Сенсуикан! Часть первая (11 фото)

Красного петуха
В леса Орегона
Решил запустить
Экипаж субмарины.
Ёси! Икудзо, I-25!*
С тем же успехом
Можно пытаться
Вырубить лес
Мечом самурайским.
Симаймасита!**

* – Давай! Вперёд, I-25!
** – Облом!

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-


Смотреть все фото в галерее

План Первого отдела Генерального штаба Императорского флота был по-азиатски нетривиален и не требовал кропотливой и ресурсозатратной подготовки (в отличие, скажем, от Рейда Дулиттла) – устроить массивный лесной пожар на севере тихоокеанского побережья Штатов (которые случались по естественным причинам дважды до этого в 1933-м и 1939-ом годах).
План был настолько эксцентричен, что, как говорится – “это могло сработать!”. Запаниковавшие после избиения у Мидуэя японские стратеги наивно полагали, что масштабная имитация шухера на территории самих США отвлечёт американцев от Соломоновых островов и заставит оттянуть часть флота на север для защиты своего собственного побережья. Что, в свою очередь, повысит шансы японцев в Новой Гвинее и на Соломоновых островах.
Так или примерно так 27 июля 1942г. обрисовал ситуацию принц Такамацу Нобухито (брат микадо) хэйсотё (мичману) Нобуо Фуджите – лётчику, которому предстояло зажечь Орегон. Если без метафор, то ему выпала честь стать первым (и единственным) пилотом Императорского флота, осуществившим бомбардировку континентальной части Соединённых Штатов Америки.

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

15 августа 1942г. подводный авианосец I-25 капитана 3-го ранга Мэйдзи Тагами покинул базу Йокосука, неся в ангаре гидроплан Yokosuka “Глен” E14Y и шесть фосфорных 76кг бомб к нему – этой пиротехники должно было хватить на три рейда . 7 сентября I-25 миновала Порт Орфорд Хедс, однако из-за сильного волнения вылет Фуджиты пришлось отложить аж на двое суток.
С формально-метеорологической точки зрения время для миссии было избрано вполне удачно – август-сентябрь в Орегоне не изобилуют осадками и довольно пожароопасны, но диверсантам фатально не повезло с погодой – именно в день их прибытия к берегам Орегона в Брукингсе выпала четверть месячной нормы осадков. Как бы то ни было, в ночь с 8-го на 9-е сентября океан стал более-менее Тихим, и прямо перед рассветом Тагами всплыл в 25 милях от берега, а в 05.35 “Глен” Фуджиты вытолкнули палубной катапультой, пожелав удачи и прочего банзая.

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

В воспоминаниях Фуджиты 1962г. есть трогательная сцена, достойная патриотических киноагиток 40-х, с пафосным напутствием Тагами:
“Сегодня мы творим Историю, Нобуо, – якобы сказал пилоту шкипер, – Мы им покажем, кому принадлежит Тихий океан – Империи восходящего солнца!” Фуджита, по его словам, пустил слезу.
И еще одно: в большинстве материалов, посвященных этой акции, не упомянуто, что в кабине двухместного “Глена” Фуджита вообще-то был не один – за его спиной находился почему-то игнорируемый всеми штурман-бомбардир старшина Сёдзи Окудава. А ведь, строго говоря, бомбы на Америку сбросил именно он…
На этом фото – Фуджита (слева) и Окудава у своего “Глена”

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

и в кабине

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

Итак, “Глен”, углубившись на 7 миль над территорией США, сбросил зажигалки в долину неподалеку от Маунт Эмили. Фуджита гордо сообщает в мемуаре, что видел оранжевое пламя и белый дым, якобы быстро распространявшиеся по долине.
Американские таблоиды несколько дней спустя, удивляясь такому странному выбору объекта бомбардировки, сообщили, что была сброшена одна зажигательная бомба, оставившая воронку в три фута диаметром. Эффект от неё был таков, что всего один человек справился с огнём в течение двух часов.

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

На следующий день на I-25 наткнулся патрульный Локхид A-29 ВВС США. Несмотря на то, что несколько матросов ковырялись на палубе, Тагами скомандовал срочное погружение, и эта расторопность спасла I-25 – лодка успела нырнуть на 70 метров, когда Локхид швырнул первую серию из трёх трёхсотфунтовых ГБ. Бомбы взорвались в 25-30 метрах от лодки, повредив радиомачту и вызвав течь в радиорубке. Тагами стал убегать мористее, Локхид высыпал оставшийся бомбовый запас, но, увы, без результата.

КСТАТИ! Локхид A-29 незадолго до описываемых событий, 7 июля 1942г., стал первым бомбардировщиком ВВС США, потопившим подводную лодку (ею стала U-701 к-л Хорста Дегена у побережья Северной Каролины)
На фото ниже – командир А-29 л-т Кейн указывает место потопления U-701.

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

Следующая попытка запустить “Глена” состоялась только 29 сентября – американцы были настолько активны, что Тагами не рискнул высунуться на поверхность в светлое время, а всплыл после полуночи и к тому же аж в 50-ти милях от берега. Осторожность шкипера, конечно, не облегчила работу штурману Окудаве – единственным его ориентиром был маяк Кейп Бланко. Тем не менее, побережья Фуджита достиг-таки и зажигалки сбросил, одна из них даже загорелась и подожгла, наверное, пару можжевеловых кустов, но погасла еще до того, как сталкеры из Лесной службы США смогли её разыскать. Возвращаясь на рассвете, Фуджита нашёл свой “авианосец” по масляному следу – видимо, последствия атаки А-29 были не так уж незначительны.

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

В последующие дни океан был свеж, и Тагами решил, что пироманская удача вконец отвернулась от поджигателей – история авиарейдов на континентальные Штаты закончилась. Ну, по крайней мере, это сэкономило Императорскому флоту целых две зажигательных бомбы. Не следует, однако, полагать, что японские штабисты после фиаско совсем отказались от пожарной тактики – эпопея со знаменитыми “фу-го” (беспилотными аэростатами-бомбардировщиками) – это отдельная и весьма интересная история с элементами детектива. Впрочем, вызвать панику, шоппинговый психоз, тотальный дефицит продуктов и товаров, мародёрские вакханалии, биржевую тряску и прочие упоительные признаки краха Америки, как известно, у японцев не получилось. Отчасти, думаю, чувства Фуджиты, содержащиеся в его мемуаре, вполне понятны – получая приказ в Генштабе, он был “горько разочарован” решением командования флота бомбить забытый богом Орегон, робко предложив “бахнуть” верфи Сиэттла или Фриско, авиазаводы Лос-Анжелеса или Сан-Диего либо, на крайний случай, шлюз Гатун на Панамском канале. Видимо, принц Нобухито пообещал храброму прапорщику обязательно бахнуть. Но потом.

Эпилог

Лес.

Лес на Орегонщине после рейда неудачников-тодзё тем не менее горел по крайней мере дважды – еще во время Второй мировой (июль 1945-го) и уже во время Холодной (1951). Как ни странно, ни японского, ни советского следа в пожарах обнаружено не было….

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

Пилот Нобуо Фуджита

До 1944-го занимался привычным делом – разведывательными полётами на своём катапультном гидроплане, потом был переведен инструктором в центр подготовки камикадзе, благополучно (в отличие от воспитанников) пережил войну, открыл скобяную лавку в префектуре Ибараки, разорился, работал клерком в компании по производству электропровода. В 1962-ом был приглашён в Брукингс, Орегон в качестве гостя. Боевой старикан прихватил с собой семейную реликвию – 400-летний самурайский меч, пригрозив, что если будет принят враждебно – совершит публично сеппуку этим самым мечом. Этот мелодраматический жест так расстрогал сентиментальных орегонцев, что они приглашали дедушку Фу еще трижды в Брукингс, а за несколько дней до его смерти в 1997г. (85 лет) даже сделали старика почетным гражданином своего города.
Ниже – тот самый меч.

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

I-25

Безжалостная военная ирония этого похода Мэйдзи Тагами заключается в том, что в ходе своей миссии он не нанёс прямому противнику никакого значительного ущерба (у берегов США I-25 потопила один танкер и еще один повредила – общее число жертв 6 человек), а вот своей последней торпедой он отправил на дно 55 советских моряков – в восьмиста милях от Сан-Франциско принял две советские ПЛ (Л-15 и Л-16), совершавшие переход с ТОФа на Северный флот, за американские субмарины. Последняя торпеда Тагами досталась Л-16 к-л Дмитрия Гусарова, которая затонула за полминуты.
I-25 упокоилась под глубинными бомбами эсминца “Паттерсон” в районе Новых Гебрид 25 августа 1943г. По другой версии – эсминца “Эллет” 3 сентября. Японцы безрезультатно разыскивали следы лодки у острова Сува (Фиджи), и 24 октября 1943г. I-25 была признана погибшей со всем экипажем (94 человека), а 1 декабря исключена из списков флота.

Сенсуикан! Часть первая-11 фото-

Сайонара. Надеюсь, не утомил.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля