Сказ о том, как судили прежде

Суд Божий — древнейший способ судебных доказательств, сохранявшийся весьма долго (по одним источникам — до XIV в., по другим — вплоть до XVII-го). Его первоначальными формами, применявшимися многие столетия, были ордалии — испытания огнем и водой, реже — ядом, весами и т. д. Их использовали при недостатке улик в делах об убийстве, разбое, краже, колдовстве.

Сказ о том, как судили прежде

Но не только ответчику назначались такие испытания. В случае отсутствия доказательств у возбудившей иск стороны ей и предстояло их проходить. Считалось, что око Божье и совесть преступника помогут выявить истину. Орудие дознания готовилось по особому ритуалу. Так, в «Законе об ордалии горячим железом и водой» древней Британии сказано: «…Мы предписываем согласно повелению божьему, архиепископа [Кентерберийского] и других епископов, чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалий железо или вода». Кроме того, по этому закону не только испытуемого, но и свидетелей полагалось окропить святой водой. Все участники суровой процедуры должны были накануне поститься и «воздержаться от жен». Подробнейшим образом расписана процедура подготовки и проведения ордалий в древнеиндийских письменных памятниках. Представителем царя в них выступал верховный судья. Он вместе с обвиняемым должен был нести однодневный пост, затем совершить омовение и явиться к месту, освященному мантрами и жертвоприношением, во влажной одежде. «Людей, обвиненных в тяжких грехах, пусть царь подвергает ордалии в храме, а тех, кого подозревают в государственной измене — у ворот дворца; для низкокастовых пусть устраивают испытание на перекрестке дорог, а для прочих — в зале суда…» Огонь Ордалия огнём состояла в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, ступать на раскаленное железо или держать его руками, принимать на тело расплавленный металл. Длительность пытки измерялась определенным расстоянием, количеством шагов и т. п. У разных народов имелись свои, порой схожие, а порой сильно отличающиеся критерии оценки результатов. Так, в Древней Индии ответчику предварительно обматывали ладони семью листами дерева ашваттха, и после преодоления назначенного расстояния проверяли наличие ожогов. Отсутствие их приводило к вердикту о невиновости. Зато если обвиняемому предстояло лизнуть раскаленный лемех, то никакой защиты языку не полагалось, а наличие полученного ожога становилось доказательством вины. Древние германцы после испытания железом обвязывали раны льняным полотном, покрытым салом, и на третий день проверяли, как они заживают: скорое залечивание считалось основанием для оправдания. Аналогично поступали поляки. Особым случаем было добровольное принятие испытания мучеников. Так, по сасанидской легенде, во время религиозной смуты в Иране зороастрийский жрец Адурбад Мараспанд (Атропат Мантраспент) подверг себя ордалии, заключавшейся в пролитии на его грудь расплавленной меди, в результате он приобрел ореол бессметрия, т.к. выдержал испытание, оставшись в живых. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, броситься в реку и т. д. Еще в законах Хаммурапи можем прочесть: «Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к реке и броситься в нее. Если река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если река этого человека отчистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в реку получает дом обличавшего его». А вот в Индии обвиняемому могли дать выпить воду после омовения ею скульптуры божества. Если в течение 1−2 недель после этого ни на него самого, ни на его ближайших родственников не обрушится ни одной напасти, оправдательный приговор будет подписан. Другой вариант предусматривал, чтобы в воде стоял стрелок с луком, а испытуемый, нырнув, держался за его ноги и не показывался на поверхности ни одной частью тела, пока не принесут пущеную в этот момент стрелу, иначе он будет признан преступником. На Руси тоже применялись ордалии. Епископ Серапион по поводу обвинения в колдовстве велел: «Вы же воду послухомъ постависте и глаголисте: аще утопати начнеть, неповинна есть; аще ли поплыветь Волхов есть». В одной из новгородских берестяных грамот некий должник обвинил своего кредитора в мошенничестве с процентами и предложил выяснить правоту путем испытания водой. Такое решение вопроса допускалось и Польской Правдой. К счастью, сохранились свидетельства, как в ходе водных ордалий страховали жизни испытуемых, брошенных в воду (иногда с привязанными к ногам руками). Например, обвязывали за пояс веревками, чтобы успеть вытащить начавшую тонуть жертву, которая отсутствием попыток выплыть доказывала свою невиновность.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля