Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда (28 фото)

Белград произвел на меня неоднозначное впечатление. Но там, где резонирует в ушах «эхо войны», всегда есть место какому-нибудь бурлеску. Чтобы испытать гарантированно положительные эмоции в Белграде, нужно запарковать автомобиль где-нибудь в отеле, и пешком отправиться по адресу Majke Jevrosime 30.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Гараж, в котором находится музей, стоит торцом к улице, и распознать в нем историческое здание непросто. Но когда подходишь ближе, все встает на свои места — за забором видны десятки старых автомобилей, ждущих восстановления.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Тут, в историческом здании первого в Белграде общественного гаража, построенного в 1926 году по проекту русского архитектора Валерия Сташевского, размещается Белградский автомобильный музей — частная коллекция Петковича, насчитывающая около сотни авто. Основатель музея, 70-летний Братислав Петкович — человек известный как в Сербии, так и за ее пределами. Кинорежиссер, сценарист, бывший министр культуры и информации Сербии, наследный владелец старейшей в Белграде кондитерской Petcovic, наконец. Свою коллекцию он начал собирать еще в возрасте 17 лет, и волею случая социалистический мир «великодушной диктатуры» Иосипа Броз Тито этому совсем не мешал. Скорее напротив, коллекция музея сформировалась во многом именно вокруг знаковых для Югославии автомобилей.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


В центре- самый старый экспонат музея, французский гоночный трицикл Marot–Gardon 1897 года. Слева — довольно занятный автомобиль с фордовским шильдиком, обозначенный на табличке как Ford Pilot 1903 года.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Судя по всему, речь идет про «пилотный» экземпляр, однако ни на прототипы 1902 года, ни на Ford A 1903 года автомобиль не похож. Не исключено, что этот автомобиль был построен по спецзаказу. Двухлитровый двухцилиндровый мотор с воздушным охлаждением развивал 12 л.с., автомобиль мог набирать скорость до 40 км/ч.

Следом за ними — еще один французский автомобиль, Charron 1908 года.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Он принадлежал королевской семье Сербии. Компания существовала с 1901 по 1918 годы, и была известна как первый производитель серийных бронеавтомобилей, которые поставлялись в том числе и в Российскую Империю. Следом за ним — 18-сильный Citroen B-10 1925 года.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Ford T, выпускавшийся с 1908 по 1927 годы, стал первым массовым автомобилем, выпускавшимся миллионными тиражами. «Жестянка Лиззи» посадила Америку на колеса.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


В белградской коллекции — модель позднего выпуска, 1925 года. 20-сильный четырехцилиндровый мотор 2.9 позволял набирать до 70 км/ч.

Еще один виднейший американец — редчайший и очень красивый Auburn 851 Supercharged.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Восьмерка объемом 4.5 литра с нагнетателем развивала “всего” 150 сил, но надо вспомнить, что шел 1935 год. Цена такого автомобиля на аукционах сегодня составляет около 250 000 долларов США.

Окрашенный в яркий синий цвет чехословацкий Aero Type 10 1929 года представлял собой европейский подход -объем двигателя всего 499 кубиков, отдача в 10 л.с. и максималка в те же самые 70 км/ч. Секрет — в компактном размере.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Вслед за ним — Aero Type 50 Convertible 1941 года с кастомным кузовом Carrosserie Sodomka. Это очень примечательный автомобиль, как и все модели Aero начиная с Type 30, он имел независимую подвеску и передний привод. Помимо этого — двухтактный двухлитровый четырехцилиндровый мотор с алюминиевыми ГБЦ.

Эти два американских красавца — Nash (синий) и Alvis (оранжевый), оба — 1931 года выпуска. Nash, опять же, из сербского довоенного “ГОНа”, который в те годы предпочитал в основном Packard.

Автомобили красивые, монументальные, а их маскоты — жокей на лошади и кот в сапогах — и вовсе шедевральны. Рядом с ними купе Buick Opera Coupe 28-58 X 1928 года. Под капотом — мотор на 4.5 литра, 80 сил, максималка — 110 км/ч. Из США было экспортировано всего 11 таких авто.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


За “ровером” 1936 года притаился Ford A 1930 года. Его сосед — Mercedes-Benz 230D 1936 года. За ними виднеется британский пикап марки Morris 1928 года и переднеприводный немецкий DKW F2 первой половины тридцатых. Тогда марка DKW входила в концерн Auto Union. Его эмблема объединяла четыре бренда (в четырех кольцах) — Audi, DKW, Horch и Wanderer. В наши дни компания называется Audi и входит в группу VAG.

По соседству — кабриолет Skoda 645 начала тридцатых. В музее есть еще одна такая машина с обычным кузовом, и гораздо в лучшем состоянии, но оригинальное “потертое, но рабочее” состояние очаровывает круче блеска свежей краски.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Не менее любопытны Peugeot 202 с фарами под радиаторной решеткой (интересный способ борьбы за аэродинамику) и стоящий с ним по соседству черно-желтый Ford Prefect. Настоящий красавчик — спортивный BMW 328 1938 года, в те годы блиставший в кольцевых гонках и на Mille Miglia.

Слева — Lancia Ardea 1939. 900 кубовый моторчик развивал бодрые 29 л.с., разгоняя машину до 120 километров в час. Справа от “лянчи” — Citroen 11 1951 года.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Плавно переходим во время послевоенное. Еще один абсолютно оригинальный аппарат — Fiat 500B Topolino. 500 кубовый мотор, 16 л.с. 1947 года. Еще один Fiat — “бездверка” 500 Jolly дизайна ателье Ghia. Пару лет назад музей выставлял на один из британских аукционов такой автомобиль с пробегом в 20 тысяч километров, принадлежавший в прошлом самому Тито — со стартовой ценой 120 тысяч евро. Тот это автомобиль, или его близнец — не знаю. Такие машинки выпускали серийно с 1958 по 1966 годы. На нижнем снимке справа — Jaguar 340 1967 года.

Продолжение экспозиции — Opel Olympia Rekord 1958 года и NSU Fiat 1100 Nekar того же года. Рядом — английская “компашка”. MG B 1975, Triumph TR6 1969 года. Желтая пучеглазая машинка — Fiat 850 Coupe 1970 года.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Гораздо ценнее — Mercedes-Benz 300C Cabriolet 1955 года, также известный как Аденауэр, по имени тогдашнего канцлера ФРГ.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


На этом фоне Citroen DS 1969 года кажется обычным ширпотребом.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


То ли дело, Cadillac Eldorado De Ville 1957 года из гаража Тито. Рядом — два лимузина Mercedes, на которых также ездил маршал.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Главный из них — монументальный, как скала, бронированный Mercedes-Benz 600 Pullman (W100) 1965 года.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Надо сказать, что главы соцстран и коммунисты очень любили эту машину — помимо Тито, такими владели Николае Чаушеску, Мао Цзэдун, Фидель Кастро, Пол Пот, Ким Ир Сен, Леонид Брежнев. Помимо лимузина, у Тито было и ландоле — такое же, как у Папы Римского.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


В углу притаились две “формулы” — это Austro-Kaiman 1600 Super 1978 года, и прототип первого югославского гоночного болида производства DMB-Rakovica.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Напротив блистает алой краской один из самых молодых экспонатов музея — Ferrari 308 GTS 1978 года.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Есть в музее и другие занятные экспонаты — в углу гаража воспроизведена автомастерская тридцатых-сороковых годов.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Есть тут и первая в Югославии бензоколонка, и первый в стране паркомат.

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


К сожалению, у меня нет возможности показать вам все экспонаты этой коллекции. К тому же, на момент съемки тут отсутствовал и белый Porche 911 S Targa — отсылка к одной из самых драматичных городских легенд Белграда. В конце августа 1979 года на одной из улиц у состоятельного человека был угнан указанный автомобиль с немецкими номерами. Но вместо того, чтобы скрыться, угонщик начал каждую ночь приезжать в центр Белграда и устраивать гонки с милицией, которые оканчивались его победой. Преступник был настолько уверен в себе, что даже звонил на радио, и заранее сообщал, где его ждать. На его гонки с милицией стали приходить сотни людей. Кончилось все печально — парня поймали, посадили на два с половиной года, после чего выйдя на свободу он погиб при смутных обстоятельствах. История легла в основу фильма «Белградский фантом».

В одном из своих интервью Братислав Петкович обмолвился, что видит свою задачу как основателя и хранителя музея в защите этих автомобилей от прогресса. Действительно, бродить по этому гаражу можно часами, каждый раз открывая для себя что-то новое в том, что, кажется, безвозвратно закончилось десятки лет назад…

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-


Такими настоящими, железными, пропитанными бензином и маслом, автомобили, похоже, уже не будут никогда.

Адрес музея — Majke Jevrosime 30. Входной билет стоит 200 сербских динар, то есть около 120 рублей. Будете в Белграде — заходите, не пожалеете!

Автомобильный музей Петковича — жемчужина Белграда-28 фото-

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...
logo