«Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать» или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2

В предыдущей части нашей статьи мы попытались разобраться в мотивах своих и чужих действий на примерах наиболее известных психологических экспериментов. Предлагаем вам продолжить наше «путешествие» по лабиринтам человеческой психики.

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2

Мы можем слепо подчиняться власти

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


У каждого человека есть свои убеждения и моральные принципы. Они, как предохранители, но иногда эти принципы и установки, также как предохранители, ломаются под давлением силы. Пример тому – весьма жестокий эксперимент психолога из Йельского университета Стэнли Милгрэма. В 1961 году он провел исследования с целью выяснить, как далеко могут зайти порядочные, абсолютно не склонные к насилию в обычной жизни люди, подчиняясь имеющими над ними власть лицам, если те прикажут им совершить нечто, ранее казавшееся им чудовищным, и нанести вред другим людям. Цель эксперимента – исследовать глубокий внутренний конфликт между моральными убеждениями и необходимостью подчиниться власти.

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


Для участия были выбраны два человека, один из которых выполнял роль «учителя», а второй «ученика». Участников развели по разным комнатам. Смысл опыта заключался в том, что, когда ученик неправильно отвечал на заданный учителем вопрос, последний пропускал по нему разряд тока. В действительности, никакого удара током ученик не испытывал. Но учитель об этом не знал, а слышал только предварительно записанные крики боли. Если учитель пытался остановить жестокий «экзамен», руководитель эксперимента запрещал ему останавливаться и вынуждал продолжать мучительный процесс.

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


Результаты оказались поразительными: 65% участвовавших, несмотря на все свои моральные мучения и протесты, доводили разряд тока до 450 вольт, наказывая своих учеников. Оправдывает ли их то, что они делали это под давлением? Есть ли объяснение такому слепому подчинению чужой воле? Результаты эксперимента подтверждают, что человек, заботливый и терпеливый с близкими, одновременно под определенным давлением может быть абсолютно жесток по отношению к людям, которые не входят в его ближний круг.

Печенька как символ власти

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


Вот еще один, казалось бы, совершенно безобидный эксперимент, в результате которого можно сделать нелицеприятный для человека вывод: власть портит людей. Этот нехитрый эксперимент дает психологическое подтверждение тому, что люди, обладающие властью, подчас относятся к другим неуважительно и с необоснованным превосходством. Во время исследования трое студентов должны были написать общую работу, при этом двое из них должны были выполнять работу, а третий – ее оценивать и решать вопрос с оплатой.

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


Во время работы студентам приносили тарелку с пятью печеньками. Последнее всегда оставалась на тарелке, но «босс» всегда умудрялся съесть на одну печеньку больше. Причем делал он это нагло и небрежно. Таким образом, когда кому-то из участников эксперимента дается власть, они начинают вести себя непозволительным образом. Печально, но этот опыт доказывает, что это есть в каждом из нас.

Мы лояльны лишь к своей социальной группе

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


К данному эксперименту были привлечены две группы подростков, отдыхавшие в летнем лагере: команда «Орлов» и «Змей». Изначально дети не знали о том, что они не одни, и по отдельности прекрасно провели время в лагере. А вот когда команды объединили, начались проблемы: взаимные обвинения, конкуренция, конфликты, которые постоянно усиливались. Этот эксперимент доказывает, что мы, как правило, лояльны лишь к своей социальной группе, но весьма склонны к межгрупповым конфликтам.

Мы занимаемся самообманом

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


Следующий эксперимент подтверждает то, что человеку свойственно обманывать самого себя, находя оправдание даже самым бессмысленным своим поступкам. Участникам предложили в течение определенного времени выполнять неинтересную и ненужную работу, за которую им платили от 1,5 до 20 долларов. А по завершении работы они должны были рассказать тем, кто ожидал своей очереди, что задание было весьма увлекательным.

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


Заработавшие 20 долларов рассказывали о проделанной работе довольно вяло, те же, кто получил всего лишь полтора доллара, дабы оправдать самих себя и не чувствовать себя неудачниками, были очень убедительны и в красках расписывали, как им было интересно и весело. Таким образом, можно сделать вывод: мы часто занимаемся самообманом, как будто бы это заставит мир быть гармоничнее и радостнее.

Стереотипы – наше все

-Все, что вы хотели узнать о себе, но боялись услышать- или несколько психологических экспериментов, открывающих нам глаза на самих себя. Часть 2


Конечно, всем нам неприятна даже мысль о том, что мы подвержены стереотипам, и мы всячески пытаемся от них избавиться и убедить себя и мир в собственной оригинальности и креативности, но простой эксперимент доказывает обратное. Группе молодых людей предложили назвать все слова, связанные со старостью, которые они могут вспомнить. После получаса разговоров о беспомощности, слабости, болезнях и т.д. участники теста шли по коридору шаркающей походкой и гораздо медленнее тех, кто говорил о молодости.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля