черт побери
чертовски развлекательный сайт

Копоушки

 

Копоушки

Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки для ушей. Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…

Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.

Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая их изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.

Фото 2.

Копоушки

Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.

Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.

Фото 3.

Копоушки

Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что копоушки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.

Копоушка – достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью.

Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.

На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.

Фото 4.

Копоушки

Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.

Фото 5.

Копоушки

Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.

В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.

Фото 6.

Копоушки

Фото 7.

Копоушки

Фото 8.

Копоушки

Такие копоушки изготовлялись с благословения настоятеля Спасо-Мирожского Завеличского монастыря (существует и поныне) во Пскове игумена Афанасия в 1662-1670 годах

Фото 9.

Копоушки

На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.

Ковырялка ушная – “С?рныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача” (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. – Т. XXXVI, полутом 69. – СПб., 1902. – С. 98.)

Фото 10.

Копоушки

Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.

Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. – М.: Наука, 1967. — С.104.)

Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.

Фото 11.

Копоушки

В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.

В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.

Фото 12.

Копоушки

Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.

Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.

Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.

В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.

Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.

Фото 13.

Копоушки

Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.

Фото 14.

Копоушки

Почему же этот предмет туалета так часто теряли?

Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.

Фото 15.

Копоушки

В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.

Копоушки

Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.

Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.

Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.

Фото 16.

Копоушки

Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.

Фото 17.

Копоушки

Копоушки

Копоушки

Копоушки

Копоушки

Копоушки

Автор публикации

не в сети 8 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18480Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях