черт побери
чертовски развлекательный сайт

Су-7Б – Великолепная семерка

В октябре 1961 года в 642-м гвардейском авиационном полку истребителей-бомбардировщиков Одесского военного округа (аэродром Мартыновка в Николаевской области) завершились войсковые испытания созданного в ОКБ Павла Сухого самолета Су-7Б.

Су-7Б - Великолепная семерка

Сверхзвуковой (максимальная скорость – 2150–2200 км/ч) истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе не получившего широкого распространения фронтового истребителя Су-7, был официально принят на вооружение еще в начале 1961 года. Спешка объяснялась, наверное, тем, что советским ВВС позарез была нужна машина, призванная заменить использовавшиеся в данном качестве «эрзацы» – дозвуковые истребители МиГ-15бис и МиГ-17Ф.

Су-7Б в разных модификациях на весьма продолжительное время стал главным ударным комплексом отечественной фронтовой авиации, сразу же потеснив «одноклассника» – сверхзвуковой бомбардировщик Як-28, уже не говоря об устаревшем Ил-28. К 1965 году в боевом составе ВВС СССР числилось 450 Су-7Б, самолетов Як-28 в ударно-бомбардировочном варианте было построено около 350. Всего же истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БМК и Су-7БКЛ выпустили 1342 штуки. Плюс 365 учебно-тренировочных «спарок» Су-7У.

 

Су-7Б - Великолепная семерка

Су-7Б - Великолепная семерка

Су-7Б - Великолепная семерка

Новые «сушка» и Як рассматривались в первую очередь как носители тактического ядерного оружия. Су-7Б оснащался размещаемой на внешней подвеске компактной специальной авиабомбой 8У69 («244Н») мощностью 5 килотонн и массой около 500 килограммов, а Як-28 (как и Ил-28) – гораздо более тяжелой (1200 кг) и требующей внешнего обогрева 30-килотонной РДС-4 на внутрифюзеляжной подвеске.

Для применения ядерного оружия Су-7Б был снабжен электромеханическим прибором для бомбометания с кабрирования ПБК-1, автоматически определявшим момент сброса, предусматриваемого на скорости 1000–1050 километров в час при маневре с резким набором высоты от малой до 3500–4000 метров. Су-7Б задействовались в полигонных испытаниях авиационных ядерных боеприпасов. В последующем ядерный арсенал Су-7Б пополнили спецбомбы РН-24 и, наконец, РН-28, «миниатюризированные» до массы 250 килограммов.

Однако ядерным оружием арсенал не ограничивался: вдобавок к двум встроенным 30-мм пушкам НР-30 «универсального» калибра, оптимизированного для поражения как воздушных, так и наземных целей, в том числе легкобронированных, «сушка» несла довольно разнообразное обычное подвесное вооружение. Его варианты для усовершенствованной модификации Су-7БКЛ с колесно-лыжным шасси и увеличенным до шести числом точек подвески включали 160 57-мм неуправляемых ракет С-5 в четырех 32- и двух 16-зарядных блоках, 42 134-мм НУР С-3К в шести семизарядных пусковых консолях, шесть тяжелых 240-мм НУР С-24, четыре 500-килограммовые и две 250-килограммовые авиабомбы или шесть 100–250-килограммовых, напалмовые баки и т. д.

По сведениям зарубежных источников, истребители Су-7Б могли вооружаться и управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» Р-3С с инфракрасной головкой самонаведения. Ближе к закату своей карьеры Су-7Б получили подвесные станции радиоэлектронной борьбы.

Су-7Б был простой по устройству, но не самый легкий в пилотировании. Иностранные эксперты давали Су-7Б разные оценки. Американец Лон Нордин отмечал: «Су-7Б был разработан как средство доставки на сверхзвуковой скорости тактического ядерного оружия и в силу этого обладал скромным боевым радиусом при максимальной нагрузке обычными боеприпасами». Максимальная масса боевой нагрузки (2000–2500 кг) в последнем случае уступала таковой у ряда западных тактических истребителей того времени. Так, существенно более легкий, чем Су-7Б и его модификации, американский F-5A Freedom Fighter поднимал 2812 килограммов ракетно-бомбовой нагрузки, превосходя в этом даже усовершенствованные модели «сушки» на 312 килограммов. Но вражеский самолет значительно проигрывал нашему в максимальной скорости на большой высоте – более чем на 600–700 километрах в час, хотя для истребителей-бомбардировщиков это не столь существенно.

Серьезными недостатками Су-7Б были, пожалуй, его невсепогодность и невозможность эффективного боевого применения ночью. Впрочем, многие западные эксперты неизменно подчеркивали прочность конструкции Су-7Б, его надежность и хорошие летно-тактические характеристики на малых высотах. Плюс сравнительно невысокую стоимость – это сыграло свою роль при довольно успешном выходе Су-7Б на международный рынок военной авиатехники.

В результате использования в локальных войнах Су-7Б стал настоящим «фронтовиком». Его применяли в боевых действиях ВВС Египта, Сирии, Ирака, Алжира, Индии и Афганистана. В эти страны, а также во Вьетнам, КНДР и Южный Йемен он поставлялся в коммерческом варианте Су-7БМК, на котором отсутствовало оборудование, позволявшее использовать машину в качестве носителя ядерных бомб. Имелась в виду возможность передачи странам Варшавского договора тактического ядерного оружия под советским контролем. Су-7Б получили также ВВС Румынии и Венгрии, но предусматривалось ли их применение в особо ударном варианте – неизвестно.

Передав служебную эстафету своей глубокой модификации с изменяемой стреловидностью крыла Су-17, ветеран Су-7Б оставался – уже конечно, меньшим числом – в боевом строю ВВС СССР до 1989 года, малость не дожив до распада Советского Союза. Это, безусловно, была этапная машина, оставившая яркий след в истории отечественной авиации.

Автор публикации

не в сети 4 часа

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18600Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях