черт побери
чертовски развлекательный сайт

Китайский авиапром. Такой китайский

На первый взгляд, вроде бы все хорошо: гигантские инвестиции, полная занятость населения, развитие вроде бы высокотехнологичных производств. Однако каждый раз, когда смотришь на достижения Китая, все время возникает чувство, что здесь что-то не то, что-то не так, чего-то не хватает. Большие количественные показатели, а вот с качественными – не очень. Есть такое правило: хочешь узнать, насколько развита страна, посмотри, какие самолеты и корабли она делает. Ну и какие самолеты делает Китай? До сих пор выпускает копии нашего МИГ-21 под названием J-7 (F-7)? Есть у них оригинальная конструкция J-8 (F-8) «Хочу быть Су-15», но крылья все равно от МИГ-21. Недавно запустили они в серию новую модель JF-17 (или JF-16, я не помню точно) «Хочу быть F-16, а меня и в МИГ-21 не взяли».

Китайский авиапром. Такой китайский

Правда, мне могут возразить, что недавно китайцы скопировали наш СУ-27 и начали его выпускать под маркой JF-11. Но тут есть нюансы.

Во-первых, двигатель. Готов поспорить на большую сумму, что двигатели от СУ-27 китайцы скопировать не смогли, т.е. они либо закупают эти двигатели все равно у нас, либо ставят на JF-11 другие двигатели, более слабые, либо китайцы делают копии наших двигателей с ресурсом всего 10-20 часов (пара вылетов – и меняй двигатель).

Во-вторых, СУ-27 – это динамически неустойчивый самолет, т.е. «просто так» он летать не будет. Чтобы он летал, нужно скопировать систему управления. Но не зная философии создания этой системы, не зная истории доводки этой системы, ее не скопируешь. Значит, либо китайцы покупают эту систему у нас, либо они «упростили» конструкцию СУ-27 так, чтобы он стал динамически устойчивым самолетом. Иными словами, либо это не совсем китайский, а точнее, совсем не китайский СУ-27, либо китайский не совсем СУ-27, а точнее, китайский совсем не СУ-27. Но если в плане истребительной авиации у китайцев кое-какие подвижки есть, то в других видах полный застой.

Гордостью китайской бомбардировочной авиации до сих пор является «Хун-6» – копия нашего ТУ-16. Транспортная и внутренняя пассажирская авиация Китая до сих пор базируется на копиях наших АН-2, АН-24 и АН-12. Для внешних авиалиний китайцы закупают приличные «Боинги». Ни одного «крутого» авиационного китайского мегапроекта типа сверхзвукового пассажирского лайнера или какого-нибудь высотного стратосферного самолета не наблюдается.

Перейдем к флоту, прежде всего, к военному, прежде всего, к подводному. Атомные подводные лодки с большими баллистическими ракетами, так называемые ПЛАРБы. У китайцев есть одна или две ПЛАРБ типа «Ся», построенные с помощью «французских специалистов». Предполагалось построить серию из четырех единиц, но, судя по всему, что-то там у них застопорилось. С эксплуатацией «Ся» у китайцев тоже проблемы, без «французских специалистов» не очень хорошо получается.

Атомные подводные лодки, вооруженные торпедами и маленькими ракетами для обычной морской войны, т.н. «лодки-охотники», или АПЛ. В свое время китайцы построили серию из шести или десяти таких лодок и, судя по всему, эта серия так и осталась единственной. Вообще, лично у меня складывается впечатление, что китайские атомные лодки в 80-х годах XX века были более боеспособны, чем сейчас.

Дизельные лодки, они же «обыкновенные лодки», они же «дизелюхи». Купленные у нас «Варшавянки» (проект 877), мы рассматривать не будем, нам интересно, что китайцы сами делают. А делают они клоны наших дизельных лодок 60-х годов, в частности, «Ромео», по западной классификации.

Надводный флот. Лучший корабль китайского москитного флота – копия нашего ракетного катера «ОСА-1» (проект 205). Наши его начали выпускать в середине шестидесятых. Кстати, эти китайские катера типа «ОСА-1» – довольно ходовой экспортный товар. Их с удовольствием покупают страны вроде Пакистана. Большинство китайских эсминцев сделаны на базе корпуса наших эсминцев 56-го проекта 50-х годов. Их корпус, энергетическая установка, артиллерия, оборудование – копия с нашего 56 проекта. Только вместо торпедных аппаратов стоят противокорабельные ракеты, такие же, как на катерах типа «ОСА-1». Так сказать, «китайский креатив».

Но есть, есть у Китая четыре новейших эсминца своей постройки. Вот один из них, «Ланчжоу». Вступил в строй в 2004 году. То есть новье, на нем китайцы собираются служить минимум до 2024 года. Корпус и носовая 100-миллиметровка, конечно, китайские. Главная энергетическая установка, ГАС, торпедные аппараты, противолодочный вертолет (КА-28) – приобретены за рубежом. Вспомогательная силовая установка – копия германских двигателей. Зенитные ракеты, судя по антеннам системы наведения и взаимному расположению пусковых установок этого ЗРК – как раз и есть «упрощенный китайский вариант» нашего С-300. Насколько китайцы его «упростили», покажет только настоящий военный конфликт. Противокорабельные ракеты, судя по внешнему виду, являются копией французских «экзосетов». Мотор-пушки и по внешнему виду, и по количеству стволов (семь), и по калибру (30 мм) подозрительно напоминают британские «голкиперы», хотя китайцы пишут, что они их сами сделали. Конечно, по сравнению с эсминцами 56-го проекта, «Ланчжоу» – очень большой шаг вперед, но при этом остается, скажем так, средним боевым кораблем на уровне наших 70-х годов. Потому что наши корабли 80-х годов круче этого «Ланчжоу». Вызывает удивление, что китайцы построили всего четыре новых, по-настоящему новых эсминца. 25 лет «успешных реформ», сотни миллиардов, а может, уже и триллионов долларов инвестиций, десятки крутейших навороченных технопарков и …всего четыре по-настоящему новых больших боевых корабля.

У нас в составе нашего ВМФ после 20 лет опустошительной «демократии», в условиях демографического кризиса, хронического недофинансирования, развала производства оставалось 30-40 больших боевых надводных кораблей на ходу более крутых, чем эти китайские «Ланчжоу» плюс сейчас полным ходом сдаются и строятся уже новые. Обращает на себя внимание и такой факт, что в составе китайских ВМС не было до последнего времени ни одного боевого корабля крупнее эсминца. Ни одного крейсера или авианосца. А ведь именно наличие в составе военного флота кораблей крупнее эсминца, по моему скромному мнению, и есть признак наличия у того или иного народа своего цивилизационного проекта.

В этом отношении от Китая очень выгодно отличается Индия, которая стремится иметь несколько авианосцев, больших (по-настоящему больших, а не как у нас) десантных кораблей, думаю, и до крейсеров у индусов рано или поздно дойдет.

Ну а гражданское кораблестроение? Тут тоже что-то никаких мегапроектов не наблюдается. Не видно большущих, поражающих воображение пассажирских лайнеров, которые оказывали бы такое же влияние на мировое кораблестроение, как в свое время германские лайнеры перед Первой мировой или французский «Франс» в 30-е годы. А ведь статус мировой державы, а сверхдержавы и подавно, просто обязывает иметь у себя крупные пассажирские корабли, которые поражали бы воображение и служили бы визитной карточкой страны. Большущий, красивейший, скоростной (порядка 40 узлов) атомный пассажирский лайнер, курсирующий по тихоокеанским маршрутам под китайским флагом, был бы фактором китайского прорыва, гораздо большим, чем миллионы электрокофемолок или электроутюгов с надписью «Made in China». Появление хотя бы одного такого корабля у Китая испугало бы Штаты намного больше, чем увеличение китайского парка МБР на 10-20 единиц. Правильно говоря, если у Китая станет на 20 МБР больше, то Америка будет только изображать свою озабоченность, а если китайцы построят только один корабль, описанный выше, то американцы испугаются по-настоящему.

С научным флотом у Китая тоже не ахти. Нет ничего хотя бы отдаленно напоминающего наш «Академик Мстислав Келдыш». Что-то не видно у китайцев аналогов наших аппаратов типа «Мир», с помощью которых наши недавно установили флаг на дне Северного полюса. Не видно у них и проектов вроде нашего «Садко» или французского «Преконтинент». Таким образом, мы видим, что китайцы производят гигантское количество ширпотреба, но качественного перехода мы не наблюдаем. И Шанхай, и Гонконг фактически стали продолжением американских «чайна-таунов». Почему? Есть мнение, что неспособность совершить переход от количества к качеству есть особенность, специфически присущая именно китайцам. Однако это не так. Даже символ количественного подхода к делу – Великая Китайская Стена – в конце концов приобрела и качественный фактор.

Или возьмем китайский кинематограф. Начав с явного количества – создания десятков посредственных боевичков в стиле «кун-фу», китайцы в конце концов создали шедевр. Я имею в виду фильм «Герой». Кстати, фильм «Герой» показывает, что китайская творческая интеллигенция, в отличие от русской, свою страну не предала. Наконец, появление китайских боевых единоборств и чисто китайского древнего оружия, вроде гуань-дао, показывает, что китайская цивилизация знает, что такое качественный подход.

Итак, в чем же дело? Почему в XV веке китайцы могли строить самые большие корабли в мире, а сейчас нет? Что же, давайте снова посмотрим на «китайское чудо» и посмотрим внимательно. Ну, что можно сказать? Можно сказать три вещи.

Первое. Китайцы производят ширпотреб по технологиям, которые изобрели не они. Второе. Жизненный уровень нынешних китайцев, конечно, выше, чем после «опиумных войн», но в общем, принципиально, по сравнению с другими странами ЮВА, он не очень уж высокий. По большому счету, жизненный уровень китайцев поднялся до «малайского стандарта» (10-12-часовой рабочий день, зарплата около 100 евро в месяц), и только. Третье, самое интересное. Большинство китайских товаров продается за рубеж. Я даже где-то читал, что в Китае принят закон, чтобы 70% произведенных товаров шло на экспорт. Это действительно интересно. Так как это полностью противоречит традиционной китайской политике в производстве. Тысячелетиями китайцы придерживались принципа: китайцы работают только на Китай, прежде всего именно на Китай, а уж на внешний рынок – это как придется. Можно сказать, что вся китайская государственная традиция построена именно на этом принципе: китайцы работают, прежде всего, на Китай и китайский народ, а для иностранных покупателей – по остаточному принципу.

Перед «опиумными войнами», в середине XIX века, китайский император написал письмо английской королеве. Документ чрезвычайно интересный, я считаю, что «Дуэль» обязательно должна когда-нибудь его напечатать. В этом письме китайский император особенно подчеркивал, что Китай не нуждается в иностранных товарах, и что продажа на экспорт китайских товаров – это одолжение, которое Китай делает иностранцам. Добропорядочных, образованных и цивилизованных британских джентльменов это возмутило до глубины души. И Британия силой оружия заставила китайцев открыться мировому рынку.

Целых 113 лет, с 1840 по 1953 год, китайский народ боролся против этого. Пройдя через миллионные потери, поражения, унижения и редкие победы, китайцы сбросили это ярмо. Великий Мао Цзедун смыл позор поражения в «опиумных войнах». И вот теперь, без всякой войны, обладая ядерным оружием, Китай опять «открылся рынку». Что-то здесь не так. Ну и как назвать людей, которые за небольшую оплату впахивают на чужого дядю по 10 часов в сутки? Правильно, слугами и батраками. Все, чего добился Китай, – это то, что теперь китайцы обслуживают американцев лучше и дешевле, чем это делали бы сами американцы.

В XV веке китайцы могли строить большие корабли, а сейчас нет, потому что, во-первых, тогда китайцы работали по своим технологиям, а сейчас по чужим, во-вторых, тогда китайцы работали на себя и для себя, а сейчас, как правило, на чужого дядю.

На фото: Если вы думаете что на фото изображен Российский истребитель Су-27 то вы ошибаетесь….Это его китайский клон J-11

Добавлю ещё один факт: Китай так и не освоил производство по лицензии двигателей для Су-27. Из России доныне идут машкомплекты. из которых они собирают “свой” двигатель.

 

Автор публикации

не в сети 8 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18855Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях