Первые газотурбинные танки

Где-то в конце 1960-ого года в СССР была начата программа по установке на средние танки газотурбинных двигателей, чтобы проверить динамические свойства танка с ГТД. В рамках данной ОКР распоряжением СМ СССР от 24 января 1961 г. ОКБ-29 в Омске обязывалось поставить ВИИИ-100 три газотурбинных двигателя ГТД-750, разработанных для вертолета КА-25, и оказать помощь в приспособлении их для установки в танк.

Первые газотурбинные танки

На основании данного распоряжения СМ СССР в ГКОТ был разработан план совместной работы ВНИИ-100, Уралвагонзавода, НИИД и ОКБ-29 по созданию опытного газотурбинного двигателя ГТД-3Т для танка. Во второй половине 1962 г. к работам по установке ГТД в средний танк вместо Уралвагонзавода был привлечен завод № 174 в Омске.

По результатам проведенных работ были выявлены условия работы ГТД в танке, особенности эксплуатации танка с ГТД и определены динамические характеристики среднего танка с ГТД. В феврале 1963 г. ОКБ-29 изготовило и в марте 1963 г. передало ВНИИ-100 газотурбинный двигатель ГТД-ЗТ-02 для проведения его всесторонних стендовых испытаний. В феврале 1963 г. ОКБ-29 было реорганизовано в ОКБ-20. В мае 1963 г. после 100-ч стендовых испытаний ОКБ-20 передало ГТД-3Т-03 для установки его в танк. Летом-осенью 1963 г. ВНИИ-100 совместно с заводом 174 произвели переделку серийного танка Т-54 под установку ГТД. Обычный Т-54 отличался от Т-54 с ГТД лишь компоновкой МТО.

Особенностью экспериментального танка являлось то, что в МТО можно было устанавливать два типа трансмиссии – механическую и гидромеханическую. В качестве механической трансмиссии была применена трансмиссия серийного танка Т-54 с пятиступенчатой коробкой передач. Гидромеханическая трансмиссия танка состояла из гидромеханической коробки передач истребителя танков «Объект 150» с комплексной гидропередачей ГТК-111с, переделанной из трехступенчатой в двухступенчатую. ПМП, бортовые редукторы и приводы управления движением танка остались такими же, как на танке Т-54. Источником электроэнергии при работающем двигателе являлся авиационный генератор ГСК-1500 с клиноременным приводом от коробки передач танка. В отделении управления был установлен щиток контрольно-измерительных приборов адаптированный под установку в танке ГТД.

Таким образом, в 1963 году впервые в СССР средний танк Т-54 оснастили газотурбинной установкой – ГТД-3Т.

В скором времени на основе этого опыта были созданы экспериментальные танки Объект 167Т», «Объект 166ТМ» и «Объект 003», оснащенные силовой установкой с ГТД. И уже через 4 года в конце июля 1967 года начнется история создания первого в СССР серийного газотурбинного танка – Т-80.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля