черт побери
чертовски развлекательный сайт

Русская история афро-француза

 

Русская история афро-француза

Осенью 1916 года корреспондент журнала “Огонек” взял интервью у очень удивительной для тогдашней Российской Империи личности, чернокожего уроженца Полинезийских островов, имеющего французское гражданство, служащего в Русской армии, в авиа-эскадре тяжелых бомбардировщиков и носящего погоны фельдфебеля.

Этот человек был интересен не только своей довольно необычной жизненной историей, но и настоящим подвигом, совершенным на службе своей новой родине, за который он был награжден одной из высших солдатских наград. В результате его смелых и самоотверженных действий экипаж бомбардировщика избежал неминуемой смерти или пленения, а сам аэроплан был спасен и благополучно сел на своем аэродроме.

Марсель был рожден на территории Французской Полинезии и 1907 году был привезен в подростковом возрасте в Россию, вернее приехал вместе с матерью, которая служила няней. Повзрослев, он решил не ехать на родину или во Францию, а обосноваться в России, вскоре женился на русской женщине и завел ребенка. После начала Первой Мировой войны, как лицо, имеющее французское гражданство, он мог бы уехать из России, чтобы вступить в национальные силы, но он, чувствуя себя уже намного более русским, чем французом, решил остаться и начать служить в русской армии.

Он был принят вольноопределяющимся, и, вероятно будучи технически грамотным и прошедшим образовательный ценз на право носить это звание, имея навыки вождения автомобилем, сначала служил шофером, а позже техником-пулеметчиком в экипаже аэроплана “Илья Муромец — № 10”.

На одном из боевых заданий, 13 апреля 1916 года, при бомбардировке укрепленной зенитными батареями станции Даудзевас, ответным огнем с земли самолет был сильно поврежден. Его командир, будучи раненым и несмотря на сильный огонь с земли, решил все равно пойти на второй круг и еще раз пролететь над противником. Всего аэропланом во время бомбардировки было сброшено 20 бомб, которыми разрушено станционное здание и поврежден состав с воинской амуницией.

В последние секунды боя, когда бомбардировщик уже фактически вышел из-под вражеского огня, его настиг еще один шрапнельный залп и пилот глава экипажа А. М. Костенчик был ранен еще раз, уже тяжело, лишился сознания и, упав с пилотского места, потянул штурвал на себя. Сначала аэроплан круто пошел вверх, но потеряв скорость, накренился на крыло и стал стремительно приближаться к земле.

По первой версии, Марсель в это время находился на одной из плоскостей, предварительно привязавшись к стойке и во время падения самолета сорвался и болтался в воздухе. Что он пережил в эти моменты нетрудно догадаться (позже он, кстати, долго восхищался крепостью конструкции русского аэроплана, которая и спасла ему жизнь). Пля опять на веревке подтянулся на крыло и в течении последующего полета продолжил попытки запуска поврежденных двигателей.

По второй версии, вольноопределяющийся Пля был в салоне “Ильи Муромца”, во время падения самолета ему сломало руку сорвавшимся с креплений прибором, но, не смотря на боль, ему удалось подхватить и удержать тяжелый пулемет, вываливающийся из окна. На высоте 1500 метров помощнику командира В.Ф. Янковиусу удалось выровнять самолет, раненому главе экипажа была оказана помощь, и полет продолжался на трех рабочих двигателях (по второй версии, только на одном).

Марсель Пля вышел на крыло и во время полета через линию фронта, продолжавшегося 52 минуты, занимался обслуживанием двигателей, поддерживал их в рабочем состоянии и пытался запустить неисправные. Во многом благодаря ему бомбардировщику с 70 пробоинами удалось дотянуть до своего аэродрома, расположенного в в Зегевольде и более-менее благополучно сесть- при посадке сломалась верхняя плоскость правого крыла- лонжерон был перебит и крыло держалось только за счет подъемной силы!

За героизм, проявленный во время этого боевого рейса, поручик А. М. Костенчик был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, а прапорщик В.Ф. Янковиус получил золотую георгиевскую саблю. Фельдфебель Касаткин был произведен в офицеры, а Марселя Пля наградили солдатским Георгиевским крестом 3-й степени.

Известно про еще один бой Марселя Пля. Он сам предложил взять его в боевой рейс на усовершенствованный бомбардировщик “Илья Муромец Г-3”, где имелся боевой пост хвостового стрелка. Лейтенант Лавров, командир экипажа аэроплана, зная его меткость русского полинезийца, согласился. Во время выполнения этого первого дебютного задания нового аэроплана произошло столкновение с вражескими самолетами. Ниже идет описание этого боя со слов свидетеля событий.

“Все на борту приготовились. Первый истребитель, имея превышение в 150 м, начал атаку с удаления в 300 м. Он в пикировании открыл огонь. Почти одновременно ему ответил Пля. Заговорил и верхний пулемет. Немец дернулся в сторону, перевернулся и стал беспорядочно падать. Тут пошел в атаку второй. Пля не дал ему прицелиться и первый открыл огонь. Истребитель, не меняя угла пикирования, проскочил мимо «Муромца» и устремился к земле. Третий немного походил кругами, развернулся и отбыл восвояси.”.

Из этого рассказа можно предположить, что он был первым чернокожим авиастрелком, сбившим в бою вражеский самолет, и вероятно, сбил еще один ранее.

К сожалению, неизвестно, что стало с Марселем Пля, чернокожим французом, русским солдатом и, несомненно, героем, после 1916 года и как сложилась его судьба в революционной российской круговерти тех лет…

 

 

Автор публикации

не в сети 18 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18540Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях