САМЫЕ ДОРОГИЕ ПОТЕРЯННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

С начала XX века человечество лишилось произведений искусства на сотни миллионов долларов. Бесследно исчезают картины, иконы, музыкальные инструменты и даже двухтонные скульптуры. О потерях, оцененных во внушительные суммы

САМЫЕ ДОРОГИЕ ПОТЕРЯННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

13 экспонатов из бостонского музея

В ночь на 18 марта 1990 года Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в результате ограбления лишился 13 экспонатов общей стоимостью около $500 млн. Среди них были работы Яна Вермеера, Рембрандта, Эдуарда Мане и Эдгара Дега.
Ограбление заняло у двух преступников 81 минуту. Они проникли в музей под видом полицейских, якобы прибывших по срочному вызову, и без особого сопротивления нейтрализовали двух охранявших многомиллионную коллекцию сотрудников. Из общей стоимости похищенного более $200 млн приходится только на “Концерт” Яна Вермеера. Эта картина, одна из 36 известных на сегодняшний день работ голландского художника, созданная предположительно в 1663-1666 годах, считается самым ценным украденным произведением искусства в мире. Кроме того, пропали еще одна работа кисти Вермеера “Пейзаж с обелиском”, произведения Рембрандта “Леди и джентльмен в черном”, “Автопортрет”, “Шторм на Галилейском море”, “Чез Тортони” Эдуарда Мане, пять картин Эдгара Дега, а также навершие шелкового наполеоновского флага и древняя китайская бронзовая ваза. В залах музея на местах, где ранее выставлялись экспонаты, до сих пор пустые рамы.
За информацию, которая помогла бы найти коллекцию, музеем было установлено вознаграждение $1 млн. Позже сумму увеличили до $5 млн. В 2013 году ФБР объявило, что вышло на след преступников. Однако их имена так и не обнародовали, а украденные полотна, как выяснилось, не обнаружили. В бюро уточнили, что ряд экспонатов наверняка уже несколько раз сменили владельцев, которые даже не догадывались об их ценности.

Янтарная комната

Следы Янтарной комнаты были потеряны в 1945 году. Сейчас ее стоимость эксперты оценивают в $150 млн.
Панели из янтаря с элементами мозаичных картин были изготовлены в 1716 году в Пруссии и подарены королем Фридрихом Вильгельмом I российскому императору Петру I. В России комната дополнилась зеркальными пилястрами, росписями, панно, изделиями и предметами интерьера из янтаря. С 1755 года Янтарная комната размещалась в Большом Екатерининском дворце Царского Села. В 1941 году после захвата Царского Села немцы разобрали кабинет и вывезли в Кенигсберг (ныне Калининград). В последний раз Янтарную комнату видели в начале апреля 1945 года в упакованном виде в подвале Кенигсбергского замка, который при отступлении немецких войск сгорел.
В разные годы поиски велись в Прибалтике, Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии и Южной Америке. Выдвигались версии, что комната сгорела при пожаре или была закопана на территории Кенигсберга. В 1967 году в СССР создали государственную комиссию по розыску шедевра, но 17 лет ее работы оказались безуспешными. Одновременно поиски вел русский эмигрант барон Эдуард Фальц-Фейн, объявивший награду в $500 тыс. за полезную информацию. Только в 1997 году в Германии у частных лиц были обнаружены два подлинных фрагмента Янтарной комнаты — флорентийская мозаика “Обоняние и осязание” (оценивалась в $250 тыс.) и янтарный комод ($200 тыс.). Находка подтвердила версию, что комната не сгорела, а была вывезена в Германию. Фрагменты были возвращены в Россию и выставлены в восстановленной в Царском селе Янтарной комнате. На создание копии ушло 22 года, 6 т янтаря и $11,35 млн (70% дал бюджет, 30% — компания Ruhrgas AG).

Картина Рафаэля “Портрет молодого человека”

С 1945 года неизвестно местонахождение картины Рафаэля “Портрет молодого человека” стоимостью около $100 млн. Произведение создано в 1513-1514 годах, предположительно это автопортрет художника.
В 1798 году “Портрет молодого человека” появился в Польше, куда его привез из Италии князь Адам Ежи Чарторыйский. С тех пор картина находилась в организованном его матерью музее в Кракове. В 1939 году, после начала Второй мировой войны, портрет был спрятан в семейном поместье Чарторыйских в Сеняве, но вскоре был обнаружен гестапо. Из Польши полотно отправили в музей Гитлера в Линце, а в 1945 году перевезли в Вавельский замок, служивший резиденцией генерал-губернатора оккупированной Польши Ганса Франка. После освобождения Польши советскими войсками Франк, прихватив коллекцию, бежал в Силезию, оттуда в Баварию. 4 мая 1945 года был арестован американскими военными. Среди найденных при нем произведений “Портрета молодого человека” не оказалось. В ходе допросов Франк перечислил места, где нацистское правительство прятало конфискованную живопись, но ни в одном из них картину не нашли.
До законного владельца полотна, Фонда князей Чарторыйских, доходили слухи о его судьбе. Портрет попал в руки швейцарских банкиров, затем был продан в Россию, далее оказался в Северной Америке. В августе 2012 года представитель МИД Польши по вопросам реституции культурных ценностей Войцех Ковальский заявил, что шедевр не сгорел и не был уничтожен, а находится “в безопасности в одном из банковских сейфов”. В какой стране расположен банк, не уточнялось. С тех пор новой информации о портрете не появлялось.

Пять картин из Музея современного искусства в Париже.

В ночь на 20 мая 2010 года из парижского Музея современного искусства было украдено пять шедевров — “Голубь с зеленым горошком” Пабло Пикассо, “Пастораль” Анри Матисса, “Олива близ Эстака” Жоржа Брака, “Женщина с веером” Амедео Модильяни и “Натюрморт с подсвечниками” Фернана Леже.
Общий ущерб музей оценил в €100 млн, хотя первоначально прокуратура заявила о €500 млн. Самая дорогая работа Пикассо стоила €23 млн, Матисс — €15 млн. Стоимость других работ не указывалась. Кража заняла всего 15 минут. Вор проник в здание, сломав замок железной ограды и выдавив стекло в окне (сигнализация была неисправна с начала марта). Полиция сразу предположила, что действовал одиночка: камеры наблюдения зафиксировали только одну фигуру, покидающую музей. Преступник работал аккуратно: холсты были вынуты из рам, а не вырезаны, как обычно. Позже выяснилось, что вор собирался украсть одну картину, однако, поскольку сигнализация не работала, решил прихватить еще четыре. Охранники ничего не слышали, пропажу обнаружили утром.
Франция направила в Интерпол официальный запрос о помощи. Эксперты организации предполагали, что кражу совершили “под заказ”: все полотна хорошо известны, и открытая их продажа не представлялась возможной. В октябре 2011 года в СМИ попала информация, что французская полиция задержала троих подозреваемых. Один из них, 34-летний часовщик Джонотан Б., признался, что запаниковал и до ареста успел выкинуть картины в мусорный бак. В эту версию, впрочем, поверили не все: некоторые считают, что полотна вывезены из страны.

Восемь яиц Фаберже

Из 54 ювелирных пасхальных яиц фирмы Карла Фаберже, изготовленных для российской царской семьи, до наших дней дошло только 46. Стоимость бесследно пропавших восьми изделий оценивается в $100 млн.
Коллекция 1885-1917 годов была окончательно потеряна после задержания во время революции ключевых лиц ювелирного дома. Известно, что в 1920-1930-х годах советское правительство продало за границу 32 конфискованных яйца (по 500 руб. за штуку; хотя средняя стоимость одного изделия по ценам XIX-XX веков составляла 3-8 тыс. руб.). Десять яиц осталось в музеях Кремля, четыре попало в частные коллекции. Судьба остальных остается неизвестной. По версии историков, драгоценности были украдены. Об официальных поисках пропавшей коллекции не сообщалось. Среди исчезнувших яиц — малахитовые “Херувим и колесница” и “Несессер”, “Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами” из золота и бриллиантовое “Портреты Александра III”. В среднем стоимость каждого превышает $10 млн. В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел набор из девяти пасхальных изделий более чем за $100 млн.
В августе 2011 года в каталоге за 1964 год британского аукционного дома Parke Bernet (сейчас — Sotheby’s) некий американец обнаружил фотографию одного из пропавших экземпляров коллекции. Яйцо, изготовленное из золота и украшенное драгоценными камнями — тремя сапфирами, бриллиантами и изумрудами,— согласно каталогу, ушло с молотка за $2,5 тыс. О новом владельце не сообщалось. Местонахождение изделия до сих пор неизвестно. Настоящая стоимость купленного некогда экземпляра Императорской коллекции, по оценкам экспертов, достигала £20 млн ($33,8 млн).

Картина Ван Гога “Маки”

22 августа 2010 года из Музея Махмуда Халиля в Каире была похищена картина Винсента Ван Гога “Маки”, известная также под названием “Ваза с цветами” (1887 год). Стоимость шедевра — около $55 млн.
Дерзкое ограбление произошло вскоре после открытия музея. В ходе предварительного расследования установлено, что до ограбления музей посетили девять человек. Тех, кто находился в здании в момент обнаружения кражи, немедленно обыскали, двух туристов из Италии задержали для досмотра в аэропорту, но причастность посетителей к преступлению доказана не была. Позже выяснилось, что в день ограбления в здании не работала сигнализация, а из 43 камер наблюдения были включены только 7. Обвиняемыми по делу о краже проходили руководитель департамента Министерства культуры Египта Мохсен Шаалян и десять сотрудников музея. В октябре 2010 года по решению суда все они получили по три года условно за халатность. Поиски картины были временно прекращены.
В 2012 году британские эксперты выдвинули версию, что похищенные “Маки” — только точная копия полотна Ван Гога. Оригинал, по мнению исследователей, был украден из египетского музея еще в 1978 году, а позже была возвращена копия. По этой версии, оригинал на протяжении 33 лет хранился в коллекции крупного египетского чиновника, а в 2010 году был продан за $35 млн на одном из аукционов в Лондоне. Подтверждения или опровержения этой версии не последовало. По некоторым данным, в 2012 году следы похищенного в 2010 году полотна были обнаружены в Лондоне. Доподлинно местонахождение картины неизвестно до сих пор.

Скульптура Генри Мура “Склонившаяся фигура”

Бронзовая скульптура авторства английского модерниста Генри Мура “Склонившаяся фигура”, изготовленная в 1970 году, была украдена с выставки в лондонском поместье художника Перри-Грин в декабре 2005 года. Работа была оценена в $5 млн.
Эту бронзовую фигуру британцы считали национальным достоянием. Ее размеры достигали 3,5 м в длину и 2 м в высоту и ширину, вес — около 2 т. Однако скульптура никак не охранялась. Ночью злоумышленники въехали в поместье, погрузили “Фигуру” с помощью крана на грузовик и незамеченными покинули место преступления. Страховая компенсация, полученная именным фондом скульптора в результате инцидента, превысила суммарную оценку экспертов и составила £3 млн (около $5,1 млн).
17 мая 2009 года полиция объявила о завершении расследования. По данным правоохранительных органов, “Склонившуюся фигуру” практически сразу после кражи распилили на части, переправили за границу (вероятнее всего, в Роттердам, а оттуда в Китай) и переплавили. Предполагалось, что похитители выручили около £1,5 тыс. ($2,5 тыс.), что в несколько раз меньше, чем рыночная стоимость 2 т бронзы. Однако называть имена преступников и раскрывать факты, которые позволили сделать такие выводы, полицейские не стали. За информацию, которая помогла бы в поисках скульптуры, если она все же сохранилась, музей по-прежнему обещает награду £10 тыс. Между тем еще одна работа авторства Генри Мура из серии “Склонившихся фигур” — “Полулежащая фигура. Фестиваль” — в 2011 году была продана на аукционе Christie’s. Вырученная за нее сумма — £19,1 млн ($32,2 млн) — стала рекордной для скульптур в мировом масштабе.

Скрипка Davidoff-Morini

Скрипка работы Антонио Страдивари 1727 года, известная как Davidoff-Morini, была украдена из нью-йоркской квартиры известной австрийской скрипачки Эрики Морини в 1995 году. Стоимость инструмента оценивается в $3,5 млн.
В XIX веке скрипка принадлежала русскому композитору и виолончелисту Карлу Давыдову, а после его смерти оказалась у одной из первых американских женщин-скрипачек Муд Пауэлл. Незадолго до кончины в 1920 году Пауэлл завещала отдать инструмент “великому мастеру”. Ее овдовевший муж, услышав игру молодой скрипачки Эрики Морини, принял решение передать скрипку ей. Морини хранила раритетный инструмент в квартире. На 92-м году скрипачку госпитализировали из-за проблем с сердцем, и именно в это время скрипка была украдена из пустовавшей квартиры. Через несколько дней Эрика Морини скончалась, так и не узнав о пропаже инструмента. Родственники скрипачки инициировали расследование кражи, однако детективы не обнаружили ни следов преступников, ни даже признаков взлома. Предполагалось, похищение было совершено кем-то из окружения Морини.
После пропажи стало известно, что скрипка была застрахована на $800 тыс. Между тем эксперты оценили ее стоимость в $3,5 млн. В 2005 году инструмент попал в список самых разыскиваемых ФБР произведений искусства. Считается, что на сегодняшний день сохранилось всего 650 оригинальных музыкальных инструментов авторства Антонио Страдивари.

Икона Казанской Божьей Матери

В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года в Казани был похищен оригинал чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, украшенный окладом из жемчуга, бриллиантов и других драгоценных камней. Стоимость только ризы оценивалась тогда в 100 тыс. руб. ($1,25 млн по нынешнему курсу).
Русская национальная святыня — икона Казанской Божьей Матери — была найдена на пепелище после казанского пожара 1579 года. До 1904 года икона хранилась в Казанском Богородицком монастыре, откуда ее и похитили задержанный по горячим следам 28-летний вор Варфоломей Чайкин и его сообщник Ананий Комов, получившие за это 12 и 10 лет каторги. На суде они признались, что оклад продали, а сам образ сожгли в печи. Позже появилась версия, что икону не уничтожили, а продали старообрядцам.
Вновь об иконе заговорили в 1950 году, когда один из ее старейших списков XVIII века попал в руки английского коллекционера искусства Митчела Хэджиса. Он неоднократно предлагал Русской православной церкви за рубежом купить икону, но назначенная цена $92 тыс. оказалась слишком высока. После смерти Хэджиса его родственники в 1970 году продали икону за $3 млн католической организации Blue Army. В марте 1993 года икона оказалась в папских покоях Ватикана: Blue Army передала ее в дар. В 2003 году в Ватикане совместная российско-ватиканская комиссия провела обследование иконы. Согласно выводам комиссии, ватиканская икона не совпадает по размерам с пропавшей в 1904 году и написана на два века позже.
В 2004 году Ватикан подарил икону Московскому патриархату. 21 июля 2005 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал ее Казанской епархии, святыня была размещена в Крестовоздвиженском храме Казани.

ЕВГЕНИЯ МАЛЯРЕНКО

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля