черт побери
чертовски развлекательный сайт

Москва, 1939 год. Здание в 23000 тонн в центре Москвы передвинули за одну ночь

Немногие москвичи знают о существовании Саввинского Подворья, потому что оно скрыто от глаз прохожих, при этом находясь в самом центре. А еще меньше москвичей знают, что это здание стоит не на том месте на котором оно было построено.

Москва, 1939 год. Здание в 23000 тонн в центре Москвы передвинули за одну ночь

Саввинское подворье – красивейший памятник архитектуры, который построен в 1907 г. архитектором Кузнецовым в сказочном русском стиле с декоративными элементами барокко и модерна. Подворье – доходный дом Саввинского монастыря.
Среди арендаторов дореволюционного времени была фирма А. А. Ханжонкова и православный журнал «Душеполезное чтение».

“Во дворе дома Саввинского подворья, по Тверской улице, при сломке здания и выемке земли вырыто 100 человеческих скелетов. На одной из вырытых здесь же надгробных плит имелась надпись на древнеславянском языке. На этом месте в царствование Алексея Михайловича был Воскресенский монастырь с кладбищем при нём…” (“Московские ведомости”, 1903)

Москва, 1939 год. Здание в 23000 тонн в центре Москвы передвинули за одну ночь

О том, как двигали разного рода сооружения, известно довольно много. Впервые острая надобность что-либо подвинуть возникла в XV веке. Талантливый инженер Аристотель Фиораванти взялся перевести колокольню Санта Мария Маджоле в славном городе Болонья, которая мешала постройке зданию городской администрации. Чтобы не сносить святыню предусмотрительный инженер заключил колокольню в клетку из мощных деревянных брусьев, чтобы исключить возможность возникновения трещин, а передвигали башню на полозьях с помощью системы канатов и блоков. Для того времени зрелище это было действительно впечатляющее, ведь колокольня была примерно с девятиэтажный дом, и переехала она аж на 13 метров.

С тех самых пор принцип передвижения особенно не изменился: сначала дом укрепляют специальной металлической рамой по линии запланированного среза фундамента. Для придания особой жесткости раму соединяют поперечными и диагональными связями. Это необходимо для домов с внутренним каркасом, например с колонным залом, которые при движении могут сместиться. После того, как рама установлена, дом срезают с фундамента, под раму укладывают ходовые балки и рельсовые пути. Затем дом поднимают на домкратах, опускают на специальные катки и везут по рельсам до нужного места. Сам переезд — или лучше сказать перекат — дома занимал немного времени, а вот подготовка к нему — недели или даже месяцы.

Москва, 1939 год. Здание в 23000 тонн в центре Москвы передвинули за одну ночь

Русский опыт по перевозу и передвижению домов появился ещё до революции. Но и после нее эта практика не упразднилась.

В стремлении придать Москве новый облик строители коммунизма как-то не очень обратили внимание на то, что при расширении Тверской улицы, многие дома выступают за «красные линии». Устремившись к новому, светлому и чистому, часть домов просто уничтожили, а некоторым суждено было переехать на другие места вглубь квартала. Всего было передвинуто около десятка зданий, и заодно со всей честной компанией и памятник Пушкину. Самая масштабная работа по передвижению была связана, конечно, с бывшим Саввинским подворьем, весившим 23 тысячи тонн. Это был самый тяжелый дом из всех, которых когда-либо перевозили. В общей сложности потребовалось около 2100 катков.

На фото: перенос здания по Садовнической улице

Москва, 1939 год. Здание в 23000 тонн в центре Москвы передвинули за одну ночь

Но самый любопытный факт заключается в том, что само передвижение дома состоялось ночью, пока жители спали. Интересно и то, что во время переезда к дому были присоединены все временные коммуникации, так что для самих жителей переезд оказался в общем-то незаметным.

Москва, 1939 год. Здание в 23000 тонн в центре Москвы передвинули за одну ночь

Сегодня Саввинское подворье полностью спрятано от любопытных глаз во дворе за Сталинскими домами по Тверской улице и новым зданием МХТа со стороны Камергерского переулка. Говорят, что в основании дома до сих пор замурованы вагонетки, на которых ехал дом в новую жизнь.

Так это здание выглядит в наши дни:
Проходя по Тверской, обязательно загляните в арку дома №6.

Москва, 1939 год. Здание в 23000 тонн в центре Москвы передвинули за одну ночь

 

Автор публикации

не в сети 4 часа

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18855Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях