черт побери
чертовски развлекательный сайт

Рыцарство

 

Рыцарство, как явление начинает возникать с 7-го века на территории Франкского государства. Возникнув в результате Великого переселения народов, как союз германских племён, это государство имело основой господствующего слоя общества сарматов и остготов, которые уже тогда понимали силу конного войска и имели на вооружении прототипы рыцарского вооружения: длинный обоюдоострый меч и чешуйчатый доспех. Помимо всего, примерно в это время в Центральной и Западной Европе распространяются стремена, которые позволили всаднику лучше держаться на коне, освобождая руки для битвы. Таким образом, начала возникать прослойка общества из богатых землевладельцев, которые могли себе позволить покупку и оружия с доспехом, и коня, способного нести тяжеловооруженного всадника.

Рыцарство

На фоне пешего войска, не имевшего металлического доспеха и вооруженного луками, копьями и мечами, естественно, что эти всадники смотрелись, как некие высшие люди. Но богатых людей, в то время, ещё не много, и в 8-м веке франкские короли начинают раздачу, сначала церковных, а потом и королевских, земель. При этом человек, получивший надел земли более 12 гуф (1 гуф – 7-10 гектаров), был обязан явиться на военную службу с полным вооружением тяжелого всадника. Таких людей начинают называть вассами или вассалами. Какое-то время вассалом мог стать любой человек, способный обработать землю и на полученный с земли доход, обеспечить себя всем для службы в войске. Вторая группа людей, которые могли стать рыцарями, это министериалы – слуги при дворе сеньора, которые со временем могли получить во владение земельный надел – лен, и, получая от него доход, переходили в сословие рыцарей. Те привилегии, которые сеньор (сюзерен) предоставлял вассалам, заставляли даже богатых людей переходить в сословие министериалов. Так постепенно, увеличивается престиж рыцарства. Оно становится наследственным. В 1156-году, Фридрих 1, чтобы выделить рыцарство из общего населения, издает постановление о запрете крестьянам носить меч и копьё. Попытка купить лен облагается большим налогом. Регламентируется акколада – ритуал посвящения в рыцари. И постепенно, с началом вмешательства церкви, ведь рыцарь присягает не только сюзерену, но и Богу, рыцарство полностью формируется, не только как войско, но и как особая привилегированная группа населения Европы. Обособление рыцарства достигает своего максимума, при возникновении и развитии рыцарских орденов. Которые стали серьёзной политической и финансовой силой в Европе.

Воспитание рыцаря начиналось с самого детства. Сына знатного человека готовили к физическим нагрузкам, учили обращаться с оружием, управляться с конём. Так продолжалось до 7 – 10-ти лет, когда мальчика отправляли на воспитание к знатному сеньору или опытному рыцарю, чаще другу или родственнику семьи мальчика. Там он получал звание пажа. Его учили стрельбе из лука, метанию копья, камней, занимались с ним бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой. Пажи были слугами: всюду сопровождали своего патрона и его супругу, служили за столом и т. д. Их обучали рыцарскому обхождению, куртуазности и придворным манерам. Изучали богословие и грамоту. В 14 лет паж получал повышение – становился оруженосцем. Оруженосец сопровождал рыцаря в походах и боях. Продолжая обучение, мог принимать участие в битвах и отдельных рыцарских поединках, сражаясь с оруженосцем противника его рыцаря. В 21 год оруженосца ждало посвящение в рыцари. Но не всех. Среди оруженосцев могли быть и простолюдины. В этом случае его должность была пожизненной, и он получал звание сержанта. Конечно, за особые заслуги простолюдин-оруженосец мог получить рыцарское посвящение, но такие случаи были редки.

Итак, в 21 год рыцарь принимал посвящение. Церемония акколада (посвящение в рыцари) чаще всего совершалась в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» — ночного бдения в церкви накануне посвящения. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали родственники посвящаемого, сеньоры, или короли. Оруженосец принимал ванну, надевал белые одежды и в зале замка или церкви рыцарю приносили меч и пояс, которым сюзерен опоясывал рыцаря. Это пошло от Карла Великого, который в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Со временем этот обряд менялся и дополнялся. В 11-12-м веках к германскому обычаю вручения оружия прибавился обряд подвязывания золотых шпор. Появился colée — удар ладонью сюзерена по шее или щеке рыцаря, последний удар в жизни, который рыцарь оставляет без ответа. Под влиянием церкви военный обряд становится и религиозным, когда церковь благословляла меч. Потом и служители церкви могли посвящать в рыцари. По епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступает к благословению меча, который обнаженным лежит на жертвеннике; затем епископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец, вложив меч в ножны, опоясывает посвященного, и братски целует нового рыцаря и даёт colee, в виде лёгкого прикосновения рукой; старые рыцари привязывают новому шпоры; все оканчивается вручением рыцарю его знамени.

Так начиналась рыцарская жизнь, подчиненная не только приказам сюзерена, но и множеству заповедей и правил. Например: «Главная забота рыцаря — охранять церковь. Не менее важно защищать слабых, вдов и сирот. Весь путь рыцаря освящен любовью к родине. На этом пути он должен быть неизменно мужественным. Он обязан бороться с неверными, врагами церкви и родины. Долг рыцаря — верность сеньору. Рыцарь обязан говорить правду и держать слово. Ничто так не украшает рыцаря, как щедрость. Рыцарь неизменно обязан бороться со злом, защищая добро». Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры и военных подвигов, хорошо отражено в средневековой литературе: французская «Песнь о Роланде«, испанская «Песнь о моем Сиде» появились рыцарская поэзия, история любви Тристана и Изольды. А «Артуровский цикл». В нём чётко перечислены все рыцарские достоинства и стиль жизни рыцаря. Рыцарь должен был происходить из хорошего рода и имеет роскошное генеалогическое древо. Рыцарь должен отличаться красотой и привлекательностью. Рыцарю требовалась сила, иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили шестьдесят-семьдесят килограммов. Рыцарь должен обладать профессиональным мастерством: управлять конем, владеть оружием и пр. От рыцаря ожидалось, что он будет неустанно заботиться о своей славе. Слава требовала постоянного подтверждения, преодоления все новых и новых испытаний и подвигов: войн, охот, участий и побед в рыцарских турнирах. Понятно, что при такой постоянной заботе о престиже от рыцаря требуется мужество, ибо самое тяжелое обвинение — обвинение в недостатке мужества. Соперничество в подвигах не нарушало рыцарской дружбы и солидарности. Рыцарь должен быть щедр. Рыцарь, как известно, должен хранить безусловную верность своим обязательствам и обетам, сюзерену и даме сердца. И многое-многое другое.

Понятно, что мало кто мог соблюдать все заповеди и принципы. Хватало среди рыцарей и просто уголовных, как сказали бы сейчас, преступников. Если рыцаря уличали в нарушении рыцарских правил и заповедей, то его могли лишить звания и достоинства, а при особо тяжких проступках передавали в руки палачу. Ритуал «Лишения рыцарского достоинства» мог происходить так. На эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с его личным гербом), пели заупокойные молитвы священники. С рыцаря в полном облачении, после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения: доспехи, шпоры, меч, который потом могли сломать. После этого разбивали на три части личный щит с гербом рыцаря. После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд, а иногда и сюзерен или даже король, выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена подмышками. Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его или отпускали, если рыцарю относительно «повезло», то всё ограничивалось лишением рыцарского достоинства, или передавали в руки палача. Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалов, так как лишение рыцарского достоинства превращало их и их потомков в крепостных крестьян.

На несколько столетий рыцари становятся элитой среди людей и среди войск. Но времена меняются и меняются нравы. Рыцарство постепенно теряет свои привилегии и позиции – перестаёт быть силой. Причин к этому множество. Главная, в переходе феодальной экономики к буржуазной – рыночной. Благородные владетели земель перестают быть самыми богатыми людьми, а потеря богатства это потеря веса в обществе и престижа. Сыграло свою роль и уничтожение некоторых рыцарских орденов, Тамплиеров (рыцарей Храма), например. Храмовники, в своё время, стали самой богатой и влиятельной организацией в Европе, подчинённой непосредственно Папе Римскому, а, на самом деле, не подчинённой никому. То как они были уничтожены, обвинённые в ереси, подорвало авторитет всех рыцарей. Ну и военные неудачи, появление огнестрельного оружия, новых тактик, когда тяжёлая конница перестала быть главной и непобедимой силой на поле боя. Например, «Битва золотых шпор» — битва фламандцев с французской армией 11 июля 1302 года возле города Куртре. Французское королевское войско из семи с половиной тысяч рыцарской конницы и 3-5-ти тысяч пеших наёмников, встретилось с 13-15-ю тысячами фламандского войска, в составе которого было только 10 рыцарей (командующие и их свита), остальные были пехотинцами. Фламандцы победили и собрали с трупов рыцарей 700 пар золотых шпор, которые повесили в одной из городских церквей. Про эту битву в Военной энциклопедии сказано: «впервые в средние века пехота разгромила рыцарскую конницу, и это сражение положило начало возрождению роли пехоты».

Автор публикации

не в сети 18 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18540Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях