Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед «Десна». Или «Школьник». Или «Кама». Или даже – не побоюсь этого слова – «Украина»!
Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Урал»
Республика: РСФСР
Город: Пермь
Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО «Велта»
Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Кама»
Несмотря на маленькие колёса, на «Каме» катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие «Камы» до сих пор на ходу.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Салют»
Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из «Камы». Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Велта
Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники «Велты» основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Форварду» также принадлежит элитный бренд Format и бренд эконом-класса Altair (о нём ниже).

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Украина» Живая легенда
Республика: УССР
Город: Харьков
Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Турист»
Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели «Спутник» и «Спорт».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Старт-Шоссе»
Возможно, первый советский шоссейник.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У меня сохранился единственный выставочный экземпляр «Старт-Шоссе».
Еще на ходу, но теперь пылится в гараже:)))

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования «Украина» и «Турист».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Минск»
Республика: БССР
Город: Минск
Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем «Мотовело»
Белорусский аналог «Урала» и «Украины», большой дорожный велосипед.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Аист»
Под маркой «Аист» производились разные велосипеды, в том числе «Минск» в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на «Каму» и «Десну».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Аист» с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант «Салюта».
Весной 2018 года ОАО «Мотовело» было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону «Великий Камень».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Аисты» в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Десна»
Республика: РСФСР
Город: Жуковка (Брянская область)
Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем «Веломоторс»
Брянский аналог «Камы», который отличался от неё главным образом рамой.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Велосипеды под брендом «Десна» сейчас производит «Веломоторс», то есть это те же «Стелсы»
Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Эврика-2» Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.
Республика: УССР
Город: Львов
Производитель: Львовский велосипедный завод
Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Кросс»
Республика: РСФСР
Город: Саранск, Мордовская АССР
Производитель: Саранский механический завод
Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.
СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой «Кросс» тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Сура»
Республика: РСФСР
Город: Пенза
Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод
Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой «Сура».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Велосипеды «Сура» (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Школьник»
Республика: РСФСР
Город: Нижний Новгород
Производитель: ГАЗ
Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же «Камы», он был посредственного качества.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Немногие знают, но ранние версии «Школьника» выпускались с рамой, как у «взрослых» моделей.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Вариант с дамской рамой
Производство «Школьника» прекратилось в середине 90-х. «Группе ГАЗ» велосипеды не интересны.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Орлёнок»
Республика: Литовская ССР
Город: Шауляй
Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»
Литовский конкурент «Школьника», который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Орлёнок» для девочек назывался «Ласточкой».

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды «Орлёнок». Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

«Таир» / «Альтаир-Т»
Республика: РСФСР
Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР
Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод
Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную «дочку» обанкротили ещё в начале нулевых.

Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Что нового?
Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.

Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Питерский Shulz, специализирующийся на складных велосипедах.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

И калининградский завод «ВелоБалт», который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Shulz и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. ;)

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля