черт побери
чертовски развлекательный сайт

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Сто лет назад, 15 сентября 1916 года, во время битвы за Сомму на Западном фронте англичане впервые ввели в дело неуклюжие бронированные машины — танки Mark I. Новая техника неплохо себя проявила, хотя и продемонстрировала отвратительную надежность. Настоящий триумф танков был еще впереди. Расскажем о наиболее известных бронированных боевых машинах за всю их вековую историю.

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Британский танк Mark I на фронте. Эта фотография, сделанная на Сомме 25 сентября 1916 года, через 10 дней после первой атаки, запечатлела версию танка, именовавшуюся «самец» (с 57-миллиметровыми пушками в боковых спонсонах). Еще была «самка» с чисто пулеметным вооружением.

Фото: Mark I

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Renault Ft.17 — одна из популярнейших и наиболее удачных моделей легкого танка. Созданная в самом конце Великой войны, она состояла на вооружении почти в трех десятках стран мира в межвоенный период. Участвовала в боевых действиях даже в конце Второй мировой. Известна российская версия этого танка под наименованием «Рено-русский» (к этому типу относится знаменитая машина «Борец за свободу товарищ Ленин»).

Фото: Renault Ft.17 в танковом музее Бовингтона (Британия)

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Легкий танк Т-26, выпущенный в количестве более 11 тысяч единиц, стал первым по-настоящему массовым танком РККА (его предшественник Т-18 не дотянул и до 1000 в серии). Машина, предназначенная для непосредственной поддержки пехоты, была создана на базе творчески переработанной конструкции британского танка Vickers 6-ton. Танк, устаревший к концу 1930-х, воевал в Великую Отечественную. Последний раз в бой пошел в 1945 году, на Дальнем Востоке.

Фото: Танки Т-26 советской 7-й армии на Карельском перешейке, декабрь 1939 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Танки серии БТ («быстроходный танк») восходят к боевым машинам американского инженера Джона Кристи, отличавшимся оригинальной конструкцией ходовой части — независимой подвеской свечного типа. Советский Союз выпустил более 8 тысяч БТ, в основном (5,7 тысяч) БТ-7. В канун Великой Отечественной войны БТ, наряду с Т-26, составляли основу танкового парка РККА.

Фото: Танк БТ-2 в музее бронетанковой техники в Кубинке

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Американский танк M3, выпущенный в количестве около 23 тысяч штук, считается самым массовым легким танком в истории. В британской армии он также был известен под именем «Стюарт». Сравнительно слабо вооруженный, но исключительно подвижный, этот танк широко применялся в годы Второй мировой. Советский Союз получил почти 1,7 тысяч машин этого семейства по ленд-лизу.

Фото: Подбитый британский M3 в Северной Африке, 1941 год

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Танк Т-34 в представлениях не нуждается. Общепризнанный номер 1 в истории танкостроения, он прошел через множество войн и конфликтов второй половины XX века.

Фото: Танк Т-34 образца 1941 года в музее бронетанковой техники в Кубинке

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Самый многочисленный американский танк времен Второй мировой, M4 Sherman не назовешь вершиной танкостроительной мысли. Но это была технологичная, простая и надежная машина — как и полагается массовому танку.

Фото: Танк M4A3E8 Sherman 2-й пехотной дивизии США ведет огонь с подготовленной позиции. Корея, май 1952 года.

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Valentine, самый многочисленный британский танк Второй мировой (свыше 8,2 тысяч штук), успел повоевать и на Восточном фронте: более 3,3 тысяч машин этого семейства получил СССР по ленд-лизу. Надежный и хорошо защищенный танк имел лишь два характерных недостатка: относительно слабое вооружение и тесную внутреннюю компоновку, затруднявшую работу экипажа.

Фото: Танк Valentine III

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Panzerkampfwagen IV — главный «трудяга» Панцерваффе, самый массовый немецкий танк времен Второй мировой войны (8,6 тысячи машин). Надежная машина немало повоевала и после 1945 года — в частности, на Ближнем Востоке.

Фото: Танк Pz.Kpfw IV Ausf G, захваченный во время Шестидневной войны 1967 года у сирийцев, в музее Яд ле-Ширьон (Израиль)

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Не самая удачная машина Второй мировой — тем не менее один из ее символов. Хорошо защищенный тяжелый танк с мощным орудием не отличался выдающейся подвижностью, был сложным в обслуживании, а его надежность достигла приличного уровня только к концу войны.

Фото: Танк Pz.Kpfw VI Tiger I из состава 504-го тяжелого танкового батальона, захваченный британцами в Тунисе. Танковый музей в Бовингтоне.

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Советское семейство Т-54/Т-55 (вместе с клонами) считается самым массовым в истории (по разным оценкам, выпущено от 86 до 100 тысяч единиц). Советский Союз снял эти танки с производства только в 1979 году. Танк использовали или используют до сих пор более полусотни стран мира.

Фото: Танк Т-55 одной из проправительственных ливийских группировок ведет огонь, август 2016 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Американский средний танк M48 — один из ранних игроков холодной войны, выпускавшийся в 1950-е годы и успевший много где повоевать, включая Вьетнам, Ближний Восток и Индостан. На фоне своих конкурентов (Т-55 и «Центуриона») машина выглядела все же бледновато, что не помешало выпустить ее серией почти в 12 тысяч штук.

Фото: Южнокорейский танк M48 на учениях, ноябрь 2011 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Оригинальнейшая французская разработка конца 1940-х годов, выпускавшаяся до 1964 года (а в Аргентине и вовсе до 1987-го). Так называемая «качающаяся башня» позволяла реализовать полуавтоматическое механизированное заряжание из магазинов барабанного типа. Танк широко использовался в третьем мире (его закупали армии трех десятков разных стран), неоднократно модернизировался.

Фото: Легкий танк AMX-13 в экспозиции музея Яд ле-Ширьон (Израиль)

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Британский средний танк, разработанный ближе к концу Второй мировой. Надежная, живучая машина с огромным потенциалом модернизации выпускалась до 1962 года. Широко применялись Израилем в арабо-израильских войнах до 1980-х годов.

Фото: Centurion Mk.III в военном музее Истборна (Великобритания)

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Т-72 тоже самый массовый в мире, но уже в категории основных боевых танков: всего было выпущено около 30 тысяч машин всех модификаций. Проектировавшийся как дешевый «мобилизационный» танк на случай большой войны (танками первой линии в тот момент были Т-64, а потом Т-80), Т-72 оказался очень удачным. Он же послужил базой для следующего советского экспортного танка после Т-55 и Т-62. В конце концов сильно изменившееся семейство Т-72 породило Т-90.

Фото: Первый публичный показ танков Т-72 на параде в Москве, 7 ноября 1977 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Основной боевой танк ФРГ Leopard 2 выпускается с 1979 года. Дорогая, «солидная» машина немецкой школы танкостроения отличается мощным вооружением и усиленным бронированием. Leopard 2 покупает целый ряд стран как в НАТО, так и за его пределами.

Фото: Канадские танки Leopard 2 под Кандагаром (Афганистан), май 2010 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Израильские танки семейства Merkava выпускаются с 1979 года. У машины ряд характерных конструктивных особенностей, в том числе — переднее размещение моторно-трансмиссионного отделения. Танк проектировался из расчета максимально достижимой защищенности, хотя бы и в ущерб иным характеристикам.

Фото: Merkava III из состава 188-й бронетанковой бригады на Голанских высотах, март 2008 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Т-90 «Владимир» — творческое развитие удачной конструкции танка Т-72Б с использованием продвинутой системы управления огнем «Иртыш» от танка Т-80У. Эта машина — настоящий хит рубежа 1990-х и 2000-х годов, один из самых продаваемых в данный момент танков в мире.

Фото: Танк Т-90 на демонстрационном показе в Нижнем Тагиле, июль 2002 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Выпускается с 1994 года, и, по оценкам специалистов, прослужит в британской армии как минимум до 2035-го. Оснащен вторым поколением многослойной композитной брони «Чобхэм», также известной как «Дорчестер».

Фото: Challenger 2 из состава Королевского танкового полка на стрельбах

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Танки M1 Abrams тоже в представлениях особо не нуждаются — это один из символов современной армии США. Выпускаются с 1980 года. В последних версиях изрядно обросли дополнительной защитой и сложными электронными системами.

Фото: M1A2 из состава 1-й кавалерийской дивизии США на учениях в Германии, ноябрь 2014 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

«Ход конем» отечественного танкопрома: на сегодняшний день эта полуэкспериментальная машина — самый современный по конструктивным решениям и технологиям танк в мире.

Фото: Танк Т-14 «Армата» на параде в Москве, 9 мая 2015 года

Век танков: Как изменилась главная боевая машина за сто лет

Автор публикации

не в сети 23 часа

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18575Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях