черт побери
чертовски развлекательный сайт

ЛЕГКИЙ ЗЕНИТНЫЙ ТАНК Т-90. ВОЗВРАЩЕНИЕ

 

У всех одна пушка, а у этого танка их было две…

В мае 1942 года группе конструкторов завода ГАЗ под руководством И.Савина поступило указание на разработку малой зенитной башни для установки на легкие танки с вооружение из одного-двух 12,7-мм пулеметов. Потребность в легкой зенитной САУ тогда ощущали не только бронетанковые подразделения, но и вся армия, так что это начинание было поддержано со стороны военных. В то же время, практически одновременно, главный конструктор Т-70 Н.А.Астров, начал самостоятельное проектирование аналогичной башни для своего танка.
Расширенные и уточненные требования были получены от 11 сентября, а через пять дней ГАБТУ и ГАУ РККА приказом №0107с создали комиссию, в задачу которой входила подготовка проектов соответствующих зенитных танков и доведения их до испытаний.

ЛЕГКИЙ ЗЕНИТНЫЙ ТАНК Т-90. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Проект КБ ГАЗ базировался на улучшенной модификации Т-70М и в скором времени получил обозначение Т-90. Хотя ТТЗ предусматривало простую переделку серийного танка в зенитный, “газовцы” запланировали установку абсолютно новой восьмигранной башни увеличенного размера со смещенным вправо двумя пулеметами ДШК с магазинным питанием и изменение компоновки, вплоть до переделки погона башни, а также полной переработки системы питания и охлаждения двигателя. Боекомплект Т-90 состоял из 16 магазинов (480 патронов). Для стрельбы по наземным целям мог использоваться прицел ТМФП, для поражения воздушных целей – коллиматорный прицел К-9Т. По замыслу разработчиков, зенитный танк должен был стать средством борьбы со штурмовиками и пикирующими бомбардировщиками в прифронтовой зоне.

Первый опытный образец был построен в ноябре 1942 г., но от серийного Т-70М он отличался только новой башней и вооружением. Соответственно, были проведены и другие изменения, но на внешнем облике машины и её компоновке это практически не сказалось.
Определение боевых и эксплуатационных характеристик новой машины проводилось в период с 12 по 18 ноября 1942 г. в дневное и ночное время на полигонах двух подразделений Красной Армии. Оно включало: пробег (для оценки влияния факторов движения на вооружение) и стрельбу. По наземным, маскированным и немаскированным мишеням стреляли прицельно днем. Зенитные стрельбы, из-за отсутствия реальных мишенных целей, проводились только в оценочном режиме заградительного огня неприцельно и только днем. Всего было произведено около 800 выстрелов, из которых – половина по наземным целям. Около 70 выстрелов произвели при непрерывном изменении угла возвышения пулеметной установки. Из общего числа произведенных выстрелов, примерно половину сделали в режиме одновременной стрельбы из обоих пулеметов.

После этого, 4 декабря 1942 года, опытный танк отправили на полигон НИБТ. Вначале Т-90 подвергли 50-км пробегу по бездорожью. Затем, с 5 по 9 декабря, были проведены испытания стрельбой по щитам, в ходе которых танк сделал 1125 выстрелов. Ночные стрельбы с подсветкой шкал прицелов выполнялись по кострам.

Окончательные итоги, сделанные комиссией по завершении испытаний танка, оказались не слишком благожелательными. Наведение в обеих плоскостях не вызывало затруднений и обеспечивало заявленные скорости перемещения оружия при прицеливании, сопровождении целей и его переброске. К работе пулеметов на всех режимах претензий не было. Размещение стрелка признали удовлетворительным.
Но из-за конструктивной примитивности коллиматорного прицела, не имеющего механизма ввода упреждения, прицеливание проводилось глазомерно по следу трассирующих пуль. Отсутствие самоторможения поворотного механизма допускало возможность проскакивания при наведении, и этот вопрос требовал доработки. Усилия на маховиках подъемного и поворотного механизмов не утомляли наводчика, но педальные спуски с тросовой проводкой оказались туги и их предложили сохранить в качестве дублирующих, введя электроспуск. Замена магазинов затруднений не вызывала, отметили лишь недостаточную защищенность их горловин от пыли в укладке. Да еще мешала установка радиостанции. Кроме того, точность стрельбы оказалась ниже расчетной (все пули, выпущенные пулеметами Т-90, легли со смещением вниз-вправо).
Так как погода стояла нелётная стрельб по конусам, буксируемым за самолётов У-2, провести не удалось. Вместо этого, по предложению И.Савина (руководителя группы проектирования зенитных САУ) состоялись стрельбы по ромбическому воздушному змею размерами около 1,5х1,5 метра. Т-90 показал низкий результат – из 30 пуль в цель попали только три.

По результатам испытаний И.Савин собирался провести доработку опытных образцом и продолжить работы по преобразованию легких танков в зенитные. Руководство ГАЗа и представители ГАБТУ, участвовавшие в испытаниях, пришли к выводу о целесообразности постройки опытной партии Т-90 из 20 штук для проведения войсковых испытаний и подтверждения принципиальной пригодности машины к принятию на вооружение Красной Армии, .однако в феврале 1943 года ГАБТУ неожиданно потеряло к ним интерес. Основными причинами, судя по всему, стала недоработанность конструкций зенитных танков, а также начало поставок американских ЗСУ М-17, которые закрыли потребности Красной Армии в данном виде вооружения.
(К слову, “при большей огневой мощи заокеанская машина сильно проигрывала Т-90 – как по проходимости, так и по защищенности. Но, главное, за М17, которых наша страна приобрела более тысячи, приходилось платить золотом, а у советских зенитных танков была рублевая себестоимость. Причем очень низкая. Похоже, именно это и стало главной бедой Т-90. Тогда, видно, тоже умудрялись воровать”. – Н.Иогансен, (с).
Да и немецкая авиация к 1943 году перестала занимать главенствующее место в небе.

Т-90 выпустили в единственном экземпляре, и факт его создания был официально задокументирован – сохранились архивные фотографии, чертежи, записи о проведении боевых испытаний. После завершения испытаний Т-90 в буквальном смысле исчез – информация о танке в официальных источниках отсутствует, а его дальнейшая история остаётся загадкой.

А совсем недавно лёгкий зенитный танк Т-90 образца 1943 года стал частью коллекции музея «Боевая слава Урала», расположенного в городе Верхняя Пышма Свердловской области – одного из крупнейших российских музеев военной техники.
Точную копию машины Т-90 реставраторы изготовили из оригинальных частей лёгкого танка Т-70 на основе чертежей и сохранившихся фотографий.

Автор публикации

не в сети 6 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18735Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях