Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя (10 фото)

Среди американских военных есть выражение «взгляд на тысячу ярдов», которое используют, говоря о бойце с настолько отстраненным взглядом, словно он смотрит куда-то за пределы пространства и времен

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-


Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

Ступор, для которого характерен такой взгляд — это защитная реакция психики на невыносимые для нее условия боевых действий. Так мозг защищается от перегрузки и боевой психической травмы. Причем зачастую успешно — состояние полной отрешенности и расфокусировки может вскоре закончиться и солдат снова вернется в норму.

История выражения началась с картины «Взгляд на две тысячи ярдов», написанной военным художником Томасом Ли во время битвы с японскими войсками за остров Пелелиу в Микронезии. Ли, сам присутствовавший на поле боя, столкнулся со множеством солдат, которые после очередного штурма какое-то время впадали в ступор и приобретали этот характерный взгляд.

Американский морпех Роберт Делоной после двух дней и ночей сражения на пляже атолла Эниветок. Маршалловы острова, февраль 1944 года.

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

«Взгляд на тысячу ярдов» стал обсуждаемой темой в XX веке после Мировых войн. Хотя, на самом деле, такая реакция изначально характерна для человека, пережившего мощный стресс в бою. О чем-то подобном писали еще древние авторы.

Американский морпех, контуженный в битве за Хюэ. Вьетнам, 1968, фотограф — Дон МакКаллин.

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

Однако больше всего фотографий осталось именно от Вьетнамской войны. Это связано не с тем, что во время этой бойни людям намного чаще приходилось впадать в ступор. Но в отличие от предыдущих войн, корреспонденты не пытались скрыть такие образы. Ранее фотографы не стали бы публиковать нечто подобное, опасаясь обвинений в подрыве боевого духа армии.

Американский солдат Майк Трипп в католической церкви На Тхо Ан Хоа. Вьетнам, 15 мая 1967. Фотограф — Фрэнк Джонстон.

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

«Взгляд на тысячу ярдов» у солдата, пережившего Вьетнам, был мощным антивоенным символом, который не боялись тиражировать.

Взгляд на тысячу ярдов, изображенный в фильме «Высота «Гамбургер» (1987).

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

Германский солдат, взятый в плен в ходе битвы при Пашендале (третья битва за Ипр), 1917.

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

Солдат Первой мировой после битвы в окопах. Сражение при Флер-Курселет, наступление на Сомме, 1916.

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

Советский солдат с характерным взглядом на тысячу ярдов. Великая Отечественная.

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

Американский солдат Карлос Орхуэла. Афганистан, провинция Гильменд. Фотограф — Луи Палу, 2008.

Смотрят, но не видят: взгляд солдат, вышедших из боя-10 фото-

Американский солдат Джейкоб Уильям Мур получивший ранения, когда его конвой попал в засаду, Кандагар, Афганистан, 2010. Фотограф — Джером Старкли.

«Взгляд на тысячу ярдов» — не только военное явление. В принципе, оно может встретиться у любого человека, пережившего мощную психологическую травму. Аварийное отключение разума, которое мы видим на подобных фото, именно тем и захватывает и одновременно тревожит — такой механизм есть в каждом из нас.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля