История флага России

До второй половины XVII века о флагах России ничего не известно. Различные варианты возникновения флага можно проследить только со времён царя Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл». Летом 1667 года командир строящегося корабля фон Сведен подал царю «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опречь того, что ныне куплено за морем», в которой просил отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов, при этом уточнял, что «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя» (по другим источникам, голландский инженер Давыд Бутлер (согласно другим источникам — О. Бутлер), руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг»).

История флага России

По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров», где были приведены изображения знаки библейских 12-ти колен Израилевых, а также флаги тогдашних морских держав — Великобритании, Дании, Швеции и Нидерландов. Эти флаги послужили основой для создания рисунка флага корабля «Орёл».

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года царским указом Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых (то есть импортных) товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамёна и яловички»[(по другим сведениям, на просьбу Бутлера Дворцовый приказ ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата «строит знамёна, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем, Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране». Бутлер доложил царю, что флаг Нидерландов представляет собой полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней), в результате чего была составлена «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем», которая свидетельствует, что для флагов была закуплена «киндяк-алая», белая и синяя материя).

24 апреля 1669 года датирован второй из двух сохранившихся до нашего времени указов царя Алексея Михайловича, касающихся флагов, который гласил: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, вновь прозвание дать Орлом и поставить на носу и на корме по орлу, и на знаменах и на яловичках нашивать орлы же».

Кроме этих двух указов царя Алексея Михайловича (от 9 апреля и от 24 апреля 1667 года) больше никаких документов и сведений о флагах корабля «Орёл» не сохранилось. Из данных указов следует только то, что для изготовления флагов для корабля «Орёл» была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на изготовленных флагах предписывалось изображать орлов. Существуют различные гипотезы относительно того, как могли выглядеть флаги для корабля «Орёл», изготовленные в 1667—1668 годах.

Ведущие отечественные вексиллологи П. И. Белавенец, К. А. Иванов и А. А. Усачёв предполагали, что на флаге был изображён синий прямой крест и два белых и два красных крыжа, подкрепляя это предположение изображениями флагов на известной гравюре «Взятие крепости Азов. 1696 год» голландского художника Адриана Шхонебека, на которой флаги русского флота имеют вид полотнищ, разделённых темным крестом на равные части. Кроме того, А. А. Усачёв выводил предположение о том, что флаг был крестовым, из расчётов на основе размеров «флага царя Московского» 1693 года, который, по мнению А. А. Усачёва, был вырезан из большого кормового крестового флага, изготовленного в 1667—1668 годах для корабля «Орёл»

А. Н. Басов и Ф. Ф. Веселаго считают, что «из цветов материй, употребляемых на флаге корабля „Орёл”, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большой вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной», и, судя по царскому указу, — с изображением золотого двуглавого орла в центре.

P. M. Оленин, В. В. Карманов, Н. В. Шишкова на основе изображения первого российского корабля «Орёл» на речном рейде у Нижнего Новгорода весной 1669 года на гравюре Ван дер Аа в изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса», являвшегося корабельным плотником на «Орле», вслед за А. Н. Басовым отмечают, что на этой гравюре у корабля на корме и стеньге грот-мачты изображены трёхполосные флаги, но считают, что это могли быть или голландские флаги, или сине-бело-красный флаг, прообразом которого мог быть флаг построенного в 1634 году гольштейнского судна «Фредерик».

Эту версию нельзя признать состоятельной, так как до 1830-х годов у Шлезвиг-Гольштейна не существовало сине-бело-красного флага, а в XVII веке морским флагом Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского герцогства было красное полотнище с двумя косицами и гербом.
Возможно, на корабле «Орёл» могли быть и крестовый флаг (как кормовой), и стеньговые бело-сине-красные флаги.

На возможное существование ещё в 1674 — 1676 годах бело-сине-красного знамени указывал в 1927 году вексиллолог П. И. Белавенец: «Очень интересно знамя, потерянное при Нарве, бело-сине-красное, с золотым двуглавым орлом (об изготовлении таких знамён есть указание в архиве Оружейной палаты, они делались при Алексее Михайловиче для игр царевича Петра Алексеевича» .
По мнению вексиллолога А. Н. Басова, бело-сине-красные флаги были и на гребном военном флоте, построенном под Воронежем, и в 1673 году вышедшем в Азовское море под командованием генерала Г.Косагова

6 августа 1693 года, во время плавания Петра I в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые был поднят так называемый «флаг царя Московского», состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал этого старейшего из российских флагов, сохранившихся до наших дней, находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге

Нестандартные размеры этого флага (4,6 метра в ширину и только 4,3 метра в длину) послужили основанием для гипотезы известного отечественного вексиллолога А. А. Усачёва, согласно которой Пётр I в 1693 году сделал флаг для своей яхты из уцелевшего крестового флага, изготовленного в 1667—1668 годах для корабля «Орёл», вырезав подходящий по размеру кусок: флаг «Орла» был слишком велик для яхты.

Уже 13 июня 1694 года под бело-сине-красным флагом на амстердамском рейде, по сообщениям голландских газет того времени, стоял купленный московским государством 44-пушечный фрегат, построенный в Роттердаме (позже, в Архангельске, Пётр I назвал корабль «Святое пророчество»).

В инструкции Великому посольству, данной Петром I в 1697 году, было сказано: «Гарусу на знамена, на вымпелы, на флюгели, белого, синего, красного аршин 1000 или 900, всякого цвета поровну».

Трёхполосный бело-сине-красный флаг использовался и на военных кораблях до 1712 года, когда военно-морским флагом был утверждён Андреевский флаг.

20 января 1705 года Пётр I издал указ «О флагах на торговых речных судах», согласно которому «на торговых всяких судах» должен был подниматься бело-сине-красный флаг. В указе 1712 года торговый флаг был подтвержден:

В Российской империи было создано множество флагов, базирующихся на петровском триколоре. Так, в 1806 году был утверждён флаг Российско-Американской компании, представлявший собой полотнище из трёх горизонтальных полос (белой, синей и красной), с чёрным двуглавым орлом на белой полосе у древка, держащим ленту с надписью «Российско-Американская компания».

В 1832 году был введён флаг генерального консула Российской империи: петровский триколор с Андреевским флагом в крыже. Это свидетельствует, что и при Николае I бело-сине-красные цвета не теряли своего национального значения.

П. И. Белавенец описывал распространение двух флагов: бело-сине-красного торгового и жёлтого императорского штандарта с чёрным двуглавым орлом, указывая, что о собственно национальном флаге «ещё не было и речи». Он же отмечает, что, например, при Александре I в 1813 году «по занятии Парижа были выставлены флаги бело-сине-красные, которые все посчитали как национальные российского государства».

Вопрос о том, какие цвета должны быть использованы во время коронации Николая II, был рассмотрен специальной комиссией под председательством члена Государственного совета Российской империи адмирала К. Н. Посьета, которая в своём решении 5 апреля 1896 года указала, что белый, синий и красный цвета с исторической и геральдической точек зрения по праву могут считаться русскими национальными цветами:

«Бело-сине-красный флаг, учреждённый императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность. В нём замечаются и геральдические данные: московский герб изображает белого всадника в синем плаще на красном поле. Подтверждением этим цветам служат и флаги в военном флоте: 1-я линия обозначается красным, 2-я — синим и 3-я — белым флагом с Андреевским крестом в крыже. Контр- и вице-адмиральские флаги соответственно имеют красную и синюю полосы, наконец, гюйс составлен из цветов: белого, синего и красного. С другой стороны, бело-жёлто-чёрный цвета ни исторических, ни геральдических основ за собой не имеют».

29 апреля (11 мая по новому стилю) 1896 года бело-сине-красный флаг получил официальный статус национального флага. В соответствии с этим 14 мая 1896 года коронация императора Николая II прошла со множеством бело-сине-красных флагов, драпировок и др. Участникам коронации раздавались бело-сине-красные нагрудные ленточки, почётным гостям вручались памятные медали на бело-сине-красных лентах.

С началом Первой мировой войны в 1914 году для поднятия патриотизма населения циркуляром № 29897 министерства внутренних дел был введён флаг «для употребления в частном быту» — бело-сине-красное полотнище с чёрным двуглавым орлом в жёлтом квадрате у древка (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора). Орёл изображался без титульных гербов на крыльях, квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Однако этот флаг не получил распространения; вопреки распространённому зВ Советсаблуждению, он никогда не был государственным флагом Российской империи. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось». Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

Бело-сине-красный флаг коммерческих судов просуществовал до 1918 года, по международным морским обычаям он считался национальным флагом России, указывающим на государственную принадлежность судов. Чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета сохранили статус гербовых цветов империи, однако их перестали использовать для украшения торжеств и домов. Основой военной символики, в частности, армейских кокард являлись георгиевские цвета: чёрный и жёлтый (либо оранжевый). Тем не менее, при создании в августе 1913 года опознавательного знака российских военных летательных аппаратов (первая в мире эмблема ВВС появилась в июне 1912 года во Франции) была принята бело-сине-красная, а не чёрно-оранжевая или чёрно-жёлто-белая эмблема(Эмблема ВВС России, приведенная в иллюстрации к статье, появилась в ноябре 1914 г.).

Во времена Временного правительства продолжал использоваться бело-сине-красный флаг.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля