Суровое римское воспитание

Жизнь в Древнем Риме была суровой, особенно это касалось детей. Даже если они были настолько удачливы, что выживали в первые годы своей жизни, их ожидало будущее, полное изнурительной или опасной работы за небольшое вознаграждение. Лишь немногие привилегированные могли насладиться жизнью во всей её полноте. Несмотря на это, люди упорно продолжали жить. Они проходили путь от новорождённых, которым с трудом удалось выжить, до полноценных граждан Римской империи.

Суровое римское воспитание


1. Добро пожаловать в семью

В Древнем Риме “Pater familias” был неоспоримым главой семьи. Он получал полную власть как по римскому праву, так и в соответствии с “mos maiorum” – неписаным кодексом, из которого древние римляне брали свои социальные нормы. Он был единственным членом семьи, которому разрешалось владеть землёй и представлять семью в правовых, экономических и религиозных делах.

Несмотря на то, что “Pater familias” означает «отец семейства», не всегда эту роль исполнял отец. “Pater familias” был самым старшим из живых мужчин, поэтому если отец умирал, его место занимал старший сын. Это было одной из причин, почему римляне придавали большое значение рождению сыновей. Кроме того, усыновление мальчиков в Древнем Риме было обычным явлением.



Любой новый ребёнок должен был быть признан “Pater familias”. Традиционно, акушерка возлагала новорождённого возле его ног, и только тогда, когда “Pater familias” брал ребёнка на руки, он официально признавался членом семьи. Отец имел право отказаться от своих детей и продать их в рабство, если они злили его. Ему даже разрешалось убивать их, хотя записи показывают, что это было редким явлением и, в конце концов, было запрещено законами Августа.

2. Получение буллы

В связи с высокими показателями младенческой смертности детям не давали имён сразу после рождения. Римляне выжидали целую неделю, прежде чем назвать ребёнка, в честь чего устраивался праздник под названием “Dies lustricus” («День очищения»). Многое было похоже на современный день рождения – приходили друзья и родственники, чтобы вручить ребёнку подарки и осыпать его добрыми пожеланиями.



Дети мужского пола также получали буллу на этом празднике. Буллой называли амулет, который должен был отгонять злых духов и показывал, что мальчик является свободным гражданином Рима. Учёные до сих пор спорят, получали ли такие буллы и римские девочки, но точно известно, что они имели другой амулет, называемый “lunula”.

Мальчики должны были носить свои буллы до совершеннолетия, а девушки свои амулеты – до дня свадьбы. Традиционно булла делалась из золота, но это было доступно только богатой элите Рима. Низшие классы обходились буллами из недорогих материалов, таких как кожа, бронза или олово.

3. Этапы жизни детей

Детство римлянина делилось на несколько чётко определенных этапов, как с социальной, так и с правовой точки зрения. Первый период был известен как “nfantia”. Он продолжался с рождения до семи лет, как для мальчиков, так и для девочек. Этот период проходил в основном дома, под присмотром родителей, бабушек и дедушек, опекунов, старших братьев и сестёр. Все дети, которые были “infantiae” или “infantiae proximus” (чуть старше) в глазах закона считались “Doli incapax” – неспособными отвечать за свои действия.

До достижения возраста 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков детей называли “impuberes” или “pubertati proximus” (последнее – когда они были близки к достижению порогового возраста). Они по-прежнему считались “Doli incapax”, но им уже разрешалось совершать мелкие сделки с согласия опекуна. В социальном плане на этом этапе дети начинали своё знакомство с внешним миром. Они чаще выходили из дома, проводили время в компании незнакомых людей и даже, если их родители могли себе это позволить, начинали получать образование вне дома.



Девушки старше 12 лет считались пригодными для брака. Мальчики считались вступившими в зрелый возраст с 15 лет. Им предоставлялись юридические права и обязанности, хотя до 25 лет они, согласно римским законам, всё ещё имели ряд ограничений.

4. Получение образования

Как и во многих обществах, образование в Древнем Риме была доступно в основном только богатым. По приблизительным оценкам, грамотными было около 20 процентов населения, хотя эта цифра колебалась в разные периоды времени.

На протяжении большего времени существования Римской республики образование заключалось в неофициальных занятиях с родителями, передававшими знания своим детям. Но после завоевания Греции в 146 году до нашей эры в империи стала распространяться греческая система образования. Римляне начали придавать большее значение образованию, а воспитатели стали более доступными, поскольку многие из них были рабами.



Дети, как правило, с 7 лет начинали ходить в школу. Их преподавателей, которые обучали детей чтению, письму и основным арифметическим действиям, называли «литераторами», чаще всего ими были греки. В возрасте 12 или 13 лет дети, которые могли себе позволить продолжить получение образования, поступали в «школы грамотности», где им преподавали «грамматики». Здесь они получали практические знания, необходимые для повседневной жизни, и начинали изучать искусство и поэзию. Наиболее высокие уровни образования предполагали обучение риторике на основе произведений великих ораторов, таких как Цицерон и Квинтилиан.

5. Игры

Дети Древнего Рима проводили много времени, играя с игрушками, очень похожими на современные. Младенцев часто развлекали погремушками, называемыми “crepitaculum”. Их делали из дерева или металла, иногда на них цепляли колокольчики. Кроме того, возможно, что в качестве игрушек римляне также использовали и буллы своих подопечных.

Среди девочек самыми популярными игрушками были куклы. Их делали из самых разных материалов, таких как терракот, воск, глины, дерево, металлы и камни. Некоторые из них могли иметь чётко выраженные конечности, одежду и украшения из ювелирных изделий.

Мальчики предпочитали движущиеся игрушки, такие как тележки или лошадки с колёсами. Обычным явлением были деревянные мечи для игрушечных сражений. Обручи, воздушные змеи, шары и волчки были обычными игрушками, доступными для детей всех возрастов.

Настольные игры были популярны как среди молодых, так и пожилых людей. Существовало множество игр с применением кубиков, костей и кусков камней. Среди других игр были прятки, чехарда, «крестики-нолики».

6. Домашние животные

Как и мы, древние римляне любили животных, многие семьи держали одного или несколько домашних питомцев. Традиционными домашними животными были кошки и различные обезьяны Старого Света, такие как маготы. Кажется, что даже в древние времена людей забавляли выходки наших обезьяньих сородичей.

Также в качестве домашних животных держали и змей, хотя они были скорее религиозными символами, и маловероятно, что их можно было найти в доме среднего гражданина. Многие богатые семьи предпочитали держать птиц, потому что они служили показателем их статуса (содержание птиц было не по карману типичной римской семье).

По-видимому, даже во времена Древнего Рима собаки были лучшими друзьями человека. Они были, безусловно, самыми популярными из домашних животных древних римлян и фигурируют в литературе, на керамических изделиях, картинах и барельефах. В отличие от других домашних животных, содержание собак имело и практическое значение: они помогали на охоте и использовались для охраны. Раскопки в Помпеях показали, что на некоторых римских домах были надписи “Cave canem” – «Осторожно, собака».

7. Поиски работы

Социальный статус семьи мальчика обычно определял, на какую работу он мог претендовать, став подростком. Самые престижные позиции были в политике, но они были обычно зарезервированы для элиты и требовали хорошего образования.

Чуть ниже были административные должности в пределах империи: мытари, нотариусы, клерки, юристы, учителя и так далее. Опять же, эти рабочие места, как правило, были доступны молодым людям с хорошим образованием, хотя некоторые из этих позиций были также доступны и для образованных рабов, особенно греков.

Самым доступным выбором для большинства римских вольных юношей было присоединиться к армии. Будучи империей завоевателей, Рим почти постоянно воевал, и у него всегда была потребность в солдатах. Для представителей низших классов это было также хорошим способом обеспечить себе стабильный доход и даже получить земельный надел по окончании 25-летней службы.

По мере того как империя росла, появлялось всё больше новых рабочих мест. Достаточно скоро римский подросток уже мог выбирать, стать ли ему купцом, художником, артистом или торговцем. Тем не менее, эти позиции, как правило, передавались от отца к сыну. Со своей стороны, семья также была заинтересована в передаче секретов мастерства своему ребёнку.

8. Женитьба

Юношей мужского пола мало заботили мысли о женитьбе, так как мужчины женились, как правило, в возрасте около 25 лет. Однако девушки вступали в брак намного моложе, начиная с 12 лет. Поскольку большинству девушек не требовалось получать столь же обширное образование, как юношам, не было никакого смысла держать их дома после того, как они достигали детородного возраста.

Девушки из богатых семей, как правило, выходили замуж раньше, чем девушки из рабочих семей. Их брак рассматривался как редкая возможность подняться по социальной лестнице.

Большинство девушек мало что знали о своих будущих мужьях. Как и большинство решений в их жизни, всё зависело от “Pater Familia”. Он искал потенциальных кандидатов в мужья и вёл переговоры с семьёй жениха.

Свадьбы сопровождались исполнением многочисленных обычаев, которые развивались на протяжении веков, некоторые из них сохранились и по сей день. В их числе – белое платье и перенос невесты через порог.

9. Поиски жилья

Во времена расцвета Древний Рим населяло более миллиона человек, этого в Европе никогда больше не случалось до самой эпохи промышленного расцвета Лондона. Постоянно растущее население вынудило правительство придумать такие впечатляющие нововведения, как водопровод и канализацию. Это также означало, что Рим был одним из самых густонаселённых мест на Земле.

В городе были широко распространены два типа жилых домов. Богатые люди могли позволить себе большие дома с несколькими комнатами, внутренним двориком, а в некоторых случаях – и магазинами, которые пристраивались снаружи и назывались «тавернами». У очень богатых также были виллы вдали от шума и суеты Рима.

Однако большая часть населения жила в переполненных многоквартирных домах, называемых “Insulae”. По мере совершенствования строительных технологий увеличивалась и высота этих зданий. Некоторые “Insulae” могли достигать восьми или девяти этажей. Записи третьего века показывают, что в Риме насчитывалось около 44,000 “Insulae”. Нередко вся семья жила в одной единственной комнате.

Этаж проживания часто был обратно пропорционален социальному статусу. Нижний этаж занимали «таверны» и мастерские. Пару следующих этажей занимали более просторные и более дорогие квартиры. На каждом следующем этаже квартиры становились не только всё более тесными, но и более опасными. Пожары были в Риме обычным явлением, и жильцы, живущие на верхних этажах, часто при возгорании оказывались в ловушке. При Августе максимальная высота многоквартирных домов была законодательно ограничена до 70 римских футов (20,7 метров), а Нерон после Великого пожара сократил её ещё больше – до 60 римских футов (17,7 метров).

10. Становление мужчины

Достижение половой зрелости было важным этапом в жизни римских подростков. Девушки должны были остаться девственницами до свадьбы. У них не было обширных ритуалов, связанных с созреванием, и единственным обрядом являлась, как правило, их первая брачная ночь.

Мальчики считались достигшими половой зрелости, когда им исполнялось 15-16 лет. Кроме того, что они расставались со своими буллами, менялась их одежда: тогу “praetexta” сменяла тога “virilis” – простая белая тога, которую носили взрослые мужчины.

Римляне праздновали взросление молодых людей во время “Liberalia” – праздника с едой, вином, песнями и танцами. На самом деле, “Liberalia” происходит от ещё более старого и более разгульного праздника Вакханалии, посвящённого богу вина и плодородия Вакху. После того как Сенат приложил усилия, чтобы подавить Вакханалии, сходство между этими двумя праздниками заставило их объединиться.

Шестнадцатилетний римский мужчина мог вступать в сексуальные отношения до брака. Человек из богатой семьи, скорее всего, занимался сексом с рабынями, в то время как простолюдины посещали проституток. Оба эти виды отношений признавались приемлемыми для мужчин даже после вступления их в брак. Прелюбодеянием считалась, как правило, связь между женатым мужчиной и женой римлянина или его незамужней дочерью.

Специально для читателей по статье с сайта listverse.com

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля