Советская доминанта: орбибомбардировщик Ту-2000Б мог бы уничтожить США…

[center]Советская доминанта: орбибомбардировщик Ту-2000Б мог бы уничтожить США...

Соединенные Штаты Америки в 1986 году приступили к созданию перспективного космического корабля многоразового использования — одноступенчатого космолета (АКС) NASP X-30. Отличительной особенностью летательного аппарата, конструируемого в то время, должна была стать способность перемещаться с гиперзвуковой скоростью. Изначально самолет создавался как транспортная система с горизонтальной и вертикальной системой взлета для доставки людей и грузов в космос.[/center]

Выгода АКС заключалась в экономичности вывода летательного аппарата на орбиту, сокращении времени подготовки самолета к вылету, сокращению технического персонала. Конечно, нельзя забывать и о скоростных характеристиках.
Советская доминанта: орбибомбардировщик Ту-2000Б мог бы уничтожить США...



Невероятные самолеты

Однако изобретение и применение подобных технологий никогда не ограничивается лишь гражданской сферой. А потому нельзя было исключать, что на базе X-30 мог бы появиться какой-нибудь сверхбыстрый бомбардировщик. Это быстро поняли и в СССР,  а потому в 1986 году в Советском Союзе начали разрабатывать «русский ответ» – орбитальный АКС Ту-2000.

Проект российского воздушно-космического самолета (ВКС) Ту-2000 был одобрен из многих предложенных на рассмотрение. Например, свои проекты также представляла авиастроительная корпорация «МиГ», ЦНИИ машиностроения, ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, Исследовательский центр им.М.В.Келдыша, ЦИАМ им.П.И.Баранова и многие другие. Российский ВКС был спроектирован в нескольких вариантах: Ту-2000А, Ту-2000МВКС и Ту-2000Б. Все три проекта имели существенные отличия друг от друга. Однако все летательные аппараты обладали уникальной компоновкой силовой установки  – для перемещения самолеты должны были использовать несколько разных типов двигателей: жидководородный (ЖРД), турбореактивный (ТРД) и широкодиапазонный прямоточный воздушно-реактивный (ПРВД).



Самолет с индексом «А» предназначался для проведения испытательных полетов и проверки новых технологий. Он обладал взлетным весом в 70-90 тонн и должен был развивать скорость 6 махов на высоте в 30 километров. Длина фюзеляжа составляла почти 60 метров, размах крыла был равен 14 метрам. Максимальная скорость — приблизительно 7200 километров в час. Его должны были оснащать четырьмя ТРД, одним ПВРД и двумя ЖРД.
Советская доминанта: орбибомбардировщик Ту-2000Б мог бы уничтожить США...

Версия аппарата с индексом МВКС предназначалась для вывода на орбиту грузов и пассажиров. Предполагалось, что самолет будет развивать скорость в 20-25 махов и выводить на орбиту груз весом до 10 тонн. В качестве силовой установки использовали восемь ТРД, один ПРВД и один ЖРД.

Ту-2000Б — это военный вариант самолета, который имел большой размах крыла  — 40,7 метров, длину фюзеляжа в 100 метров и взлетную массу в 300 тонн. Летательный аппарат должен был исполнять роль орбитального бомбардировщика. Согласно некоторым данным, дальность полета Ту-2000Б составляла 10 000 километров. Некоторые источники сообщают, что концерн Туполева рассматривал вариант морской дозаправки самолета по типу ЛЛ-600, когда топливо поступало из всплывающих контейнеров. Однако эта информация не подтверждена.



Несмотря на готовый макет, имеющуюся научно-техническую базу и проведенные расчеты, в 1992 году работы по проектированию были остановлены. Причин для этого было несколько. Во-первых, на тот момент в России не было проведено достаточного количества исследований на предмет поведения аппарата при движении на высоких скоростях. Никто не знал достоверно, с какими проблемами, в первую очередь температурными, придется столкнуться. Также не было жаростойких материалов. К 1992 году изготовили лишь кессон крыла из никелевого сплава, элементы фюзеляжа, криогенные топливные баки и композитные топливопроводы. Конечно, не обошлось и без проблем с финансированием. Разработку приостановили, потому что только на опытно-конструкторские работы требовалось свыше пяти миллиардов долларов.

Советская доминанта



Учитывая закладываемые в проект характеристики, военный бомбардировщик Ту-2000Б мог стать очень серьезной воздушной угрозой для любого государства при возможном конфликте  в 80-90-ые года.

Необходимо отметить, что системы ПВО прошлого столетия не имели возможности одновременного захвата 30-40 целей. Более того, многие ЗРК не использовали в своем арсенале ракеты, которые были бы способны уничтожить маневрирующую аэродинамическую цель, летящую со скоростью 7000 километров в час. Им банально не хватило бы для этого собственной скорости, а об упреждении можно и не думать.

Не стоит забывать и о самих радиолокационных станциях. В 80-90-ые годы прошлого столетия не многие страны обладали радиолокационными станциями с фазированными решетками, которые позволяли изменять направление луча и расширять сектор обнаружения целей. Были  станции с вращающимися антеннами. И у таких РЛС есть один относительный недостаток. Антенна имеет определенный «угол обзора», а за определенный момент времени делает N-ое количество оборотов. При небольшой скорости вращения на некоторое время могут образовываться «слепые зоны», поэтому сверхбыстрые аппараты создают проблемы. Они появляются на радаре всего на довольно короткий срок, а потом исчезают из поля зрения РЛС. Таким образом, цель не удается взять на сопровождение, а система не может дать команду ЗРК для ведения огня на поражение.

Если представить, что в конце прошлого столетия вновь разгорелся бы конфликт с самым вероятным для России противником — Америкой, а советские самолеты были бы созданы, то США, скорее всего, проиграли бы войну и были бы уничтожены. Так как такие ЗРК, как «Пэтриот», NASAMS, «Авенджер» и другие системы не смогли бы сбивать подобные самолеты. Не хватило бы ни скорости ракет, ни возможностей РЛС. Проблемой могло стать и то, что в  80-90-е года в США меняли всю систему ПВО и сокращали количество воздушных перехватчиков.

Право на вторую жизнь

Примечателен тот факт, что работы по проекту были приостановлены, но не закрыты. С 1990-ых годов в российской научно-промышленной сфере очень многое поменялось. Ярким примером может послужить создание гиперзвуковой ракеты «Циркон», которая развивает скорость в 8 махов. Это означает, что ученым удалось решить проблему с материалами и с двигателями, которые раньше отказывали из-за очень высоких температур внутри систем. Также проведены все необходимые исследования. Поэтому не стоит исключать тот вариант, что технические наработки могут быть использованы для конструирования гиперзвуковых орбитальных бомбардировщиков.

Автор: Григорий Павлодубов…

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля