черт побери
чертовски развлекательный сайт

Операция «Фрэнтик». Как американцы воевали с нами рука об руку

 

2 июня 1944 года по договоренности между руководством СССР и США американские бомбардировщики начали использовать аэродромы в районе городов Полтава, Миргород, Пирятин для осуществления “челночных” операций.

Один из не слишком известных эпизодов Второй Мировой Войны – челночные бомбардировки самолетами ВВС США с посадкой под Полтавой.

Операция «Фрэнтик». Как американцы воевали с нами рука об руку

Операция «Фрэнтик». Как американцы воевали с нами рука об руку

Шел 1944 год. Враг, изгнанный с территории СССР, отчаянно сопротивлялся. Второй фронт еще не открыт. Авиация Советского Союза, США и Англии продолжали наносить удары по военно-промышленным объектам Германии и ее сателлитов, но ей недоставало мощи и эффективности. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей прикрытия был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. И тогда страны антигитлеровской коалиции договорились о, так называемых, челночных бомбардировках вражеских территорий тяжелыми стратегическими бомбардировщиками.

Планировалось организовать сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении.

Данная операция получила название “Фрэнтик” (Frantic).
На территории СССР была создана 169-я авиабаза особого назначения (АБОН) под командованием генерал-майора авиации Перминова Александра Романовича.
Местом расположения базы был избран Полтавский аэродромный узел, куда входили аэродромы Полтава, Миргород и Пирятин. С него действовали несколько авиагрупп 15-й ( Италия ) и 8-й ( Англия ) воздушных армий, объединенных в Восточное командование.
Кроме военных целей Рузвельт преследовал и несколько иные. Американцы делали всё, чтобы завоевать доверие русских, а затем добиться от них выделения аэродромов для американской стратегической авиации на Дальнем Востоке… Была и более близкая цель. В преддверии вторжения союзников во Францию, действия американцев в России отвлекли бы с Западного театра военных действий средства ПВО на восток, ослабив группировку противовоздушных сил в районах предполагаемой высадки. В 1944 году с июня по октябрь с Полтавского аэродромного узла 7 оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 Б-17. На объекты противника было сброшено 2 тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолётов врага. Американцы потеряли 68 самолётов. Были случаи совместных действий американской и советской авиации. 6 июня 1944 года американские бомбардировщики совместно с советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому в порту Галац в Румынии. Это ни разу не освещалось ни в советской, ни в американской печати в силу секретности операции.

Но затем произошли трагические события. Немцы, естественно, не могли не заметить появление американских самолётов на Восточном фронте. И вот 21 июня 1944 года они нанесли удар по аэродрому.
Ровно в полночь сто двадцать немецких самолетов «Хенкель-111» появились в темном небе над Полтавой.
Налёт безнаказанно продолжался 1 час 40 минут. Сброшенные сто тонн бомб, в том числе и 15 тысяч противопехотных мин “лягушек”, ночной аэродром превратили в ад. От взрывов дрожала земля, до рассвета полыхало зарево склада ГСМ (горюче-смазочных материалов).
Днем прилетел, немецкий самолет-разведчик, сфотографировал результаты бомбардировки, и безнаказанно ушел.

Начальнику Главного управления контрразведки “СМЕРШ” -Комиссару госбезопасности 2 ранга тов. Абакумову.
Докладываю результаты налетов вражеской авиации на аэродромы Миргород и Пирятин 23.06.1944г.
Миргород: сгорела одна “Аэрокобра “, УТИ-4 – 1, УТ-1-1, повреждено “Аэрокобр” – 12, американцев раненых и убитых нет. Убито – 0 чел., ранено – 27чел., из них один гражданский. Горючего сгорело 370 т.
Аэродром засыпан мелкими бомбами, зажигалками,
Пирятин: уничтожено бензина – 30т, ранено 6 чел., американцев раненых и убитых нет.
Уточняю данные за 22,06.1944 г. по аэродрому Полтава: уничтожено – “Летающие крепости ” – 44, С-47 – 2, “Лайтнинг” – 1, повреждено: “Летающие крепости ” – 25, Як-9 -15, Як-7- 6, “Харрикейн ” – 1, У-2 -3, сгорело бензина – 360т, уничтожено авиабомб – до 2000. Американцев убито – 1, ранено – 15, наших убито – 31, ранено – 88 (в число раненых и убитых входят и бойцы ПВО)…
Аэродром Полтава очищается от зажигательных и неразорвавшихся бомб. Бетонная полоса пригодна к посадке. Металлические полосы аэродромов Миргород и Пирятин ремонтируются.
Свешников.

В справке, подписанной заместителем начальника 1 отдела Главного управления “СМЕРШ” полковником Новиковым и уже днем 22 июня доложенной Сталину и Молотову, говорилось:
“…При налете пострадали ближайшие села, где имеются разрушения и жертвы. При отражении налета средства ПВО оказались малоэффективными. В воздухе находилась небольшая группа ночных истребителей… Зенитная артиллерия действовала слабо. Авиация противника потерь не имела”. В докладе помощника начальника 4 отделения 1 отдела “СМЕРШ” подполковника Баранова, также датированном 22 июня, приводятся следующие подробности действий ПВО. В отражении налета принимали участие 24 зенитных орудия среднего калибра, 32 – малого и 26 пулеметов ДШК. Участвовали также зенитная артиллерия “танковой части Руссиянова” – 24 малокалиберные зенитки и истребительная авиация 310-й ИАД, совершившая 17 вылетов. Израсходовано снарядов: среднего калибра – 8500 шт., малого -13000 шт., патронов ДШК – 6000 шт. В распоряжении ПВО имелись 19 прожекторов, в том числе 4 радиоуправляемых, и одна РЛС типа СОН-2.
Именно тогда погиб известный военный журналист Петр Лидов, первым написавший о Зое Космодемьянской.
В ту ночь немцы бомбили также аэродром Миргород, где тоже базировались американские бомбардировщики, и аэродром Пирятин, где базировались американские истребители прикрытия “Мустанги”. В силу погодных условий потери на этих аэродромах были минимальны.

В те несколько дней и ночей американцы многое узнали о характере советских людей. Парадоксальное сочетание легкости, с какой допускаются просчеты в ключевых вопросах, с постоянной готовностью пожертвовать собой ради исправления малой доли этих просчетов, наверное, надолго запомнилось нашим союзникам. Славянская “система ценностей” тоже оказалась непохожей на западную: жертвами бомбардировки стали в основном солдаты, во время налета пытавшиеся спасти от огня если не сами “Летающие крепости”, то хотя бы их вооружение и ценное оборудование. Большие жертвы понесли и зенитчики, которые лишились управления и целеуказания, но продолжали стрелять. Американцы в это время сидели в окопах и недоуменно разводили руками… Однако самое сильное впечатление на них произвело поведение военнослужащих 169-й АБОН при ликвидации последствий налета. Слово Боумену: “Немцы оставили нам неприятный сюрприз, напоследок обрушив ливень мелких бомб со специальными взрывателями. Каждая из них имела пропеллер, так что опускалась на землю медленно, подобно кленовому семени -“вертолетику’. При соприкосновении с землей эти “бабочки” взводили сами себя, а потом взрывались при малейшем толчке, например, при звуке шагов. Поскольку эти бомбы были покрашены в зеленый цвет, а большая часть аэродрома была просто полем, заросшим травой высотой около фута, то “бабочки” создали реальную проблему. Но не для русских. Солдат, вооруженный 20-футовым щупом, приступил к неприятной задаче по прочесыванию поля с помощью сенокосилки, в которую была впряжена лошадь. Солдат размахивал перед собой щупом, словно косарь, причем некоторые “сюрпризы” от этого взрывались. Иногда мы слышали даже серию взрывов”.
Всего в Миргороде было уничтожено 1822 неразорвавшиеся бомбы, в Пирятине – 1217. В Полтаве дела с разминированием обстояли хуже, т.к. плотность “засеивания” там была намного больше. В отчете о работе минеров, подписанном начальником штаба 68-го района аэродромного базирования майором Сергейчуком, говорится, что раз минирование там длилось 6 дней, в течение которых было обезврежено 24570 бомб. При этом действия красноармейцев часто вызывали восхищение союзников.

Штаб Восточного авиационного командования США. Командующему. Армейская почта 798, армия США

Я прошу, чтобы описание нижеследующего случая, когда двое русских солдат проявили мужество и пренебрежение к опасности для собственной жизни, было рассмотрено с точки зрения представления этих солдат русскому генералу для соответствующих наград.
22 июня 1944 г., около 4 ч 30 мин нижеподписавшийся выехал на автомашине “Виллис”… с целью оказать помощь раненым… Когда мы подъехали к юго-восточной части аэродрома, к нам подбежали русский механик сержант Тубизин и капитан Базарт (ВВС США), которые сообщили, что в центральной части аэродрома необходима медицинская помощь…Двое русских солдат добровольно выступили вперед и с полнейшим пренебрежением к опасности для собственной жизни стали проводить “Виллис” через высокую траву, густо усеянную мелкими бомбами и минами, к тому месту, где лежали раненые. Вот эти двое русских солдат: механик сержант Тубизин и механик Лукор Джорджи. Тубизин высматривал мины, сидя на передней части “Виллиса “, а Джорджи шел впереди машины, подбирая бомбы и мины и осторожно откладывая их в сторону… всего около 40 или более бомб… На обратном пути двое русских солдат опять пошли впереди, таким образом они обеспечили на расстоянии полумили безопасное продвижение автомашины. По мнению нижеподписавшегося, храбрость…, проявленная этими двумя русскими солдатами, делает большую честь им самим и их армии и является гораздо большим, чем исполнение обычного долга службы.

Подполковник медицинской службы Вильям М.Джексон. 24июня 1944г.

На следующий день Уэлш направил Перминову письмо с описанием подвига красноармейцев, которое заканчивалось словами:
“Их поведение делает честь им самим и Красной Армии”.

Прекрасные до сих пор отношения между союзниками дали первую трещину. Американцы сразу встали на точку зрения, что во всем виновата советская ПВО. 23 июня в 11,00 Уэлш и Кесслер нанесли официальный визит Перминову и сделали следующее заявление: “Немцы нас бьют безнаказанно. Ваша артиллерия маломощная, истребители для ночных действий не подготовлены. Мы поставили вопрос перед Москвой и перед нашим послом о том, что мы спокойно можем работать в том случае, когда мы получим сюда наши тяжелые зенитные орудия и ночные истребители, оборудованные специальными приборами для ночного боя”. В ответ Александр Романович напомнил о своем предложении рассредоточить самолеты по другим аэродромам и о том, что в ходе бомбежки американцы заботились главным образом о спасении собственных жизней. Как раз в это время над авиабазой вновь появился вражеский разведчик, и на его перехват были подняты два “Лайтнинга”, однако по непонятным причинам американские летчики от боя отказались. Как утверждает заместитель командующего ВВС КА генерал-полковник А.В.Никитин, “против убедительных доводов генерала Перминова… и особенно случая с неудачным перехватом американцами фашистского самолета генерал Кесслер не смог выдвинуть никаких аргументов и свои претензии снял”.

Чтобы как-то снизить возникшую напряженность, уже 23 июня Спаатс прислал официальное соболезнование семьям погибших во время налета, в котором отмечал, что война неизбежно связана с жертвами. Кроме того, он наложил вето на публикацию в американской печати любых сведений об этой трагедии, Весьма вероятно, что этот шаг он предпринял с учетом позиции Рузвельта.

Челночные рейсы все же продолжались до октября 1944 года. Из-за политических разногласий военного руководства СССР и союзников по дальнейшему определению судьбы Польши, их интенсивность уменьшилась.
Всего с июня по октябрь с Полтавского аэродромного узла семь оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 «летающих крепостей» Б-17. На объекты противника было сброшено две тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолётов врага. Об описанных фактах ни разу не освещалось, ни в советской, ни в американской печати в силу секретности операции.

Вскоре Полтавский аэродромный узел оказался в 800 км от фронта, и его эксплуатация с военной точки зрения потеряла практический смысл.
В начале октября 1944 год основная часть личного состава покидала авиабазу. Взлетевшие самолеты, сделав прощальный круг над Полтавой, уходили на запад. Двенадцатого октября остальные военнослужащие и техперсонал погрузились в специальный эшелон. Около двухсот военнослужащих все же оставались на базе, которая уже успела приобрести самостоятельное значение, не связанное с собственно “челночными” операциями.

Все покидавшие Полтаву получали особую памятку, подготовленную штабом Восточного авиационного командования США. В ней говорилось:

“Помни:

1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом.
2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 г., и, убирая их, понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава.
3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д. Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские. Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России. Критиковать общее по одному индивидууму нельзя. Помни, что своим высказыванием можешь испортить результат многомесячных работ и усилий всего нашего командования. Придерживайся фактов”.

Автор публикации

не в сети 7 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18541Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях