Почему людей так трудно убедит фактами

Почему людей так трудно убедит фактами

В 1975 году учёные из Стэнфордского университета предложили группе студентов поучаствовать в исследовании самоубийств. Им показали пары прощальных записок. В каждой паре одна была написана каким–нибудь сторонним автором, а вторая — человеком, действительно лишившим себя жизни. Студентам предложили определить, какой текст настоящий, а какой — подделка.

Некоторые участники эксперимента открыли в себе гениев. Из двадцати пяти пар записок им удалось различить фальшивку в двадцати четырёх случаях. Другие же были безнадёжны: они могли указать на реальную записку лишь в каждом десятом случае.

На самом деле, как это часто бывает в психологических исследованиях, весь эксперимент был постановкой. Да, действительно, половина записок была подлинной — взятой из офиса коронера округа Лос–Анджелес, — но подсчёт был подстроен. Студенты, которым сообщали, что они угадывали абсолютное большинство записок, на самом деле шли примерно вровень с теми, кому вновь и вновь повторяли: «Вы ошибаетесь».

Во второй фазе исследования обман был раскрыт. Студентам сообщили, что настоящей целью эксперимента было оценить их способность к самокритике. Это, впрочем, тоже было ложью. Наконец, студентов попросили прикинуть, сколько записок самоубийц было оценено правильно и сколько, по их мнению, смог бы правильно оценить средний студент. Здесь началось интересное. Те, у которых в предыдущей фазе были «высокие показатели», заявили, что в своих оценках они были очень точны, намного лучше, чем справился бы средний студент. Напомним, только что им сообщили, что у них нет никаких фактических оснований так считать. Напротив, «группа с низкими показателями» по–прежнему считала, что её оценка истинности записок намного хуже среднего — при том, что и это мнение ни на чём не основывалось.

Исследователи пришли к заключению, что уже сформированные впечатления являются необычайно устойчивыми.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля