черт побери
чертовски развлекательный сайт

Правда о неприкасаемых

Как живут и чем занимаются низшие касты в Индии.

 

Правда о неприкасаемых

В конце июля в больничной палате в Нью-Дели скончалась 14-летняя
неприкасаемая, которую в течение месяца держал в сексуальном рабстве
сосед. Умирающая рассказала полиции, что похититель угрожал ей ножом,
заставлял пить сок, смешанный с кислотой, не кормил и вместе с
приятелями насиловал по несколько раз в день. Как выяснили стражи
порядка, это было уже второе похищение — предыдущее совершил тот же
человек в декабре прошлого года, но его отпустили под залог. Как
утверждают местные СМИ, такое снисхождение суд проявил по отношению к
преступнику, поскольку его жертва была из далитов (неприкасаемых), а
значит, ее жизнь и свобода ничего не стоили. Хотя дискриминация по
принципу кастовой принадлежности в Индии запрещена, далиты по-прежнему
являются беднейшей, обездоленной и самой необразованной частью общества.

Как появились неприкасаемые?

По самой распространенной версии — это потомки представителей племен,

живших в Индии до арийского вторжения. В традиционной арийской системе
общества, состоящей из четырех варн — брахманов (священнослужители),
кшатриев (воины), вайшьев (торговцы и ремесленники) и шудр (наемные
работники) — далиты оказались на самом дне, ниже шудр, которые также
были потомками доарийских обитателей Индии. При этом в самой Индии
распространена версия, возникшая еще в XIX веке, согласно которой
неприкасаемые — это потомки изгнанных в леса детей, родившихся от связи
мужчины-шудры и женщины из брахманов.

В древнейшем индийском литературном памятнике «Ригведе» (составлен в
1700-1100 годах до н.э.) говорится, что брахманы произошли из уст
прачеловека Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из
ступней. Для неприкасаемых места в этой картине мира нет. Окончательно
варновая система оформилась в промежутке между VII веком до н.э. и II
веком н.э.

Считается, что неприкасаемый может осквернить людей из высших варн,
поэтому их дома и деревни строились на отшибе. Система ритуальных
ограничений у неприкасаемых не менее строгая, чем у брахманов, хотя сами
ограничения совершенно другие. Неприкасаемым запрещалось заходить в
рестораны и храмы, носить зонтики и обувь, ходить в рубашках и солнечных
очках, но при этом разрешалось есть мясо — что не могли себе позволить
строгие вегетарианцы-брахманы.

Их так и называют в Индии — «неприкасаемые»?

Сейчас это слово почти вышло из употребления, оно считается
оскорбительным. Самое распространенное наименование неприкасаемых —
далиты, «притесняемые», или «угнетенные». Ранее существовало еще слово
«хариджаны» — «дети Бога», которое пытался ввести в обиход Махатма
Ганди. Но оно не прижилось: далиты сочли, что оно является столь же
оскорбительным, как и «неприкасаемые».

Сколько далитов в Индии и сколько у них каст?

Примерно 170 миллионов человек — 16,6 процента от всего населения.
Вопрос с количеством каст очень сложный, так как сами индийцы слово
«касты» почти не используют, предпочитая более расплывчатое понятие
«джати», включающее в себя не только касты в привычном смысле, но и
кланы и сообщества, которые зачастую сложно причислить к той или иной
варне. К тому же зачастую граница между кастой и подкастой очень
расплывчата. С уверенностью можно лишь утверждать, что речь идет о
сотнях джати.

Далиты до сих пор живут в нищете? Как связано социальное положение с экономическим?

В общем и целом низшие касты действительно значительно беднее.
Основная часть индийских бедняков именно далиты. Средний уровень
грамотности по стране составляет 75 процентов, среди далитов — чуть
больше 30. Почти половина детей далитов по статистике бросают школы
из-за унижений, которым они там подвергаются. Именно далиты составляют
основную часть безработных; а тем, кто трудоустроен, как правило, платят
меньше, чем представителям высших каст.

Правда о неприкасаемых

Хотя есть исключения: в Индии насчитывается примерно 30
далитов-миллионеров. Конечно, на фоне 170 миллионов бедняков и нищих —
это капля в море, но они своей жизнью доказывают, что можно добиться
успеха, и будучи далитом. Как правило, это действительно выдающиеся
люди: Ашок Кхаде из касты чамаров (кожевников), сын безграмотного
бедняка-сапожника, работал докером днем, а ночью читал учебники, чтобы
получить диплом инженера, и спал при этом под лестницей на улице, так
как ему не хватало денег на то, чтобы снять комнату. Сейчас его компания
проворачивает сделки стоимостью в сотни миллионов долларов. Это
типичная история успеха далита, своего рода голубая мечта для миллионов
обездоленных.

Пытались ли неприкасаемые когда-нибудь поднять бунт?

Насколько нам известно — нет. До колонизации Индии эта мысль вряд ли
вообще могла возникнуть в головах: в ту пору изгнание из касты
приравнивалось к физической смерти. После колонизации социальные границы
стали постепенно размываться, а после обретения Индией независимости
мятеж для далитов потерял смысл — им были предоставлены все условия для
того, чтобы достичь поставленных целей политическим путем.

То, насколько сильно въелась в сознание далитов покорность, можно
проиллюстрировать примером, приведенным российскими исследователями
Феликсом и Евгенией Юрловыми. Партия «Бахуджан самадж парти»,
представляющая интересы низших каст, устраивала для далитов специальные
тренировочные лагеря, в которых они учились «преодолевать вековой страх и
боязнь перед лицом высококастовых индусов». Среди упражнений было,
например, такое: устанавливалось чучело высококастового индуса с усами и
тилаком (точкой) на лбу. Далиту нужно было, преодолев робость, подойти к
чучелу, отрезать у него ножницами усы и стереть тилак.

Можно ли вырваться из неприкасаемых?

Можно, хотя и нелегко. Самый простой путь — смена религии. Человек,
переходящий в буддизм, ислам или христианство, технически выпадает из
кастовой системы. Впервые далиты начали в заметных количествах
переходить в буддизм в конце XIX века. Массовые обращения связаны с
именем известного борца за права далитов доктора Амбедкара,
обратившегося в буддизм вместе с полумиллионом неприкасаемых. Последняя
такая массовая церемония прошла в Мумбаи в 2007 году — тогда
одновременно буддистами стали сразу 50 тысяч человек.

Правда о неприкасаемых

Многие далиты живут в трущобах на окраинах мегаполисов

Далиты предпочитают обращаться именно в буддизм. Во-первых, к этой
религии индийские националисты относятся лучше, чем к исламу и
христианству, поскольку она является одной из традиционных индийских
религий. Во-вторых, среди мусульман и христиан со временем
сформировалось собственное кастовое деление, пусть и не столь явно
выраженное, как среди индусов.

А можно ли сменить касту, оставшись индуистом?

Тут есть два варианта: первый — всякого рода полузаконные или
незаконные методы. К примеру, многие фамилии, свидетельствующие о
принадлежности к той или иной касте, отличаются одной-двумя буквами.
Достаточно слегка коррумпировать или обаять клерка в правительственном
учреждении — и, вуаля, вы уже член другой касты, а иногда и варны.
Лучше, конечно, проделывать такие трюки либо в городе, либо сочетая с
переездом в другую местность, где вокруг нет тысяч односельчан, знавших
еще вашего деда.

Второй вариант — процедура «гхар вапаси», буквально «добро пожаловать
домой». Эта программа реализуется радикальными индуистскими
организациями и ставит целью обращение в индуизм индийцев других
религий. В данном случае человек становится, к примеру, христианином,
потом посыпает голову пеплом, объявляя о желании совершить «гхар
вапаси», — и все, он снова индуист. Если этот трюк проделан за пределами
родной деревни, то всегда можно заявить, что вы принадлежите к другой
касте.

Другой вопрос — зачем все это делать. Кастовый сертификат не спросят
при приеме на работу или при входе в ресторан. В Индии на протяжении
последнего столетия идет слом кастовой системы под влиянием процессов
модернизации и глобализации. Отношение к незнакомому человеку строится
на основе его поведения. Единственное, что может подвести, — это
фамилия, которая чаще всего связана с кастой (Ганди — торговцы, Дешпанде
— брахманы, Ачари — плотники, Гупты — вайшьи, Сингхи — кшатрии). Но
сейчас, когда любой желающий может сменить фамилию, все стало гораздо
проще.

А сменить варну, не меняя касты?

Есть шанс, что ваша каста подвергнется процессу санскритизации. В
русском языке это называется «вертикальная мобильность каст»: если та
или иная каста перенимает традиции и обычаи другой, более высокой по
статусу касты, есть шанс, что рано или поздно она будет признана как
член более высокой варны. К примеру, низшая каста начинает практиковать
вегетарианство, свойственное брахманам, одеваться как брахманы, носить
священную нить на запястье и вообще позиционировать себя как брахманы,
не исключено, что к ней рано или поздно начнут относиться как к
брахманам.

Правда о неприкасаемых

Женщина из неприкасаемых, 1968 год

Впрочем, вертикальная мобильность свойственна в основном кастам
высших варн. Ни одной из каст далитов еще не удавалось перейти незримую
черту, отделяющую их от четырех варн, и стать хотя бы шудрами. Но
времена меняются.

Вообще, будучи индуистом, вы не обязаны декларировать принадлежность к
какой-либо касте. Можете быть и бескастовым индуистом — ваше право.

Зачем в принципе менять касту?

Все зависит от того, в какую сторону менять — вверх или вниз.
Повышение кастового статуса означает, что другие люди, для которых каста
значима, будут относиться к вам с большим уважением. Понижение статуса,
особенно до уровня далитской касты, даст вам ряд реальных преимуществ,
поэтому немало представителей более высоких каст стараются записаться в
далиты.

Дело в том, что в современной Индии власти ведут беспощадную борьбу с
кастовой дискриминацией. Согласно конституции, всякая дискриминация на
кастовой основе запрещена, а за вопрос о касте при приеме на работу
придется даже заплатить штраф.

Но в стране действует механизм позитивной дискриминации. Ряд каст и
племен внесен в список «зарегистрированных племен и каст» (SC/ST).
Представители этих каст обладают определенными привилегиями, которые
подтверждаются кастовыми сертификатами. Для далитов резервируют места на
госслужбе и в парламенте, их детей принимают бесплатно (или за половину
платы) в школы, для них выделены места в институтах. Короче говоря,
существует система квот для далитов.

Сложно сказать, хорошо это или плохо. Автору этих строк встречались
далиты, способные дать фору любому брахману по уровню интеллекта и
общего развития,— им квоты помогли подняться из низов и получить
образование. С другой стороны, приходилось видеть далитов, плывущих по
течению (сперва по квотам в институт, потом по тем же квотам на
госслужбу), не интересующихся ничем и не желающих работать. Уволить их
нельзя, так что будущее их обеспечено до самой старости и неплохой
пенсии. Многие в Индии критикуют систему квот, многие защищают.

То есть далиты могут быть политиками?

Еще как могут. К примеру, Кочерил Раман Нарайянан, бывший президентом
Индии с 1997 по 2002 год, был далитом. Еще один пример — Майявати
Прабху Дас, известная также как Железная леди Майявати, занимавшая пост
главного министра штата Уттар-Прадеш на протяжении в общей сложности
восьми лет.

Правда о неприкасаемых

Кочерил Раман Нарайянан с супругой

Одинаково ли число далитов во всех штатах Индии?

Нет, оно варьируется, и весьма значительно. Больше всего далитов
живут в штате Уттар-Прадеш (20,5 процента от всех далитов в Индии), на
втором месте Западная Бенгалия (10,7 процента). При этом в процентном
отношении к общему населению лидерство держит Пенджаб с 31,9 процента,
за ним идет Химачал-Прадеш с 25,2 процента.

Кем могут работать далиты?

Теоретически кем угодно — от президента до чистильщика сортиров.
Многие далиты снимаются в кино, работают фотомоделями. В городах, где
кастовые границы размыты, ограничений не существует вообще; в деревнях,
где сильны древние традиции, далиты по-прежнему занимаются «нечистой»
работой: свежеванием павших животных, рытьем могил, проституцией и так
далее.

Как изменится социальный статус человека, который женится/выйдет замуж за неприкасаемого?

Если этот человек сам из неприкасаемых, то никак. Если же он
принадлежит к высшей касте, то это означает нарушение обычая. Далее все
зависит от того, насколько его семья придерживается неписаных традиций.
Дело может дойти до изгнания из дома, разрыва с родными и даже «убийства
чести». Если же семья и друзья смотрят на вещи более прогрессивно, то
социальный статус останется прежним.

Правда о неприкасаемых

Сува Лал, сапожник-далит в Нью-Дели

Если в результате межкастового брака родится ребенок, к какой касте он будет приписан?

Традиционно в Индии ребенка записывали по низшей касте. Сейчас
считается, что ребенок наследует касту отца, за исключением штата
Керала, где по местному законодательству наследуется каста матери. Это
теоретически возможно и в других штатах, но в каждом отдельном случае
решается через суд.

Характерна история, произошедшая в 2012 году: тогда мужчина-кшатрий
женился на женщине из племени наяков. Мальчика записали как кшатрия, но
потом его мать через суд добилась того, чтобы ребенка переписали в
наяки, чтобы он мог воспользоваться бонусами, предоставляемыми
ущемляемым племенам.

Если я, будучи в Индии туристом, прикоснусь к далиту, смогу ли я пожать потом руку брахману?

Иностранцы в индуизме и без того считаются нечистыми, поскольку
находятся вне кастовой системы, поэтому могут прикасаться к кому угодно и
зачем угодно, никак себя при этом не оскверняя. Если практикующий
брахман решит с вами пообщаться, то ему все равно придется проводить
ритуалы очищения, так что жали вы перед тем руку далиту или нет — в
сущности, безразлично.

Снимают ли в Индии межкастовое порно с участием далитов?

Конечно, снимают. Более того, судя по количеству просмотров на специализированных сайтах, оно весьма популярно.

Алексей Куприянов

 

Автор публикации

не в сети 10 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18583Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях