черт побери
чертовски развлекательный сайт

Женский пояс верности как эротический миф

 

Женский пояс верности — широко известный артефакт средневековой культуры, фигурирующий во многих фильмах, книгах и научно-популярных статьях. Считается, что рыцари, отправляясь в крестовые походы, заковывали своих жен в громоздкие металлические конструкции, закрывающие нижнюю часть тела. Ключ уносили с собой и могли быть спокойны за верность супруг во время долгих странствий. Нужду дамы справляли сквозь специальные прорези, а в случае беременности ребенка ждала неизбежная смерть.

Женский пояс верности как эротический миф

Идея таких поясов выглядит крайне нелепой, варварской и негигиеничной. Как тяжелые металлические конструкции носить в паховой области? Уже через несколько дней они бы поранили кожу. Ранки неизбежно бы загноились, что привело бы к заражению половых органов и смертельному заражению крови. Но об этом мало кто задумывается — что взять со средневековых мужчин: какие страсти, какая ревность, какое невежество!

О средневековых поясах верности пишут как о достоверном факте как минимум с XVIII века (и демонстрируют их в музеях). Однако американский историк-медиевист Альбрехт Классен, изучив все упоминания об этих объектах, пришел к однозначному выводу: средневековых поясов верности никогда не было — это эротический миф Нового времени.

Выражение «пояс целомудрия» (cingulum castitatis на латыни) встречается в средневековой европейской литературе, но носит исключительно богословский характер: это метафора чистоты и целомудрия. «Избавь меня от прошлых грехов, защити от нынешних, укрепи от будущих. Дай мне воздержание от еды и питья, пояс верности целомудрия, чистоту сердца и уст», — молит Бога придворный богослов и ученый Карла Великого Алкуин. «Они вышли с факелами, препоясанными чреслами, с горящими светильниками в руках — чтобы на теле их был завязан пояс целомудрия, а свет примера их деяний светил их соседям и во славу Отца», — так мистик Бернард Клервоский толкует притчу о десяти девах. Ни о каких металлических конструкциях с замками, как видим, речь тут не идет.

Считается, что пояса верности массово изготавливались во Флоренции XV века. Однако у Джованни Бокаччо об этом ни слова в «Декамероне» — сборнике бытовых новелл, преимущественно с любовными сюжетами. О поясе верности, причем на латыни, Бокаччо рассказывает лишь в энциклопедической книге «Происхождение языческих богов», описывая его как символ девственности: при заключении брака его развязывает Венера.

Древнейшее изображение пояса целомудрия датируется 1405 годом: это иллюстрация к трактату немецкого военного инженера Конрада Кайзера «Bellifortis», посвященного различным конструкциям осадных орудий, боевых машин и прочих механизмов. Наряду с серьезными главами, Кайзер включил в свой трактат описания явно фантастических объектов (например, плащей-невидимок). Нечеткое изображение и достаточно странный внешний вид пояса заставляют усомниться в его реальности. К тому же эту главу Кайзер предварил следующим трехстишием: «Clausuras quadrupedum bracile florentinarum // Jocus ligat seriem perpulchram congeriem // Hec trado juvenibus nobilibus morigeratis» (Замки для четвероногих существ, штаны для флорентийских женщин // Шутка объединяет эту серию [объектов] // Я советую ее благородным и благовоспитанным юношам).

Однако с XVI века в Европе появилось множество картин и гравюр с поясом верности. Является ли это доказательством его активного применения? На картинках обычно изображается такая сцена: муж (преклонного возраста, богатый) собирается в путешествие. Его жена облачена в металлическое нижнее белье — но на заднем плане нетерпеливо ждет юноша с копией ключа в руке. То есть пояс целомудрия воспринимался не как реальное средство «антисекса», а как аллегория глупости ревнивых мужей. С той же целью и с теми же героями (глупый муж, любвеобильная жена и хитрый любовник) пояса целомудрия упоминаются (весьма редко) в художественной литературе XVI-XVII веков — в анекдотах Брантома и письмах мадам де Севинье.

Но как же тогда быть с теми поясами верности, что экспонируются во многих музеях Европы? В 1990-х годах сотрудники крупнейших музеев (Британского и парижского Музея средневековья) провели экспертизу и выяснили, что якобы средневековые артефакты изготовлены в середине XIX столетия. Это объекты эротических фантазий о Средних веках. В каталоге Британского музея указывается: «Вероятно, большинство ныне известных предметов были изготовлены в XVIII-XIX веках как фетиш для сексуально озабоченных или в шутку». То есть «средневековые» пояса на самом деле создали европейцы викторианской эпохи, одержимость которой темой опасного секса широко известна. Именно тогда были сконструированы и запатентованы многочисленные пояса целомудрия, которые должны были не позволить юношам и девушкам заниматься мастурбацией (это считалось вредным для физического и психического здоровья). Серьезные музеи поспешили убрать сомнительные артефакты в запасники.

Почему же миф о средневековых поясах верности столь живуч — несмотря на очевидные гигиенические проблемы, а также доказательства их фальшивости? Причина в убедительности этого мифа, считает Классен. «Людям нравится погружаться в сексуальную тематику. Даже если они говорят о чисто историческом интересе, им важнее пикантность сюжета», — пишет ученый. Для мужчин пояса верности воплощают фантазии о сексуальной ненасытности противоположного пола, для женщин — о мужской жестокости и желании тотального контроля. В этом смысле фальшивые средневековые пояса выполняют ту же функцию, что и современные аналоги из БДСМ-атрибутики.

Автор публикации

не в сети 8 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18948Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях