УДАЧНОЕ “ПРИВОДНЕНИЕ”

За минувшие годы об этом подвиге писалось немало. Была опубликована фотография того самолета на месте приводнения.  До 21 августа 1963 года мировая авиация знала лишь один случай удачного приводнения пассажирского самолета – 16 октября 1956 года американский «Боинг-377» благополучно сел на поверхность Тихого океана, пилоты сумели сохранить жизни и себе, и всем 24 пассажирам. Оно и не удивительно. Скорость снижения авиалайнеров весьма большая – триста-четыреста километров в час, а то и выше.

УДАЧНОЕ -ПРИВОДНЕНИЕ-


При этой скорости плотность воды по отношению к врывающемуся в нее предмету становится такой, что самолет может переломить, как спичку. Если у экипажа остаются для спасения считанные минуты, а бывает, что и секунды, осуществить столь виртуозную посадку крайне нелегко. Но что же произошло тогда с нашим самолетом в Ленинграде?

Самое трудное в авиации – это посадки и взлеты. В то утро Ту-124 совершал обычный рейс из Таллина в Москву. При взлете с аэродрома Юлемисте произошла поломка механизма, отвечающего за выпуск переднего шасси. Проще сказать, вывалился и упал на бетон полосы шаровой болт (его потом подняли со взлетки). Механик ли недосмотрел, или какая иная причина, но только без этой детали «передняя нога» самолета не выпускалась. А это означало, что совершить посадку с такой неисправностью без угрозы для жизни пассажиров нельзя. В подобных случаях самолет, как правило, опрокидывается. В полете летчики пытались «выбить» заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа – не помогло.
Оставалось одно: садиться «на брюхо» на аварийную полосу – попросту на глубоко вспаханную землю.

Но еще до того необходимо было выработать большую часть топлива, чтобы избежать взрыва. Именно это и предложили с командного пункта управления полетами Виктору Мостовому.
Самолет направили в ленинградский аэропорт. Вырабатывая керосин, авиалайнер летал кругами вокруг города. Стюардессы по приказу командира отвлекали пассажиров рассказами.
В это время на земле готовились принять аварийный борт: подогнали пожарные машины, краны и, конечно, машины скорой помощи.

Все проходило в «штатном режиме» до того момента, пока не заглохли сначала левая, а потом и правая турбины. По иронии судьбы случилось это в самом центре города, прямо над штабом революции – Смольным, где размещался ленинградский обком КПСС.
Летчики переусердствовали, стараясь выжечь побольше горючего. Расходомеры топлива того времени были с дефектом, часто показывали на тонну больше, чем было в баках. Потому их в аэропортах старались дозаправлять чуть больше на всякий «пожарный случай».
После шокирующего сообщения из аэропорта Пулково Мостовому приказали «спрямлять курс» над городом. У руководителей полета еще теплилась надежда, что лайнер дотянет до полосы планирующим способом. И, наверное, так бы и произошло, будь машина поменьше и полегче, вроде шестнадцатиместного Ил-14 или Ли-2. Но Ту-124 был самолетом совсем другого поколения. В соответствии с законами аэродинамики он клюнул носом, после чего стал быстро терять высоту.

На принятие судьбоносного решения у Мостового оставались не минуты, а секунды. Лайнер находился на высоте менее пятисот метров. Ту-124 под углом около тридцати градусов, рассекая воздух, скользил над историческим центром мегаполиса. Садиться было некуда, кроме реки.
«Иди на Неву!», – крикнул Виктору второй пилот Василий Чеченев – бывший гидролетчик. Но Мостовой и сам отлично понимал, что другого выхода нет. Нева – единственный шанс на спасение. И не ошибся. Работая штурвалом, Виктор сумел направить авиалайнер в сторону строящегося в ту пору моста Александра Невского. В этом месте река не делает поворотов и достаточно широка.
Преодолев высокие фермы Большеохтинского моста на высоте всего сорок метров, самолет прошел над одной из опор, едва не задев ее.
Воды реки уже почти касались самолета, когда впереди прямо по курсу появился буксир. Последним движением штурвалов Мостовому и Чеченеву совместными усилиями удалось приподнять авиалайнер на тот «последний дюйм», что так необходим был для спасения.

После этого Ту-124 вспорол невскую гладь.
С момента остановки турбин прошло всего 14 (!) секунд! Мощное встречное течение реки помогло быстро погасить скорость. Самолет застыл всего в ста метрах от Финляндского железнодорожного моста.
А тот кораблик, в который они едва не врезались, им же и помог – отбуксировал плавающий, как утка, самолет. Командир буксира Юрий Поршин сумел завести крыло тонущего авиалайнера на стоявшие у берега плоты. Крыло согнулось при ударе о воду и стало похоже на трап. По нему пассажиры смогли выйти сначала на бревна, а уже потом на сушу.

Посмотреть на приводнившийся пассажирский самолет пришли сотни, если не тысячи ленинградцев. Первой, как водится, подоспела милиция. Это для того, чтобы к самолету никого не подпускать, ну и, понятное дело, не давать фотографировать. Подобные происшествия в ту пору “не афишировались”
Справедливости ради нужно заметить, что ленинградское радио уже вечером того дня сообщило о благополучной посадке авиалайнера на Неву. Правда, в очень сжатом виде.

Вид у пассажиров был ужасный. У одних лица были бледные, у других – зеленоватые. На щеках отдельных граждан проступали бардовые пятна. Люди начинали постепенно приходить в себя после шока. Понять их состояние было нетрудно. Ведь они пережили мгновения между жизнью и смертью.
Среди толпы из полусотни пассажиров и членов экипажа заметно выделялся Виктор Мостовой. Он был бодр, хотя и заметно возбужден. Приятный лицом, в синей аэрофлотовской форме и фуражке с кокардой на голове. Он выглядел героем. Да таковым и был человек, только что спасший стольких людей от гибели! Может быть, поэтому летчик временами с достоинством и гордостью посматривал на толпы собравшихся ленинградцев.
Кстати, как и положено капитану, он вышел последним.
Только те, кто был рядом, видели, что у него тряслись руки.

К месту события уже спешили люди из прилетевшего вертолета. То были, конечно, летчики и работники аэропорта Пулково. Они хотели поскорее узнать о причинах происшествия, успокоить пассажиров, оказать им помощь. Поскольку все были живы, оставалось подать к месту происшествия автобусы, для того чтобы отвезти пассажиров и их багаж в Пулково и они могли продолжить полет. Предлагали народу поехать и на поезде. Что удивительно, практически все пожелали лететь!
Так и отбыли без своих чемоданов. Как известно, багаж и грузы в авиалайнерах перевозят в специальных отсеках – трюмах, расположенных в нижней части самолета. Но в этом случае попасть в нижний трюм не было возможности. Самолет ведь не стоял на бетонке аэродрома, а плавал в Неве.

Уже к вечеру лайнер затонул. Вода проникла через ниши, куда убираются шасси во время полета. Снаружи только хвост торчал.
Но уже на другой день из морского порта пригнали мощный плавучий кран и с его помощью самолет подняли. Только после этого удалось извлечь багаж пассажиров и запас жигулевского пива, предназначенный для самолетного буфета. Все до одной бутылки были целы. Их работники аэропорта принимали поштучно. Вот такой был строгий учет и контроль.
Лишь спустя три дня после описываемых событий Ту-124 увезли на барже на Васильевский остров, где его разрезали автогеном на части. Сохранили лишь самое ценное, что есть в самолетах, – пилотскую кабину и приборы. Позже их стали использовать в качестве тренажера в одном из училищ гражданской авиации.

Поначалу главное управление Гражданского воздушного флота СССР расценило действия Мостового как разгильдяйство. Его даже отчислили из двухсотого авиаотряда. Но поднялся шум за границей: мол, пилота, совершившего невероятный подвиг, отправили “местИ” аэродром. Об этом написали тогда многие зарубежные СМИ.
В итоге было объявлено, что Мостового представили к ордену Красной Звезды за мужество, а членов экипажа – к медалям. Однако указ о награждении так и не был подписан – воспротивился сам генеральный конструктор Туполев. Компромиссное решение принимал лично Никита Хрущев – ни награждать, ни наказывать…

Виктор Мостовой продолжал летать командиром турбореактивных самолетов, перевозя пассажиров и грузы. В начале 90-х выехал с семьей на постоянное место жительства в Израиль, где умер от рака в 1997 году.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля