Беляны – зачем в царское время по Волге гоняли корабли, сделанные из дров

Беляны – зачем в царское время по Волге гоняли корабли, сделанные из дров

Речное судоходство — тема не менее интересная, нежели морское. В нашей истории и вовсе попадаются откровенно невероятные инженерные конструкции для передвижения по водной глади, а самое главное – транспортировке разнообразных грузов. Вот, взять хотя бы суда, которые в XIX столетии ходили по Волге и назывались «Беляны». Поговорим о том, что представляли собой эти гиганты.

Беляны – зачем в царское время по Волге гоняли корабли, сделанные из дров


Барка из дров. |Фото: rf-smi.ru.

Если у современного человека спросить, что такое «беляны», то без помощи интернета или хотя бы толкового словаря он вряд ли ответит. А ведь всего около века тому назад эти загадочные «беляны» курсировали по Ветлуге и Волге, являясь (быть может) самыми уникальными речными кораблями в истории человечества. Можно со всей уверенностью сказать, что в XIX столетии данные суда были настоящими танкерами. По некоторым данным, отдельные беляны могли достигать длины в 120 метров и высоты борта в 6 метров.

Беляны – зачем в царское время по Волге гоняли корабли, сделанные из дров


Выглядит сурово. |Фото: nlo-mir.ru.

Расцвет строительстве данного вида судов как раз пришелся на средину позапрошлого столетия. Любопытно, что строительство и распространение белянов было напрямую развито с постепенным развитием пароходного дела. Суть в том, что уже к концу века в Российской Империи было около 500 пароходов. В то время они использовали для питания котлов (в том числе) дрова. Нужно ли вообще говорить о том, что объемы леса требующиеся для пароходства в стране были просто чудовищными?

Беляны – зачем в царское время по Волге гоняли корабли, сделанные из дров


Так перевозили топливо для котлов. |Фото: livejournal.com.

Интересный факт: двигались печально известные беляны главным образом за счет тяги бурлаков

Собственно, для этого и были нужны беляны. Эти танкеры занимались доставкой леса в волжские порты. Постепенно беляны становились не нужными, так как в качестве топлива начинали использовать нефть. Тем не менее, еще в конце XIX века каждый год строилось до 150 белянов. Суда загружались лесом и отправлялись в плаванье до Астрахани. По прибытии на место они разбирались так, что от них просто ничего не оставалось. Лес с «танкеров» шел не только на протоку котлов, но также для строительства. Держать беляны больше одного сезона было нельзя.

Беляны – зачем в царское время по Волге гоняли корабли, сделанные из дров


По прибытии на место беляна разбиралась. ¦Фото: livejournal.com.

 

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo