«Никаких амазонок не было». Что на самом деле известно о племенах сарматов

«АиФ-Волгоград» побывал на новой выставке в краеведческом музее и поговорил о популярных легендах со специалистами.

-Никаких амазонок не было-. Что на самом деле известно о племенах сарматов

Курганы хранят ещё много тайн и загадок. © / Тагир Раджавов / АиФ
Грозные сражения на нашей земле происходили намного раньше Сталинградской битвы, событий Гражданской войны, восстания Стеньки Разина и даже времён Золотой Орды. Уже в бронзовом веке степи покорили племена отважных воинов – сарматов, скифов.

Сейчас от них остались только курганы. Находки оттуда можно посмотреть на открывшейся выставке «Конь и всадник. Сокровища из курганов кочевой аристократии» в областном краеведческом музее.

Случайный клад

Конь для жителя бронзового века был всем: он и помощник в хозяйстве и боевых походах, на волшебном коне душа человека отправлялась в загробный мир по преданиям кочевых культур, а бег коня тогда ассоциировался с бегом времени. На выставке присутствуют всевозможные украшения с конской тематикой – гребешки, поясные пряжки, декоративные сосуды.

Нижнее Поволжье стало колыбелью многих мировых «конных» культур – скифов, сарматов, савроматов, половцев. Археологи находят на территории региона множество захоронений древних всадников. Самые ранние находки – сбруйные украшения сарматов – были сделаны в 1926 году, а самые свежие – в этом десятилетии.

Не так давно около станицы Качалинской Иловлинского района был обнаружен клад сбруйных украшений – около 30 предметов конского снаряжения из позолоченной бронзы, серебра, стекла и камня. А несколько месяцев назад под Урюпинском строители рыли яму под фундамент дома и случайно откопали сарматское погребение: рядом с мужским скелетом оказался кувшин, сделанный в мастерской городов Северного Причерноморья, а потом каким-то образом оказавшийся в наших краях.

-Никаких амазонок не было-. Что на самом деле известно о племенах сарматов

Самые красивые украшения предназначались для лошадей. Фото: АиФ/ Роман Шкода
В городах-колониях Северного Причерноморья степняки часто закупали посуду, оружие, доспехи, украшения для знати, парфюмерию для жён. А скифки и сарматки знали толк в украшениях! Бусы из гагата, янтаря, стекла с внутренней позолотой, граната, опала, сердолика, иногда цветного стекла находят в знатных погребениях часто.

Так вот откуда кокошник!

Считают, что от сарматов славяне позаимствовали кокошник. Дело в том, что степняки почитали людей с удлинённым черепом. Возможно, им приписывали божественное происхождение, а, может, такова была мода бронзового века. Сарматы пытались удлинять форму черепа, приделывая детям хитроумную систему деревянных колодок и плотных тканевых повязок. И к совершеннолетию череп приобретал вытянутую форму покровных костей. Если не получалось череп деформировать искусственно, то довольствовались съёмными «удлинителями».

Если судить по типу доспехов, то сарматов можно назвать первыми рыцарями. «Сарматские доспехи были изящны и практичны – в виде плотно нашитых на рубаху чешуйчатых пластин. А воевали всадники длинным мечом, копьями и стрелами», – говорит известный археолог, профессор ВГСПУ Владислав МАМОНТОВ.

Лезгинку танцевали сарматы?

На Кубани в одном из курганов был найден целый табун коней рядом с вождём. О невероятной привязанности степняков к лошадям писал и Геродот. Так, он описывал, что после смерти скифского царя его бальзамировали травами и воском, затем на траурной колеснице возили по всем племенам, лишь затем хоронили. А вместе с ним закапывали одну из жён, слуг, иногда десятки коней, рядом зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган. «Некрополь» должен был оберечь умершего от неприятностей в загробном мире.

«Из эпоса Древней Греции известно о мифических кентаврах, – рассказывает Мамонтов. – Поводом к легенде могли послужить всадники из наших мест, которых эллины встречали в путешествиях. Они столь стремительно перемещались верхом, что со стороны человек и животное выглядели как единое целое. Особенно когда всадники низко пригибались при скачке к шее лошади».

Ещё одна красивая легенда, тесно связанная с нашей местностью, – о воительницах- амазонках.

«Никаких воительниц с луками в истории Нижнего Поволжья не было, – говорит профессор кафедры археологии, зарубежной истории и туризма ВолГУ Анатолий Скрипкин. – Но в наших степях путешественники с запада сталкивались с необычно высоким социальным статусом женщин в племенах скифов и сарматов, нежели у эллинок или римлянок. Степнячки участвовали в собраниях племени, боевых походах, иногда занимали место погибшего в бою вождя-мужчины. Отсюда и пошли фантазии про матриархат и «амазонок», которые отражены даже в трудах Геродота».

Сарматы господствовали в степях Евразии, Нижнего Поволжья вплоть до IV века нашей эры.

«С исторической арены они резко пропали в IV веке нашей эры, – продолжает Мамонтов. – Только вот степных рыцарей не поглотили «более воинственные племена готов», как иногда пишут учебники, – они, похоже, сами ушли из наших мест. Одна ветвь переселения протянулась через весь европейский континент аж до территории современной Франции, другая – до Предкавказья и Кавказа. Некоторые северокавказские народы – осетины, например, имели своими предками именно сарматов. И танец у сарматов был с большой вероятностью похож на современную лезгинку – такой же порывистый, страстный, летящий. И не забывайте – сарматы всё-таки европейцы по своей крови, генетике. Историки тех времён, описывая сарматов, рисуют типично европейскую внешность: русоволосые, голубоглазые. В какой-то степени это и наши с вами отдалённые пращуры. Такими предками и гордиться не стыдно».

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля