Место вне времени: как делают часы в Саксонии

Маленький немецкий городок Гласхютте славится часовой промышленностью на весь мир — здесь сосредоточены 12 именитых мануфактур. Одну из них — Glashütte Original можно назвать Apple XIX века, успех к которой пришел благодаря и очень особенным людям.

В живописной деревушке, утопающей в зелени холмов Рудных гор, нет ни торговых центров, ни кинотеатров. Здесь живут всего 1500 человек, которые, судя по вымершим даже в самый час пик улочкам, и на улицу-то особо не выходят.  Местные, правда, упорно настаивают, что их родная Гласхютте, невзирая на все нетронутое великолепие, не деревня, а город. Ведь если посчитать соседей с окружных хуторов, то получится 7500 душ — идеальное место, чтобы спрятаться от московской суеты. Или вообще потеряться во времени.

 

Последнее, правда, вряд ли получится: Гласхютте — второй после Швейцарии центр европейской часовой промышленности и главный в Германии. Здесь находятся 12 мануфактур по производству дорогих, высококачественных часов.

Glashütte Original — одна из крупнейших мануфактур этого тихого городка. Здесь работают 550 мастеров. Среди них на пятом этаже полупрозрачного здания — и фрау Гергель, пожилая саксонка с тонкими чертами лица и приятными голубыми глазами. Гладким бруском она бережно разглаживает что-то очень маленькое, зажатое в мощных тисках. «Нужно смотреть на нее сверху, с такого ракурса, чтобы она не отражала свет. Тогда это тот угол, под которым и нужно полировать», — очень тихим и добрым голосом произносит фрау Гергель, вставляя в глаз лупу-монокль. Это что-то под ее руками — маленькая изогнутая пружинка, или, официально, тонкий регулятор «лебединая шея», который в будущем будет следить за точным ходом хронометра.

В мануфактуре Glashu..tte Original трудятся 550 человек

 

Фрау Гергель работает здесь не первый десяток лет. Она — профессиональный полировщик. За смену через ее руки проходит всего четыре или пять деталей, которые потом блестят как алмазы. Чтобы довести регулятор до идеального блеска, ей нужно два, а то и два с половиной часа. «По-разному, потому что наши люди — не машины, у них бывают удачные дни, а бывает, что и не очень», — рассказывает Ульрике Кранц, представитель мануфактуры — румяная, веселая женщина.

Что движет человеком, который на протяжении двух с половиной часов смотрит в микроскоп на одну и ту же детальку и выполняет одно и то же круговое движение на протяжении всей своей жизни?

«Наши сотрудники — это особый тип людей, — смеется фрау Кранц, — все они очень усердные, терпеливые и оттого немного застенчивые». Прежде чем устроиться работать, они обучаются в школе часового мастерства при самой мануфактуре, куда принимают только 28 человек в год. «Многие во время нашего конкурса, когда они должны выполнять одно и то же действие часами, сами понимают, что такая ювелирная работа не для них, и уходят в другие профессии», — говорит Ульрике Кранц. Зато те, кто конкурс прошел, через три года становятся настоящими мастерами часового дела.

 

 

Фрау Гергель может по несколько часов наводить блеск на одну лишь деталь — регулятор «лебединая шея», запатентованное изобретение компании Glashu..tte Original, который потом станет частью шикарного хронографа

 

Раньше, во времена социализма и ГДР, мануфактура Glashütte Original была серым мрачным зданием. Но в 2003 году его полностью переделали: построили огромный выставочный холл с прозрачным куполом, оборудовали стерильные помещения для сборки. Теперь здесь царят такие же тишина и покой, как на улицах Гласхютте в часы пик. А через прозрачные стены можно понаблюдать за трудом почти каждого мастера.

 

Контроль качества с автоподзаводом

 

Посмотреть, как они работают, доставляет почти метафизическое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Эти люди, как, пожалуй, никто в целом мире, умеют ценить время — и готовы тратить его на свое дело целиком: полтора часа на полировку одного микроскопического винтика, который никто никогда не увидит, кроме часовщика во время чистки; два дня на гравировку маятника; неделю на сборку «парящего» турбийона; два месяца на полный монтаж элитного хронографа Glashütte Original.

Чувствуется, что качество для них не просто слово, а ценность, причем без штампов «ОТК» и номеров упаковщика. И добиваются они этого качества не ради маркетинга, а для внутреннего умиротворения — просто потому, что не умеют иначе. Каждый мастер проверяет каждую деталь, которую передал ему в руки другой мастер. И хуже нет для мастера позора, если он после нескольких часов кропотливого труда передаст своему коллеге вихляющее колесико или неидеально отшлифованный маятник. Эти люди не просто работают, а священновзаимодействуют, как механизм хороших часов. И контроль качества у этих милых педантов (и слегка социофобов) получается не хуже, чем при сотворении мира. Но так хорошо здесь было далеко не всегда.

 

В краю примерных рудокопов

 

Название Гласхютте переводится с немецкого как «стекольный завод». На протяжении нескольких столетий деревушка процветала за счет ископаемых, которые суровые саксонские парни добывали в Рудных горах, пока к середине XIX столетия не столкнулись с серьезной проблемой — руда, некогда обогатившая их край, была полностью добыта. Шахты закрывались одна за другой, богатый край быстро обнищал, а местные жители отправились на заработки в Европу. Среди них был и Адольф Ланге.

После обучения часовому делу у своего тестя, придворного часового мастера саксонского короля, он отправился во Францию и Швейцарию — оттачивать навыки. А по возвращении не только вернул региону, слывшему сырьевым придатком Саксонии, былой достаток, но и прославил его на столетия вперед.

Карманные часы были в то время тем, чем сейчас является дорогой смартфон — не просто модным аксессуаром, но и символом статуса делового человека, который умеет ценить свое время. Благодаря индустриализации успешных предпринимателей становится все больше, рынок часов быстро растет. Но почти все они производятся в Швейцарии.

 

Условия для создания новой отрасли в Гласхютте с экономической точки зрения были самыми благоприятными: низкие ожидания по заработной плате, высокий уровень квалификации населения благодаря близости к Дрездену, культурно-научному центру тех лет, плюс большое желание работать и разбогатеть.

Получив субсидии от королевской семьи в 7820 талеров, в 1845 году Ланге основывает в Гласхютте часовое производство. По условиям договора он не просто строит мануфактуру, но и обучает часовых мастеров и инструментальщиков. Поначалу дела его идут тяжело — бренд Glashütte еще предстоит раскрутить. Но уже через 25 лет упорного труда нищая деревушка превратилась в мировой центр часового искусства с десятками мануфактур и собственной школой часовых мастеров, где позже учились швейцарские часовщики, у чьих учителей когда-то сидел за партой и сам Ланге. Его же компания стала примером, как построить «экономику знаний» на пустом месте.

 

Музей хорошего тона

 

Эту и другие истории любят рассказать в местном бастионе точного времени — Немецком часовом музее Гласхютте, что на главной площади деревушки. Когда-то именно в этом здании находилась школа часового мастерства, переехавшая в новое здание мануфактуры Glashütte Original в 2002 году. Сейчас же по величественным залам часовой славы прогуливаются аристократичные экскурсоводы и аристократичные поклонники часового искусства.

 

Перечислить все экспозиции и экспонаты музея невозможно — лучше увидеть их самому. (Например, огромные часы Германа Гёрца, часового мастера, который родился в Польше, вырос в Бердянске, работал в Одессе и Харькове, а после Первой мировой войны переехал в Гласхютте. В течение 33 лет Гёрц работал над своими астрономическими часами, которые показывают не только среднеевропейское время, но и дни, недели, месяцы, годы, их времена, восход и закат солнца, фазы луны и знаки зодиака. Или сверхточные военные хронографы летчиков люфтваффе, которые производились в Гласхютте во время Второй мировой войны.) И узнать о наследии местных мастеров в Москве.

 

 

 


Музей

Музей существует на средства благотворительного фонда, который создала сама компания Glashütte Original вместе с городом, в честь которого она названа. Что интересно, изделия конкурентов представлены здесь наравне с хронометрами Glashütte Original. «Наша задача — сохранить наши общие традиции и передать знания часового искусства будущим поколениям, — говорит Анке Хэнель, представитель музея, — поэтому это нейтральное место, где другие компании также могут объяснить посетителям свое место в общей истории нашего города».

 

 

 

Следы Гласхютте в Москве

 

 

В 1928 году в немецком журнале «Искусство часового дела» вышла статья, в которой сообщалось о создании часовой промышленности в Советском Союзе. Речь шла о Первом московском часовом заводе. Советское руководство собиралось купить на Западе производство под ключ и вело переговоры с немецкими и швейцарскими часовщиками. Но безрезультатно — слишком скептически относились тогда в Европе к экспериментам с коммунизмом. В результате завод в 1930 году построили более деловые американцы. А вот обучение кадров выпало на долю немцев: 12 мастеров из Гласхютте таки подписали пятилетний контракт и приехали в Москву. Вести от них, поступавшие на родину, были поначалу очень радужными: в 1930-м местная газета писала, что «все заключенные договоры исполняются точно в срок, а работа очень интересна и приятна». Но не все немецкие часовщики вынесли русского быта — некоторые из них вернулись на родину раньше оговоренного срока. Но большинство все-таки условия контракта выполнили. А один даже женился и остался в СССР.

 

Восставшие из пепла

 

После Второй мировой войны славная история Гласхютте могла бы печально завершиться дважды. Первый раз — после бомбежки авиацией Красной армии 7 мая 1945 года, за сутки до окончания войны, когда были разрушены многие мануфактуры. И второй — в 1994 году, когда после воссоединения Германии все Народное предприятие Гласхютте, расположенное на территории исчезнувшей ГДР, оказалось де-факто банкротом. Часовой комбинат, где раньше 2000 человек собирали по миллиону часов в год, сократил свои мощности на 90% и ждал очереди на приватизацию западными концернами.

Спас его Хайнц Пфайфер, инженер по образованию и бизнесмен по натуре. Он выкупил мануфактуру, отказался от бизнес-модели социалистического общества, для нужд которого выпускались доступные кварцевые будильники, и вернулся к истокам — штучному, ручному производству эксклюзивных, дорогих и роскошных часов для искушенных ценителей.

Свою компанию Пфайфер окрестил Glashütte Original — в продолжение славной традиции часовых мастеров деревушки. А так как старые кадры по-прежнему хранили верность своему делу и месту, он быстро возродил мануфактуру, привел ее к успеху, ушел на покой и продал свой бизнес швейцарскому концерну Swatch Group в 2000 году.

 

Сегодня

 

 

Сегодня дела у компании идут неплохо. Школа часового искусства при Glashütte Original вдвое увеличила количество учеников — до 28. Мануфактуру модернизировали, внедрили стерильные помещения для сборки, расширили ручное производство циферблатов в далеком Пфорцхайме. А фирменный магазин Glashütte Original Boutique переехал из деревеньки, гордо именующей себя городом, в самое сердце Дрездена.

Ручка входной двери в этот бутик стилизована под тот самый регулятор «лебединая шея», который часами полирует фрау Гергель. Здесь работает продавец Ноа Брайг. Он совсем не похож на тех скромных мастеров, скорее на успешного коммивояжера из 1940-х — статный блондин с высоким лбом и модным сейчас пробором. Но так же, как и они, Ноа готов часами рассказывать про часы Glashütte Original — про калибры, рубины, маятники, подзаводы, вечные календари, «парящие» турбийоны. Ноа — такой же выпускник школы часового мастерства Glashütte Original. На его руке простые, стильные часы. Он сделал их себе сам. Такую привилегию получают только одаренные ученики. И это единственные часы в бутике, которые не продаются.

 

Pavonina White Gold Senator Panorama Date

 

Все остальные шедевры микромеханики Ноа готов продать. Например, новый мужской хронограф Senator Chronograph Panorama Date калибра 37–01 — в корпусе из платины и серебряным циферблатом, секундной стрелкой со стоп-функцией, 30-минутным и 12-часовым счетчиками, вынесенными секундным указателем с индикатором запаса хода на 70 часов и фирменной «панорамной» датой. Или Pavonina — ювелирные женские часы в форме кушон, популярной в 1920-е,  украшенные 513 бриллиантами круглой огранки.

Ноа спокойно достает эти часы из богатого кожаного футляра — объясняет функции, дает подержать их в руках. Если ему сегодня уж не посчастливиться продать эти маленькие произведения искусства, он хотя бы с гордостью о них расскажет. Почему он любит этим заниматься? «Потому что больше всего на свете я люблю механику. Мне нравится работать со сверхточными механизмами. Упорядочивать процессы. И мне нравится, что в хаосе, которым, по сути, является само время, появляется смысл — сверхточный прибор для его контроля и измерения». В Гласхютте точно не потеряешься во времени.

 


Две модели

 

Часовая линейка Glashütte Original начинается от €3900 за женские часы коллекции Pavonina из нержавеющей стали с атласным ремешком, а заканчивается самыми сложными за всю историю компании и поэтому самыми дорогими Grande Cosmopolite Tourbillon. Этот хронограф выпущен лимитированной серией в 25 экземпляров и показывает ночное либо дневным временем в двух часовых поясах, а также автоматически переводится на зимнее и летнее время, меняет часовые пояса и радует своего состоятельного владельца вечным календарем и «парящим» турбийоном. Стоит это чудо механики €325 000.

Коллекция Pavonina Grande Cosmopolite Tourbillon

 

 


Glashütte Original и долговечность

 

Насколько часы Glashütte долговечны, рассказывает следующий случай. В 2009 году к музейным реставраторам обратились китайские астрономы из обсерватории Циндао. Они попросили проверить их сверхточные маятниковые часы Strasser & Rhode (права на эту марку принадлежат сегодня Glashütte Original). Часы задавали секундный импульс подключенному к ним астрографу и шли бесперебойно без всякого обслуживания с 1956 года, то есть более 50 лет. Часы восстановили за десять месяцев и передали их обратно обсерватории.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля