Удача на стороне отважных

Война на Тихом океане официально началась утром в воскресенье 7 декабря 1941 года, когда 350 самолетов с 6 японских авианосцев атаковали американский Тихоокеанс­кий флот, стоящий в Пирл-Харборе, а также аэродромы острова Оаху. Атака японцев была самой крупной авианос­ной операцией в истории. Только удар англичан по Таранто был столь же блестяще спланирован и исполнен.

Удача на стороне отважных

Вашингтонская конференция 1921 года и установленные ею соотношения сил флотов дали толчок развитию ударных авианосцев японского флота. Договор ограничил численность японского флота 60% численности американского в линко­рах и авианосцах. Японские лидеры утверждали, что для обес­печения национальной безопасности Япония должна иметь в этих классах кораблей 70% численности американского флота. Но, потерпев неудачу, Япония стала усиленно разви­вать крейсера, эсминцы, подводные лодки и морскую авиа­цию, которые не ограничивались договором.

Авиация заняла привилегированное положение в япон­ском флоте и во время учений показала впечатляющие дос­тижения. В начале 30-х годов в японском флоте начали скло­няться к мнению, что следует использовать авианосцы для неожиданного удара с воздуха по вражеским авианосцам. Это позволило бы закрепить превосходство в морской авиации, которого Япония добилась к 30-м годам, и дало бы преиму­щества в войне на море. Так как японцы на Лондонских кон­ференциях 30-х годов не сумели добиться разрешения стро­ить 70% тоннажа американского флота в тяжелых крейсерах и некоторых других классах кораблей, это ускорило приня­тие концепции внезапной авианосной атаки в качестве ос­новной доктрины флота. В 1933 году на авианосцах появи­лись пикирующие бомбардировщики, что увеличило возмож­ности авиагрупп.

К середине 30-х годов в составе японского флота числи­лись 4 авианосца, но в этот период возникли серьезные рас­хождения во мнениях относительно тактики их использова­ния. Одни офицеры считали, что авианосцы следует рассре­доточить на возможно большей площади, чтобы сократить вероятность обнаружения всего соединения. Другие призы­вали держать все имеющиеся авианосцы вместе, чтобы до­биться максимальной концентрации ударной мощи. После морских маневров 1936 года было принято решение рассре­доточивать авианосцы.

Вскоре родилась идея проведения воздушных атак круп­ными соединениями пикирующих бомбардировщиков и тор­педоносцев под прикрытием истребителей. Теория массиро­ванных воздушных атак была проверена во время морских маневров 1939 и 1940 годов, и в результате она была приня­та для наступательных авианосных операций. Но тут возник­ла проблема сосредоточения самолетов с рассредоточенных авианосцев. Радионаведение было невозможно из-за необхо­димости соблюдать молчание в эфире, так как это было обя­зательным условием достижения внезапности атаки. Кроме того, чем дольше собирались самолеты, тем больше они рас­ходовали бензина и, соответственно, тем меньше станови­лась дистанция атаки.

Проблему решил капитан 2 ранга Минору Гэнда, который прибыл в Японию в октябре 1940 года, покинув должность помощника военно-морского атташе в Лондоне. Гэнда какое-то время пробыл в Токио, перед тем как занять должность начальника оперативного отдела штаба 1-й дивизии авианос­цев. Находясь в столице, он однажды увидел кинохронику, в которой были засняты 4 американских авианосца, идущих в едином строю. В это время японские авианосцы обычно дей­ствовали попарно и никогда не собирались все вместе.

Капитан 2 ранга Гэнда долго обдумывал увиденное и ре­шил, что несколько авианосцев могут действовать в составе одного соединения. Тогда они легко смогут собрать свои эс­кадрильи в одно большое ударное соединение. Слабым мес­том такого построения считалось то, что противник может обнаружить все авианосцы разом. Однако многочисленные истребители и плотный зенитный огонь кораблей сопровож­дения могли отразить любую атаку. Предложение было при­нято командиром 1 -и дивизии авианосцев, а затем команду­ющим 1-м воздушным флотом, созданным в апреле 1941 года. В составе этого соединения были сведены почти все имеющи­еся у японцев авианосцы. Гэнда предложил, чтобы 6 быстро­ходных авианосцев действовали в прямоугольном строю на расстоянии 7700 ярдов один от другого. Это был так называе­мый строй «коробочка», который следовало использовать при ударах по вражеским портам и наземным сооружениям. Для действий против вражеского флота 6 авианосцев должны были образовать строй перевернутого V, образованного 3 дивизия­ми авианосцев. Эти строи были приняты, но опробовать их на практике удалось только в ноябре 1941 года, когда началась подготовка удара по Пирл-Харбору.

(Первый из них был использован в Пирл-Харборе, в Индийском океане, при Мидуэе, то есть при атаках вражес­ких баз. При Мидуэе это построение не сработало и больше в авианосных боях не использовалось. Строй перевернутого V не применялся вообще.)

Пока в Европе и на Азиатском материке бушевал по­жар, Япония, территория которой пока не была задета вой­ной, стремительно наращивала силы своего авианосного флота. В 1939 году в составе флота имелись 6 авианосцев: «Акаги», «Kara», «Сорю», «Хирю», «Рюдзё», «Хосё». Еще 2 находились в постройке: «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Японские верфи, имевшие ограниченные возможности, были пол­ностью заняты строительством кораблей других классов и торговых судов, необходимых для эскалации войны в Азии. К тому же строительство эскадренного авианосца занима­ло около 3 лет, поэтому было принято решение переобору­довать в авианосцы несколько вспомогательных кораблей ВМФ и гражданских судов.

Первыми на переоборудование отправились эскадренные танкеры «Цуругисаки» и «Такасаки» (12000 тонн). Они были специально спроектированы как вспомогательные корабли ВМФ, и во время постройки был получен приказ достроить их как базы подводных лодок. «Цуругисаки» вошел в состав флота в 1939 году, а уже в январе 1941 года стал на верфь для переоборудования. Переоборудование «Такасаки» нача­лось еще во время постройки. В декабре 1940 года он вошел в строй как авианосец «Дзуйхо» (Счастливый феникс). «Цуру­гисаки» покинул верфь как авианосец «Сёхо» (Благосклон­ный феникс).

В качестве легких авианосцев эти корабли имели водоиз­мещение 11262 тонны и длину 662 фута. Как и многие их пред­шественники, эти авианосцы не имели острова. Во время пе­рестройки их дизеля были заменены турбинами, позволяв­шими развить скорость 26 узлов. 2 элеватора, установленные еще во время первого переоборудования, связывали ангар­ную и полетную палубы. Каждый корабль мог нести 31 само­лет. Артиллерийское вооружение составляли 8 — 127-мм уни­версальных орудий и многочисленные 25-мм автоматы.

Третий корабль этого класса тоже был построен как база подводных лодок. В декабре 1941 года «Тайгей» стал на пере­оборудование и в 1942 году снова вошел в состав флота, но уже как легкий авианосец «Рюхо» (Феникс-дракон).

Следующими кораблями, которые планировалось перестро­ить в авианосцы, были 2 строящихся гражданских судна — «Касивара Мару» и «Идзумо Мару». Оба были заложены в 1939 году как пассажирские лайнеры водоизмещение 27700 тонн со скоростью 24 узла. Они были специально спроектированы для последующего переоборудования в авианосцы — имели двойное дно, большое расстояние между палубами, место для элеваторов и так далее. Корабли вошли в строй в 1942 году как авианосцы «Дзуньё» (Сокол-сапсан) и «Хиё» (Летящий яст­реб) соответственно.

Для переоборудования в авианосцы были выбраны еще 3 не таких больших лайнера: «Нитга Мару», «Явата Мару», «Касуга Мару» (17000 тонн, 22 узла). В их проектах также была предусмотрена возможность подобной перестройки. Все они были заложены в 1938 году, и первая пара была закон­чена в качестве лайнеров до того, как флот реквизировал их. Третий корабль — «Касуга мару» — начал переоборудование еще во время постройки. Зато в качестве авианосца он дол­жен был войти в строй первым. В сентябре 1941 года япон­ский флот получил авианосец «Таё» (Гигантский ястреб).

«Таё» имел водоизмещение 15600 тонн и длину 592 фута. Турбины позволяли ему развить скорость 21 узел. На корабле были установлены 2 элеватора, и обычно он нес 23 самолета. Два остальных корабля, в некоторых мелочах отличавшиеся от «Таё», вошли в строй в 1942 году. Эти 3 авианосца были аналогичны английским и американским эскортным авиа­носцам. Но японцы намеревались использовать их в составе флота, что, как мы увидим позднее, им не удалось.

В это же время была пересмотрена и организационная струк­тура флота, чтобы увязать ее с новой тактикой действий авиа­носцев. До сих пор наиболее сильные авианосцы («Акаги», «Kara», «Сорю» и «Хирю») были разделены между 1-м фло­том, основу которого составляли линкоры, и 2-м флотом, главной силой которого были тяжелые крейсера. В конце 30-х годов возобладало мнение, что авианосцы следует свести в отдельное авианосное соединение, чтобы сражаться с вра­жескими авианосцами. Поэтому 10 апреля 1941 года был сформирован 1-й воздушный флот под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо.

Эти самолеты образовали мощную воздушную армаду из 429 машин, которая базировалась на 7 авианосцах 1-го воз­душного флота. Истребителем на большинстве авианосцев служил А6М «Зеро», хорошо зарекомендовавший себя в боях над Китаем.

B5N «Кейт» впервые взлетел в 1937 году. Это был первый в мире моноплан-торпедоносец и первый японский авиа­носный самолет с убирающимся шасси.

D3A «Вэл» был самым новым в ряду созданных фирмой «Аичи» пикирующих бомбардировщиков, причем он был спроектирован в основном по чертежам Хейнкеля. D3A1 был запущен в серийное производство в 1941 году. Несмотря на неубирающееся шасси, этот самолет имел высокую манев­ренность и был способен уйти от истребителей противника и сбросить бомбы.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля