Как по Волге ходили одноразовые суда

Это странное сооружение, похожее на корабль, — на самом деле скорее плот. На фото изображена беляна — тип судов, использовавшихся в течение XIX века для доставки леса с верховьев Камы и Волги к Каспию. Да и сама беляна была не чем иным, как самоходным лесом — она не смолилась и, доставив груз вниз по течению, разбиралась до бревнышка. Жизни ей было один год.

Как по Волге ходили одноразовые суда

В наиболее активные годы таких сооружений по Волге сплавлялось до 150 в год. В длину они достигали 120 м, в высоту — 6 м, а грузоподъемность варьировалась от 2000 до 13 000 тонн.Подготовка к сплаву леса начиналась еще зимой. Рубщики уходили в тайгу на три-четыре месяца, жили в зимницах, ели, что лес послал, срубленные деревья сволакивали к сплавным речкам, чтобы в половодье, связав в плоты, погнать к устью, где и собирали беляны.

Как по Волге ходили одноразовые суда

На строительство шел белый лес, без коры. Для начала делали барку, затем заполняли ее лесом (его укладывали штабелями через некоторые промежутки, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи; кроме того, так бревна лучше подсыхали). Как только лес начинал превышать по высоте борта, бревна начинали укладывать так, чтобы они выступали за борта, а на них укладывали новый слой. Палубу устраивали из теса или пиленых досок. На ней ставили ворота для подъема якорей и натяжения канатов, удерживающих лот. Также на палубе строилось две избушки — «казенки» для сплавщиков, лоцмана и приказчика. Будки украшались резьбой, да и сама беляна шла по течению, украшенная флагами, белая, нарядная.Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100 00 — 150 000 пудов (пуд — 16 кг) у небольших белян

Как по Волге ходили одноразовые суда

Если суда не смолились, как же они плыли, ведь они должны были протекать? Они и протекали. Поэтому большая часть команды, состоявшей из 40, а то и 80 человек работала на помпах. Кроме того, основной вес груза приходился на нос, чтобы он погружался глубже и вся вода стекала бы туда (тут надо сказать, что корабль плыл вперед как раз кормой).Управлялась беляна рулем и лотами, ловко огибая препятствия. В конце пути, в низовьях Волги, лес выгружался и само судно также разбиралось. Древесина шла на строительство, а казенки продавались как готовые избы. Впрочем, беляны возили не только лес, но и другие грузы, например дрова, которые были необходимы до тех пор, пока пароходы, курсирующие по Волге, использовали их в качестве топлива.Макет беляны в краеведческом музее Краснобаковского района

Как по Волге ходили одноразовые суда

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля