такие коллекции есть у многих крупных банков, некоторые из них подобно Дойче Банку и Юни Кредит даже организуют собственные выставки.

Поддельное искусство. -Святой Лука- и лаборатория технической экспертизы-6 фото-

К основным задачам практической экспертизы относится следующие:

1.определение времени создания произведения, школы живописи и авторства;

2.выделение среди авторских работ оригинала, авторских повторений и копий с чужого образца;

3.установление и датировку безымянных копий, нахождение оригинала для копирования;

4.выявление имитационно-компилятивной живописи;

5.выявление подделок и определение времени их создания;

Для этого используются следующие методы технико-технологического исследования:

I. Микроскопический анализ.

II. Исследование в УФ-диапазоне излучения.

III. Исследование в ИК-диапазоне излучения.

IV. Рентгенографический анализ.

V. Анализ фактуры живописной поверхности.

VI. Анализ химического состава живописных материалов.

Поддельное искусство. -Святой Лука- и лаборатория технической экспертизы-6 фото-

Выявленные признаки и дают возможность определить подделку.

По следующим признакам:

1. наличие фальшивой подписи, современной живописи, претендующей, как правило, на известное имя;

2. стремление передачи фальсификатором наиболее характерных, броских индивидуальных особенностей почерка подделываемого художника;

3. попытки воспроизводства технологических особенностей подделываемых картин;

4. имитацию признаков старения живописных материалов.

Вот как бы для начала и все.

Позже я расскажу о наиболее громких делах того времени Грибановском, Барановском, а так же о Арманде Хаммере и слове из трех букв, да и чем закончилась проверка подлинности произведений искусства в провинциальным музеях, ну и разумеется об экспертизе.

P.S Простите что получилось нудно, просто пытаюсь просвещать тех кому интересно делать инвестиции в будущее, посредством вложений в искусство.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo