Как часы стали массовыми в СССР

“Постановление Совета Труда и Обороны от 21 декабря 1927 года “Об организации в СССР производства часов” как нельзя лучше вписалось в генеральную линию. Целью постановления было наладить производство часов для нужд Наркомата путей сообщения, Красной Армии и населения. Советские часы должны были стать точными, надежными и не уступать по качеству западным….из США поступило предложение от двух разорившихся часовых фирм о продаже законсервированных заводов со всем незавершенным производством, остатками материалов, инструментами.

Как часы стали массовыми в СССР

Один из этих заводов – ” Duber Hampton Watch & Co. ” – и стал основой для создания Первого часового завода и фундаментом для развития советской часовой промышленности.
Американцы были готовы поставить и смонтировать оборудование для производства больших, карманных и наручных часов, которое соответствовало современным стандартам американской часовой индустрии.

На поверку оказалось, что оборудование фабрики отслужило около 40 лет и было изрядно изношенным. Но выбора не было, и 26 апреля 1929 года были подписаны два договора: о продаже часовой фабрики стоимостью 325 тысяч долларов с рассрочкой на 5 лет и договор на поставку запасных частей и полуфабрикатов на сумму 135 тысяч долларов.
Кроме того был заключен годичный контракт с 25 американскими специалистами, инженерами и мастерами, которые должны были на первоначальном этапе наладить производство в Советской России. На Советский Союз ложилась задача в течении этого срока подготовить и обучить достаточное количество своих специалистов, способных в последствии производить часовую продукцию самостоятельно, без зарубежной помощи.

Строительство часового завода было объявлено ударной стройкой, что давало первоочередное финансирование и обеспечение материалами, инструментом и многое другое.
В апреле 1930 года пароход с американским оборудованием направился в Россию, а в это время в Москве, на Воронцовской улице, на территории бывшей табачной фабрики “Красная звезда” уже шли работы по закладке нового корпуса. Его строительство, начатое с рытья котлована в феврале 1930 года, было закончено к июню того же года. Монтаж основного оборудования был завершен 15 сентября 1930 года. 1 октября 1930 года завод вступил в строй.

Строительство завода требовало не только огромных материальных затрат, но и квалифицированных кадров. А кадры, как известно, решают все. Для работы на импортном, хоть и устаревшем оборудовании, нужны были опытные рабочие, инструментальщики, конструкторы, инженеры.Летом 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) было принято решение о приглашении большого числа иностранных рабочих и специалистов в СССР при условии “полного использования их опыта и знаний на предприятиях Советского Союза”.

Но фактически вербовка иностранных рабочих и специалистов для первого часового началась несколькими месяцами раньше, в Германии. С этой целью в Германию был командирован В.О. Прусс.
…в конце июля – первых числах августа 1930 года в Советском Торгпредстве в Берлине были подписаны индивидуальные двухгодичные контракты с Трестом точной механики.
Предполагалось, что немецкие рабочие заменят американцев. Немцы были отличными работниками – профессиональны, честны, трудолюбивы. При этом-соглашались работать за более низкую плату, чем американцы. Да и немецкий язык был более распространен в русских технических кругах, что упрощало общение на работе, а также сокращало затраты администрации на переводчиков.

Условия для немецких специалистов были чрезвычайно привлекательны и риска никакого не представляли. Да и выбор был чрезвычайно прост – получить постоянную работу хотя бы на 2 года, не мучиться больше вопросом – чем кормить семью или продолжать нестабильное существование, подрабатывая то там, то тут.

Согласно договору, заработная плата выплачивалась в рублях и американских долларах( большая и меньшая часть соответственно). Валютную часть Трест обязывался ежемесячно переводить за границу семье рабочего.
Работнику и его семье предоставлялась одна или две мебелированные комнаты в зависимости от количества членов семьи.
Трест брал на себя расходы за проезд от места жительства до Москвы 2-м классом(спальное место) и провоз 150 кг. багажа.
Иностранным специалистам и рабочим гарантировался ежегодный 4-х недельный отпуск с сохранением содержания.
По истечению срока договора, Трест брал на себя обязательства по возмещению расходов на обратный проезд в Германию.

Заводские газеты – одно из типичных явлений советского периода. Еще в самые первые годы советской власти они появились на многих заводах и фабриках.
Первый часовой завод буквально с момента своего основания стал выпускать стенгазету “За советские часы”, пользовавшуюся огромной популярностью у рабочих.

Фамилии и фотографии немецких рабочих регулярно появлялись на страницах многотиражки. Их не только хвалили – за перевыполнение плана, внесение рационализаторских предложений, но и критиковали, к примеру, за отсутствие интереса к общественной жизни завода(1931г.), за неучастие в чистке парторганизации(1933г.). При этом стоит отметить, что большинство немцев не состояли вообще ни в какой партии.
Немцы, известные своей аккуратностью, обязательностью и последовательностью, не могли мириться со многими вещами. И это находило отражение в их статьях на производственные темы.
Вот всего лишь несколько заголовков:
“Время у нас еще не ценят”, Г. Титтель, 17 декабря 1932 года
“Станок любит чистоту”, И. Титтель, 10 марта 1933 года
“Нет должного внимания заводоуправления и завкома к вопросам санитарного состояния завода”, Г. Мохе, 17 августа 1933 года
“Устраните безобразия, выявленные в механическом”, Вальтер, 8 февраля 1934 года
“Ремонт оборудования – вот наше узкое место”, Я. Шленкер, 14 апреля 1934 года
“Опытную мастерскую превратили в аварийную бригаду”, В. Эстлер, 14 апреля 1934 года

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля