Кто вы, Макс Отто фон Штирлиц? 12 мифов о Штирлице (17 фото)

Самый легендарный разведчик XX века, имя которого знают буквально все, штандартенфюрер Отто Макс фон Штирлиц, созданный Юлианом Семёновым и воплощённый на экране Вячеславом Тихоновым, получил широкую известность благодаря 12-серийной ленте Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».


Любовь к Штирлицу и сегодня порождает массу мифов, легенд и даже произведений народного творчества. Ибо Штирлиц уже принадлежит Семёнову или Лиозновой, он является как сегодня говорят, национальным брендом.


Лучший советский разведчик имел характер стойкий, нордический, выдержанный. Был беспощаден к врагам рейха и не имел порочащих его связей. Таким предстает Штирлиц в книгах Юлиана Семёнова и в фильме «Семнадцать мгновений весны». Но так ли хорошо мы знаем этого героя?

Миф 1. Настоящее имя Штирлица — Максим Максимович Исаев

Максим Максимович Исаев — тоже оперативный псевдоним, выбранный для себя будущим Штирлицем в юные годы. Настоящее его имя — Всеволод Владимирович Владимиров, русский дворянин, сын профессора филологии и права Владимира Александровича Владимирова. Вместе с сыном Владимиров-старший был привлечён к делу революции, но связался с социал-демократами и отошёл от большевиков. В 1921 году, когда его сын Всеволод Владимиров (псевдоним Исаев) был в служебной командировке в Эстонии, отец, направленный на работу в Сибирь Культпросветом при Совнаркоме, трагически погибнет от рук белогвардейских мародёров.


Мать Всеволода Владимирова — Олеся Остаповна Прокопчук, украинка, умерла от чахотки, когда сыну едва исполнилось пять лет. В фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», как и в одноименном романе Юлиана Семёнова обо всём этом нет сведений. О молодости Исаева-Штирлица Семёнов рассказывает в первых романах «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен». После Второй мировой войны Штирлиц использовал и другие псевдонимы: Бользен, Брунн, имена Макс и Массимо и другие (роман «Экспансия» и др.)

Миф 2. Штирлицу присвоили звание Герой Советского Союза

Действительно, за разгадывание сложнейшей операции «Санрайз-кроссворд», которая заключалась в срыве сепаратных переговоров представителей Германии с Западными союзниками, Максим Максимович Исаев получил звание Героя Советского Союза. Но это не единственная его награда. В 1940 году он также награждён двумя Орденами Ленина, награжден Орденом Красного знамени, золотым оружием (романы «Пароль не нужен» и «Майор Вихрь»).
Помимо этого имел награды стран Югославии, Польши, Норвегии, Франции и Аргентины (роман «Бомба для Председателя»). Ну и конечно, имел награды фюрера и личные благодарности рейсхфюрера СС, о чём сказано в характеристике Отто Макса фон Штирлица.

Миф. 3 Штирлиц был репрессирован

Это действительно так. По окончании Второй мировой войны раненого в бессознательном состоянии немцы вывезут в Испанию, а оттуда в Аргентину. В Аргентине и Бразилии Штирлиц выявляет сети законспирированных нацистских организаций. Продолжит слежку за Мюллером, ускользнувшим из Германии. Понимая, что тот может уйти от ответственности, Штирлиц выдаёт его советской стороне.
Несмотря на риск ареста, Штирлиц направляется в Советское посольство и выкладывает всю информацию о Мюллере и его местонахождении. Штирлица арестовывают и вывозят в СССР. В 1947 году его отправляют в тюрьму. Жену и сына также арестовывают, и по приказу Сталина расстреляют. После смерти Берии Штирлиц будет освобожден и полностью реабилитирован. (роман «Отчаяние», 1990 год)

Миф 4. У Штирлица был прототип

Штирлиц – собирательный образ и в нём угадываются черты самых разных людей. В раннем Штирлице, когда он ещё не был Штирлицем, а был Исаевым можно угадать черты чекиста Якова Блюмкина («Бриллианты для диктатуры пролетариата»). Другим прототипом был гауптштурмфюрер СС Вилли Леман, работавший на советскую разведку.
Были и другие прототипы: Исай Боровой, член антифашисткой группы «Красная капелла», Анатолий Гуревич, советский разведчик Николай Кузнецов. Среди них есть даже легендарные разведчики Рудольф Абель и Рихард Зорге.

Миф 5. Штирлиц был красавцем и сердцеедом

Миф возник по аналогии с английским суперагентом Джеймсом Бондом. О внешности и характере Исаева-Штирлица мы мало, что знаем. Он был высок ростом и имел великолепное телосложение, крепкое и спортивное. Имел низкий голос и гулкий раскатистый смех. Обладал проницательным взглядом под сросшимися густыми бровями. Вот всё, что известно из первых романов «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен».


О предпочтениях — тоже немного. Любил армянский коньяк и терпеть не мог можжевеловую водку, которую приходилось хлестать, потому что её любил Гейдрих. Из сигарет предпочитал крепкие без фильтра «Каро» и «Кэмел». Из автомобилей — Хорьх. А вот к женщинам, в отличие от своего британского коллеги «агента 007», был равнодушен.
Лишь краткие постельные эпизоды, о которых упоминается, например, в романе «Приказано выжить», не в счёт. Он был однолюбом, любил свою жену. На зазывные чары проституток не реагировал, сухо отвечая «Нет, лучше кофе». Говорил чётко, отрывисто, часто заканчивая фразы вопросами «Нет?» или «Не так, ли?», желая услышать от собеседника такие же чёткие и внятные ответы.
Вот, собственно и весь портрет Штирлица. Похож ли он на тех, кто его играл его в кино? Возможно. Хотя для большинства портрет Штирлица навсегда ассоциируется только с Вячеславом Тихоновым, по-мужски красивым и обаятельным.

Миф 6. Первая экранизация о Штирлице — фильм «Семнадцать мгновений весны»

Фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» вышел в 1973 году. А в 1967 году вышла первая экранизация о приключениях Штирлица — Исаева — Владимирова с одноименным названием «Пароль не нужен» режиссёра Бориса Григорьева. В роли будущего Штирлица Всеволода Владимирова — Родион Нахапетов.

Миф 7. На роль Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны» сразу утвердили Вячеслава Тихонова

Это миф. Первым претендентом на роль Штирлица стал, как ни странно, грузинский артист Арчил Гомиашвили. Поскольку у них был роман с Лиозновой, он «надавил» на неё, и она уговорила Юлиана Семёнова принять его кандидатуру. Тот был не против. Однако худсовет категорически отверг эту затею. Что это за Штирлиц с грузинским профилем и грузинским темпераментом? Нужен нордический типаж с характером «стойким, выдержанным».
На эту роль претендовали Олег Стриженов, Юрий Соломин и даже Иннокентий Смоктуновский. Но потратить несколько лет на сложнейшую многосерийную ленту никто не захотел. Пригласили Тихонова. Ему даже приделали усы на пробах. Но глубокий взгляд Тихонова и умение выразительно молчать в кадре так покорили всю съёмочную группу, что режиссёр уже не сомневалась, что никто другой лучше не сыграет главного героя. Правда, в усах он всё же появляется в кадре, но только в виде конспирации, и не таких пышных.

Миф 8. Все размышления Штирлица за кадром читает Тихонов

Не все. Впрочем, была идея, чтобы весь закадровый текст читал Вячеслав Тихонов, но от неё отказались. Нужен был голос «от автора», поэтому для озвучки пригласили известного актёра БДТ Ефима Захаровича Копеляна. Закадровый текст, в том числе «информация к размышлению» принадлежит голосу Копеляна. Вячеслав Тихонов озвучивал только размышления Штирлица. А Копеляна с тех пор коллеги прозвали Ефимом Закадровичем.

Миф 9. Штирлиц ездил на «Мерседесе»

По поводу машины сразу возникли споры. Лиознова мечтала посадить Штирлица на Horch 853. Да ещё и присвоить им трёхзначные дипломатические номера. Консультанты фильма были против. Такой автомобиль да ещё и с дипномерами сразу привлек бы к себе внимание. Затем Штирлица хотели посадить на Mercedes-Benz 230. Несмотря на протесты консультантов, Лиознова пыталась найти Хорьх. Трофейные Хорьхи очень ценились после войны.
На такой машине щеголял в своё время Василий Сталин. На момент съёмок в 1971 году таких автомобилей было не больше 50 штук. Большинство осели в Прибалтике. На «Мосфильме» нашёлся только один Хорьх 853, но и его рвали на части. Тогда для съёмок купили старый Мерседес, но и он не поехал. Наконец, Мерседес для фильма предоставил немецкий коллекционер автомобилей Август Клибенштейн.

Миф 10. Могли ли Штирлицу устроить встречу с женой?

По утверждению опытных разведчиков, скорее всего, это миф. Как известно из книг Семёнова жена Штирлица Сашенька Гаврилина не знала немецкого и отправить её в Германию не было никакой возможности. В разведывательной работе есть случаи, когда агенты-нелегалы работали в паре (муж и жена). Но Штирлиц был глубоко законспирированным агентом одиночкой, и любые встречи с кем-либо могли его скомпрометировать, а потому были просто невозможны.
Достаточно вспомнить маленькую записочку, которую писал Штирлиц жене по-французски левой рукой в финале фильма, потом порвав, сказал: «Не стоит это тащить через три границы». А уж встречи с женой…


Татьяна Лиознова придумала встречу с женой, чтобы «очеловечить» образ Штирлица, чтобы он не выглядел закоснелым шпионом, а представал в образе бесконечно тоскующего по Родине человека.
По этой же причине появились в картине «Семнадцать мгновений весны» и очаровательная Габи, и пожилая фрау Заурих, которых нет в романе.

Миф 11. Экранизировать роман «Семнадцать мгновений весны» собиралась Татьяна Лиознова

Председатель КГБ Юрий Андропов прочитал роман Семёнова, и он ему настолько понравился, что Андропов пригласил автора и предложил написать сценарий. Тот написал сценарий и передал его на киностудию «Ленфильм». Но Лиознова, прочитав сценарий и узнав о начале съёмок на «Ленфильме», где картину должен был снимать другой режиссёр, настояла, чтобы сценарий передали ей. Добившись своего, Лиознова сняла фильм на киностудии имени М.Горького.

Миф 12. Автор и его любимый персонаж Штирлиц родились в один день

Это чистая правда. Полковник Максим Максимович Исаев и писатель Юлиан Семёнов родились 8 октября, но советский разведчик в 1900 году, а придумавший его писатель — в 1931 году.

Загрузка...

Добавить комментарий

logo