черт побери
чертовски развлекательный сайт

Любимый самолет Покрышкина

 

В рядах советской авиации истребитель Белл P-39 «Аэрокобра», поставленный из США в количестве около 5000 экземпляров, был самым массовым самолетом ленд-лиза и наиболее популярным из всех иностранных истребителей. Однако еще до того, как в СССР пошел поток самолетов из США, около 200 машин прибыло из Великобритании. Самолеты эти довольно сильно отличались от более поздних «Аэрокобр», и прежде всего – внешним видом.

Любимый самолет Покрышкина

Любимый самолет Покрышкина

Любимый самолет Покрышкина

На первый взгляд, «Кобра» мало отличалась от других истребителей своего времени, но при этом заключала в себе целый ряд необычных технических решений, в том числе и опередивших свое время. Самолет отличало мощное вооружение, каплевидный фонарь кабины с отличным обзором и дверцами “автомобильного” типа, а также шасси с носовым колесом. Но главным отличием было размещение двигателя позади пилотской кабины в районе центра масс аппарата.

Самолет был спроектирован по армейскому заказу 1937 года на одноместный истребитель-перехватчик. Продемонстрированный комиссии макет произвел хорошее впечатление, и в октябре 1937 было заказана постройка прототипа, получившего индекс XP-39. В начале апреля 1939 года он впервые поднялся в воздух, и в конце того же месяца фирма получила контракт на выпуск предсерийной партии YP-39, а в августе был подписан предварительный контракт на массовое производство, формально утвержденный в октябре.

При этом в документах строящиеся самолеты проходили как P-45, но прежде чем первый из них вышел за заводские ворота, название сменили обратно на P-39. Первый «YP» поднялся в воздух в сентябре 1940 года, в январе следующего был облетан первый аппарат основной серии, а в марте самолеты пошли в строевые части.

Не остались в стороне и иностранные заказчики: 30 марта 1940 года французская делегация подписала контракт на поставку 170 истребителей «Белл Модель 14», но после падения Франции этот заказ задним числом (с 30 апреля) был переоформлен на англичан, впоследствии увеличившим заказ до 675 экземпляров. Британцы присвоили самолету название Caribou, но к моменту начала поставок от него отказались в пользу заводского именования Airacobra с добавлением английского «Mark I».

В июле 1941 года первые «Аэрокобры» были доставлены в Англию, в августе их начала получать 601-я эскадрилья RAF, ставшая единственной частью Королевских ВВС, прошедшей перевооружение на этот тип. В октябре эскадрилья совершила пару пробных боевых вылетов к французскому побережью, но на этом все и закончилось: самолет по мнению «пользователей» оказался совершенно не пригоден к ведению воздушных боев на западном фронте — «аукнулся» отказ американских военных от повышающего высотные характеристики турбокомпрессора, стоявшего на исходном варианте XP-39.

В декабре 1941 года британцы начали отправлять ненужные им самолеты северными конвоями в СССР. Поставки продолжались до января 1943 года (для сравнения, американские P-39 начали поступать с ноября 1942 года). Всего было отправлено 212 «Аэрокобр» Mk.I, порядка 20–25 из которых погибли вместе с потопленными судами конвоев. Советские специалисты, знавшие о вердикте англичан «непригоден для боя», первоначально с большим подозрением отнеслись к самолету, но быстро изменили свое мнение: в реалиях советско-германского фронта высотность «кобры» оказалась вполне достаточной для фронтового истребителя. Более того, по совокупности характеристик её можно было рассматривать как один из лучших истребителей 1942 и первой половины 1943 годов.

Первой строевой частью, получившей «Аэрокобры», стал 28-й истребительный авиаполк ПВО Москвы, прошедший перевооружение прямо на своей боевой базе в марте-апреле 1942 года. Но весной-летом эта часть активных боевых действий не вела, и первыми вступили в бой «Кобры» 19-го Гвардейского ИАП. Этот полк действовал в районе Мурманска и в апреле-мае 1942 года прошел перевооружение с «Харрикейнов» на «Аэрокобры» (две эскадрильи) и «Киттихауки» (одна эскадрилья) также без отвода в запасной полк. 15 мая его «Кобры» участвовали в первом боевом вылете и одержали первую воздушную победу на этом самолете в составе советских ВВС.

14 июня на Брянский фронт убыл переформированный в 22-м запасном авиаполку в Иваново 153-й истребительный полк, вслед за которым 30 июня последовал 185-й ИАП, но уже в августе он был расформирован, а его уцелевшими самолетами и частью пилотов пополнили 153-й ИАП. В последних числах сентября этот полк снова был отправлен на переформирование в Иваново, через месяц вернувшись на фронт с полным комплектом пилотов и самолетов. 22 ноября он был преобразован в 28-й Гвардейский и продолжал летать на Mk.I вплоть до перевооружения на P-39N в августе 1943 года.

Еще одним полком, получившим на вооружение английские «Аэрокобры» в значимых количествах, стал 2-й Гвардейский авиаполк Северного Флота: одновременно с преобразованием из смешанного в истребительный он в добавление к уже имеющимся «Харрикейнам» и «Киттихаукам» получил и «Кобры». Все три типа самолетов использовались вплоть до вывода части в резерв 1 июня 1943 года. При этом все английские и американские «Кобры» были переданы в состав 255-го ИАП Северного Флота, но сколько к тому времени осталось исправных «англичанок», точно не известно.

Кроме указанных полков, «Аэрокобры» Mk.I получали 17-й ИАП, 494-й ИАП, 845-й ИАП и некоторые другие части, либо для ознакомительных целей, либо в числе более соврменных машин, полученных из США.
Самолеты «Аэрокобра» Mk.I, известные в американской авиации как P-400, выпускались специально для Англии, а потому окрашивались по английским стандартам: верхние и боковые поверхности несли камуфляж из зеленой краски Dark Green и коричневой Dark Earth, а нижние окрашивались светло-серой с зеленовато-голубым отливом краской Sky. Однако использовались не «настоящие» английские краски, а их аналоги производства фирмы «Дюпон», имевшие не самое идеальное совпадение с эталоном.

Британские стандарты также предусматривали нанесение элементов быстрого опознавания в виде кока цвета Sky и такой же полосы на фюзеляже. Но на фирме «Белл» этим указаниям последовали лишь частично, ограничившись только окраской кока, а полосу на самолеты наносили уже после прибытия в Англию, а так как в Королевских ВВС эти истребители быстро оказались не у дел, то подавляющее большинство машин такого дополнения так и не получили.
Участник советско-финляндской войны старший лейтенант (позже майор) Иван Васильевич Бочков воевал в составе 145-го ИАП (позже 19-го Гв.ИАП) с июня 1941 года. Всего он выполнил более 300 боевых вылетов, провел около 50 воздушных боев, одержал 7 личных побед и не менее 15 групповых, в том числе 6 лично и не менее 10 в группе на «Аэрокобрах». 4 апреля 1943 года летчик погиб в воздушном бою с истребителями противника, а 1 мая вышел указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

Известны три разновидности заводских схем окраски «Аэрокорбы» Mk.I, различающиеся очертаниями линии раздела цветов боковых и нижних поверхностей. В наиболее распространенном варианте линия раздела цветов следует очертаниям нижней части фюзеляжа. Вторым по массовости был распространенный в основном на машинах более позднего выпуска вариант, в котором в хвостовой части граница резко поднималась вверх к передней кромке стабилизатора.

Третий вариант, встречавшийся на некоторых самолетах раннего выпуска, был самым редким и одновременно самым необычным: в нем линия раздела цветов ломаной линией начиналась на оси самолета на носу, затем опускалась к передней кромке крыла, от задней кромки поднимаясь снова вверх и уходила к хвосту на середине высоты фюзеляжа.
Старший лейтенант Иван Васильевич Поляков встретил войну 22 июня 1941 года в составе 163-го ИАП, затем до октября 1943 года воевал в составе 28-го ИАП – сначала на Юго-Западном фронте, а потом в Московской зоне ПВО, одержав две личные победы на И-16, одну личную на «Аэрокобре» и три групповых на «МиГах». В июне 1944 года он вернулся на фронт в составе 63-го Гвардейского ИАП, воевавшего на Ла-5 и Ла-7 и закончил войну в звании майора с 7 личными и 3 групповыми победами на счету.

Через месяц после доставки первых «Кобр» в Англию, для английской истребительной авиации был введен новый камуфляж, в котором коричневый цвет был заменен на серый с синим отливом Ocean Grey, а «небесный» цвет нижних поверхностей – на светло-серый Medium Sea Grey. В отсутствии «океанского серого» допускалось использование так называемого Mixed Grey, который был смесью семи частей «среднего морского серого» и одной части черного. На первых перекрашенных «Аэрокобрах» использовался именно «смешанный серый». Характерной особенностью внешнего вида этих машин была закрашенная нижняя часть полосы Sky на фюзеляже.

На вооружении 601-й эскадрильи RAF «Кобры» числились до марта 1942 года, а потому вполне можно допустить наличие «океанского серого» на отдельных машинах, но таких явно не могло быть сколь-нибудь значительное число, так как большинство самолетов после прибытия на острова шли прямиком на склад минуя стадию перекраски в соответствии с изменившимися стандартами. Это привело к небольшому парадоксу: самолеты раннего выпуска несли более современную окраску, чем самолеты поздних серий.

Бывший летчик НИИ ВВС, Константин Афанасьевич Груздев с июля по ноябрь 1941 года командовал 402-м ИАП – одним из двух укомплектованных испытателями истребительных авиаполков Особого назначения, одержав 9 личных и 4 групповых победы. С ноября 1941 по май 1942 гг. он был старшим летчиком-инспектором Управления ВВС Северо-Западного фронта, доведя число выполненных боевых вылетов до 261 и добавив к боевому счету еще две групповые победы. С мая по июль 1942 года пилот служил в штабе 6-й ЗАБр, а затем вернулся в НИИ ВВС. Подполковник Груздев погиб в авиакатастрофе 2 февраля 1943 года, выполняя испытательный полет по программе изучения штопорных характеристик «Аэрокобры».

В первые две военные зимы в советских ВВС была принята белая маскировочная окраска фронтовых самолетов. Истребители P-39, чье использование пришлось на период 1943–1945 гг., этого не застали, но некоторые из бывших английских «Mark I» зимой 1942–1943 гг. такую окраску все же получили, однако, она была не такой, как на других типах.

Есть несколько фотографий самолетов 28-го Гвардейского полка, на которых верхние и боковые поверхности «Аэрокобр» выглядят пусть и светлыми, но все же темнее нижних поверхностей. Что это было за покрытие, точно не известно, но как возможный вариант можно предполагать, что для сохранения скоростных характеристик этих истребителей на них вместо традиционной известки использовалась серебрянка (алюминиевая краска), или же смешанные с ней обычные белила.

Автор публикации

не в сети 12 минут

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18583Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях