Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Как показывают многие профессиональные соревнования – талантливых спортсменов у нас в стране очень много. Многолетнее доминирование в марафоне «Дакар» и попадание наших гонщиков в Формулу 1 свидетельствует о наличии работоспособных самородков и в автоспорте.

К сожалению, долгие годы соревноваться нашим гонщикам приходилось лишь друг с другом на идентичной, не самой мощной технике, что не очень хорошо сказывалось на мастерстве пилотов, ведь учиться было не у кого. Спасала командная тактика. Но и в таких условиях таланты пробивали себе дорогу.

Те, о ком расскажу я сегодня, начали свою карьеру в те непростые времена, а заканчивали её уже в эти непростые времена, причем успеха добились и там и там.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Почти 40 лет фамилия Больших не сходила со страниц спортивных сводок сначала СССР, а потом и России. Близнецы Николай и Игорь Больших родились 14 февраля 1949 года в Москве. Попасть в мир автогонок, кажется, им было предрешено, хотя поначалу мальчишки противились. Их родители были инженерами на заводе ЗИЛ, отец был крайне увлечен техникой и это передалось сыновьям, хотя душа их лежала к лошадям. Всё свободное время братья проводили в конюшнях, ухаживая за лошадьми ради участия в скачках. Затем их стали приглашать на съёмки выполнять конные трюки и там мальчишкам впервые довелось прокатиться за рулём огромного самосвала. С этого момента их стали занимать и железные кони.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Окончив школу, Николай и Игорь последовали семейной традиции и поступили в ВТУЗ при ЗИЛе, на сам завод же устроились на работу. ЗИЛ в те годы не был представлен ни в каком виде спорта, однако в 1969-м, по инициативе братьев, создается спортивная секция и «лихачёвские» грузовики начинают принимать участие в автокроссе и ралли. С первого же ралли место за рулём занял Николай, а Игорь читал легенду. В первом серьезном ралли на ЗИЛ-130 их экипаж привёз многократному чемпиону Союза 30 минут преимущества. Позже Больших выпрашивают у руководства три старых легковушки: пару «Москвичей» и «Волгу». На них братья начали принимать участие в ипподромных гонках и первых своих раллийных соревнованиях.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Конечно, на первых порах всё было очень непросто: в то время пока пилот выполнял свою часть работы, штурман вместо чтения легенды сидел на заднем сиденье, разбортировал, латал электровулканизатором и бортировал обратно единственную запаску. Но, благодаря упорству, всего через полгода экипаж получил звание мастеров спорта. Их успехи не остались незамеченными и в 1972 году, продолжая работать на ЗИЛе, Больших получили новый «Москвич» для испытаний в гонках, а в 1973-м — приглашение выступать за команду АЗЛК. Уже в 1974 они стали победителями командного первенства страны. Победы последовали одна за одной: в 1976-м Игорь и Николай стали чемпионами СССР и получили заслуженное место в раллийной сборной страны.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Из-за плотного графика выступлений в Кубке социалистических стран Больших вынуждены были пропускать союзные этапы, потому недобирали нужных очков и пять раз становились серебряными призёрами чемпионата СССР. Самым серьёзным достижением на международных соревнованиях стало 14-е место в абсолюте и 1-е в классе «1600» на финском этапе мирового раллийного чемпионата «1000 озёр». Первыми на этом этапе они приезжали дважды. С конца 70-х и до конца 80-х братья выступали на «Ладах» ВФТС и одними из первых советских раллистов пересели на иномарки — дальше отстаивать честь страны на отечественных автомобилях не представлялось возможным.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Сначала экипаж пересел на Lancia Delta Integrale, а затем на BMW E30 M3, о которой стоит упомянуть отдельно. Автомобиль был подготовлен для ралли компанией Prodrive. Выбор донора был не самым очевидным — эта модель показывала хорошие результаты в кольцевых гонках, но заднеприводный автомобиль в раллийных соревнованиях конца 80-х был уже большой редкостью, все команды перешли на полноприводные. Его мощность составляла всего 280—300 л.с., но в активе был малый вес. Выступления на BMW на ирландских раллийных соревнованиях запомнились братьям больше всего. В 1990-м за всю гонку Больших уступили лидеру всего 23 секунды, чему больше всех удивились специалисты Prodrive. На следующий год уступили лишь двум полноприводным Ford, поставив рекорды прохождения на отдельных спецучастках.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

К сожалению, финансирование полностью иссякло в 1994-м. Братья пытались переключиться на кольцевые гонки, на трофи, но навыки раллийного гонщика не давали перестроиться и показать хорошие результаты. Больших иногда выступали только в любительских соревнованиях и занимались тренерской деятельностью.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Секретом своих успехов Николай и Игорь называли отношение к лошадям, которое они перенесли и на автомобили. Больших предпочитали не ехать на соревнования, если автомобиль не был готов. Ставка делалась именно на надёжность. Многие годы они самостоятельно готовились к гонкам и за всю карьеру сошли из-за неисправностей всего два раза.

Братья отмечают, что бесспорно большое значение имеет талант и чтобы понять, что ты чего-то стоишь как гонщик –достаточно начать с самого простого этапа. Через 2-3 года либо будет серьёзный прорыв — и это действительно твоё, либо стоит рассматривать гонки лишь как хобби. В профессиональных же гонках, помимо духа соперничества, силен еще и дух товарищества — каждый спортсмен готов поделиться опытом и дать совет по траекториям с потенциальным конкурентом.

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

К сожалению, Николая Больших не стало в прошлом году, во время тяжелой болезни он был вынужден продать тренировочный и боевой автомобиль в Германию, компании Prodrive. Игоря Больших не стало 10 мая этого года. В памяти поклонников отечественного автоспорта они остались известны как «Братаны».

Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)


Раллийный дуэт братьев-близнецов Николая и Игоря Больших (10 фото)

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля