черт побери
чертовски развлекательный сайт

Как пираты управляли кораблями

 

Знатоки навигации среди пиратов были очень редки. Большинству морских разбойников приходилось постигать эту науку на практике.
Морским разбоем в XVIII веке промышляли, в основном, бывшие матросы. У них был опыт службы на кораблях, многие проводили в море больше половины жизни. Эти люди хорошо управлялись с пушками и снастями, но плохо ориентировались в пространстве. Захватить корабль они могли, а вот управлять им — нет. Этому нехитрому делу нужно было учиться.

Как пираты управляли кораблями

Бартоломью(Барт) Робертс был также известен как Чёрный Барт.
Неслучайно самым успешным из пиратских капитанов XVIII века был Бартоломью Робертс. До того, как поднять чёрный флаг, он долго служил помощником капитана на судне работорговцев. И это дало Робертсу необходимые навыки. Три года он терроризировал Карибское море и Атлантику, легко курсируя между Америкой и Африкой. Робертс был практически неуловим, а погиб по чистой случайности. Но этого человека отличало знание навигации, которого очень не хватало остальным пиратским капитанам.

Как пираты управляли кораблями

Джек Рэкхем. Гравюра XVII века из книги Чарльза Джонсона
Чтобы ориентироваться в пространстве, необходимо знать систему координат. Но пираты никогда себя этим не утруждали. Слова широта и долгота были им неизвестны. Так Джек Рэкхем, знаменитый тем, что в его команде одновременно находились сразу две женщины, в буквальном смысле ходил по морю куда глаза глядят. Он был захвачен в плен, когда встал лагерем на Ямайке буквально в нескольких метрах от британского форта. Сам Рэкхем был уверен, что находится на одном из Каймановых островов.

Как пираты управляли кораблями

Чёрная Борода, иллюстрация из книги “Капитан Тич, он же Чёрная Борода” (1736)
С определением своего места в пространстве испытывал сложности и знаменитый Эдвард Тич, Чёрная Борода. Он, правда, поступал разумно и не уходил далеко в открытое море, всегда придерживаясь береговой линии.

Как пираты управляли кораблями

Секстант
Широту объекта проще всего определить по Полярной звезде. Угловая высота полюса мира над горизонтом всегда равна широте точке наблюдения. Знающему, этот нехитрый закон достаточно найти на небе Полярную звезду и при помощи секстанта высчитать угол. Но вот всё тот же Джек Рэкхем, обнаружив секстант на одном из захваченных кораблей, выбросил его в море, как предмет ненужный и бесполезный. Не говоря уже о том, что звезды для пиратов были, в основном, объектом наблюдения на небе. Мало кто из них мог найти на небе Малую Медведицу, а в ней, Полярную звезду.

Как пираты управляли кораблями

Как известно, с определением долготы человечество долго испытывало проблемы. Проблему, в конце концов, решил знаменитый хронометр плотника Джона Харрисона. Но он был создан только в 1749-м году.

Как пираты управляли кораблями

Сам метод был придуман еще в XVI веке голландским математиком Фризиусом Геммой. Именно он предложил определять долготу объекта по разнице во времени между точкой нахождения и портом отправления. На протяжении двухсот лет этот метод почти не применялся, потому что не существовало часов, при помощи которых можно было бы определить эту разницу. До появления хронометра Харрисона долготу определяли путем крайне сложных вычислений — по положению спутников Юпитера. Здесь требовался не только набор астрономических инструментов, но ещё и хорошая математическая школа. Будущие штурманы и капитаны английского, французского и голландского флотов получали эти знания в морских училищах. Пираты нужной школы не имели. Наивно было бы надеяться, что кто-то из них сможет вычислить долготу.

Как пираты управляли кораблями

Эдвард Лоу — безумный пират, вершивший в Карибском море немыслимые зверства — не умел пользоваться картами.

Как пираты управляли кораблями

Эдвард Инглэнд испытывал затруднения при работе с компасом.

Как пираты управляли кораблями

Корсар XVII века Рок Бразилец не знал точно, где находится юг, а где север. У Рока, правда, был каперский патент, а на корабле у него служили достаточно опытные в вопросах навигации офицеры.

Как пираты управляли кораблями

К началу XVIII века человечество накопило достаточно много полезной информации о Новом Свете. Существовало несколько десятков книг, которые достаточно подробно описывали не только географию Америки, но и климатические условия. Эти знания зачастую спасали морякам жизнь. Например, европейцы довольно быстро познакомились с разрушительными ураганами, бушевавшими в Карибском море. Также не составило труда определить, что большинство их них образуются в период с августа по ноябрь. Потеряв некоторое количество торговых флотов, европейцы стали осторожнее. При встрече со штормом лучше вернуться в порт. Пираты пренебрегали этими знаниями.

Как пираты управляли кораблями

Знаменитый и грозный капитан Сэмюэль Беллами в 1717 году налетел на шторм в районе Флоридского пролива. У Беллами был шанс избежать встречи со стихией и переждать, но капитан решил, что проскочит. В итоге, корабль швырнуло на рифы. Из 146 человек выжили только двое.

Как пираты управляли кораблями

Голландские лоции, XVI и XVII веков подробнейшим образом описывали морские течения Атлантики и Карибского моря. Их особенности были очень хорошо изучены. Существовало немало карт, на которые они были нанесены.

Как пираты управляли кораблями

Отдельная история, это, конечно, роза ветров. К середине XVII века существовали подробные карты пассатов — постоянных ветров, дующих между тропиками круглый год. У моряков даже существовало выражение “выйти к пассату”. Кораблю нужно было дойти до точки встречи с ветром, после чего он сам гнал его в нужном направлении.

Как пираты управляли кораблями

Тем, кто шел из Европы в Новый свет, нужно было взять южнее и дойти до западной оконечности Африки. Здесь их подхватывал пассат, выносивший их в южную часть Карибского моря. При движении в обратную сторону надо было взять севернее и выйти к пассату в районе Бермуд. Не знавшие этих простых хитростей капитаны рисковали угодить в так называемые Конские широты небольшие районы Атлантики, для которых были характерны субтропические антициклоны со слабыми ветрами. Здесь легко можно было угодить в абсолютный штиль на две-три недели. Корабль двигался крайне медленно, много дрейфовал, а команда изнывала от жары и зноя.

Как пираты управляли кораблями

Пиратов зачастую губило элементарное невежество. Что любопытно, получить многие из описанных выше знаний можно было и без чтения книг. В конце концов, все они — результат опыта. Но пираты зачастую не учились не только на чужих, но даже и на собственных ошибках.

Автор публикации

не в сети 6 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18565Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях