черт побери
чертовски развлекательный сайт

ИС-2 – ТАНК ИМЕНИ СТАЛИНА

31 октября 1943 года постановлением ГКО № 4479сс еще до создания опытного образца на вооружение Красной Армии был принят танк ИС-122 (ИС-2). Это был исключительный случай в истории, но поспешность в принятии Сталиным такого решения была обусловлена острой военной необходимостью.

К середине войны немцы сумели значительно усовершенствовать свои танки – вместо Pz.III и Pz.IV на вооружение Вермахта и войск СС стали поступать танки Тигр и Пантера. Первые Тигры появились на советско-германском фронте в сентябре 1942 года, и 22 сентября один из них, подбитый советскими артиллеристами на в районе Мги под Ленинградом, достался в качестве трофея войскам 2-й Ударной армии.

После всестороннего изучения трофея советскому командованию стало ясно, что у наших танкистов появился новы грозный противник. Поэтому постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и заводу № 100 НКТП предписывалось изготовить и предъявить на госиспытания два опытных образца новых тяжёлых танков, которые предлагалось назвать ИС – Иосиф Сталин.

ИС-2 - ТАНК ИМЕНИ СТАЛИНА

ИС-2 - ТАНК ИМЕНИ СТАЛИНА

ИС-2 - ТАНК ИМЕНИ СТАЛИНА

Танки ИС создавались отнюдь не на пустом месте. В качестве прототипа для первого были взяты последние варианты опытного танка КВ-13 – этим танком в своё время хотели заменить и КВ, и Т-34, предвосхитив, таким образом, идею ОБТ – основного боевого танка. Этот танк вскоре стал танком ИС-1.

Второй же танк решили создать на базе другого опытного танка КВ-9. На этом танке стояла 122-миллиметровая танковая гаубица У-11, обладавшая такой отдачей, что башню часто заклинивало. Кроме того, бронепробиваемость короткоствольной У-11 оказалась недостаточной для борьбы с Тиграми. Уже на этапе создания тяжёлого танка ИС-1 (ИС-85), и позднее, после подведения итогов Курской битвы, стало ясно, что для эффективной борьбы с новыми бронетанковыми средствами противника необходимо более мощное танковое орудие, чем даже новая 85-мм танковая пушка Д-5. На требование наркома танковой промышленности В.А. Малышева сделать технику врага на поле боя неполноценной главный конструктор танка Жозеф Яковлевич Котин обратился к другому главному конструктору Фёдору Фёдоровичу Петрову, конструировавшему пушки, с просьбой разработать для танка подходящее орудие.

В качестве прототипа Петров предложил свою А-19, которую он в 1938 году разработал на базе 122-миллиметровой пушки образца 1931 года, разработанной ещё покойным Францем Францевичем Лендером.

Танковый вариант А-19 был назван Д-2. Пушка Д-2 удовлетворительно прошла заводские испытания, была рекомендована для принятия на вооружение, но отклонена комиссией НКО из-за наличия дульного тормоза, дававшего при мощном заряде «большой демаскирующий эффект, превышающий таковой у всех известных артсистем».
Предложение Петрова было горячо поддержано заместителем наркома танковой промышленности Ж.Я. Котиным, совмещавшего при этом должности директора и главного конструктора Опытного танкомоторного завода №100 НКПТ, где в это время полным ходом шли испытания танка ИС-85. 10 августа 1943 года Ж.Я. Котин послал на завод №9 официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Поскольку 122-мм танковая пушка имела очень много общих узлов с серийной 85-мм Д-5 и отличалась от нее главным образом стволом и казенной частью, а башню танка переконструировать не требовалось, эскизный проект компоновки 122-мм орудия в башне танка ИС был выполнен всего за 10 дней.

Несмотря на то, что военные продолжали резко протестовать против принятия на вооружение танкового орудия с дульным тормозом, В.А. Малышев поддержал проект нового танка с 122-мм пушкой, получившего обозначение ИС-122 («Объект 240») и, заручившись поддержкой Д.Ф. Устинова, доложил И.В. Сталину о его преимуществах.
Вождь счел приведённые доводы разумными и постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, ешё до создания опытного образца танк ИС-122 был принят на вооружение Красной Армии.

Этим же постановлением НКВ и заводу №9 предписывалось к 11 ноября 1943 года изготовить и предъявить на испытания стрельбой опытный образец 122-мм танковой пушки («А-19 танковая») с поршневым ручным затвором, а к 1 января 1944 года начать валовый выпуск этого орудия, оснащенного горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Техуправление ГБТУ и завод №100 к 27 ноября 1943 года должны были изготовить и испытать опытный образец ИС-122 и тогда же начать серийный выпуск этого танка.

Государственные испытания опытного танка ИС-122 (ведущий конструктор Н.Ф. Шашмурин), являвшегося по сути эталонным ИС-85 с установленным на него орудием Д-2-5Т, прошли быстро и в общем успешно, если не считать случая, когда во время первого же выстрела, Т-образный дульный тормоз пушки разорвало и, согласно широко распространенному мифу, разлетевшимися осколками едва не задело К.Е. Ворошилова, присутствовавшего при этой стрельбе. В отношении двигателя, трансмиссии, ходовой части и остального оборудования танк ИС-122 не отличался от танка ИС-85. Их скорости движения, запасы хода и способность преодолевать препятствия остались практически одинаковы (для ИС-122 некоторые из этих показателей сохранялись только при условии разворота башни орудием на корму).

Четыре прототипа нового орудия к середине 1943 года успешно прошли полигонные испытания, но поместить его в башню танка ИС-1, пришлось путём наложения ствольной группы пушки Д-2 на люльку 85-мм танковой пушки Д-5, изначально установленной в танк ИС-1. пушку первоначально назвали Д-2-5 (совмещённые индексы Д-2 и Д-5), но вскоре дефис между двойкой и пятёркой исчез. Так появилась 122-миллиметровая танковая пушка Д-25Т образца 1943 года.

В ноябре 1943 года началась сборка первых серийных ИС-2, и до июня 1945 года было изготовлено 3475 экземпляров.

Как и все другие советские серийные тяжёлые и средние танки того времени, ИС-2 имел классическую компоновку. Бронекорпус от носа к корме последовательно делился на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель размещался в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме ИС-2.

Стремление конструкторов ЧКЗ получить максимальное бронирование при относительно умеренной массе и габаритах всего танка привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Положительной стороной стала экономичность и сравнительно небольшая материалоёмкость ИС-2 в целом — при той же массе в 46 т советский танк был гораздо сильнее защищён, чем «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и несколько (но не сильно) уступал 68-тонному «Тигру II». Минусы были логичным продолжением такого подхода — плотная компоновка вынудила разместить часть топливных баков в боевом отделении и не оставила места для люка механика-водителя, что не раз приводило к тому, что раненый танкист не мог быстро покинуть горящий танк.

По сравнению с танком КВ-1с плотная компоновка обитаемого пространства танка ИС не позволила разместить в нём пятого члена экипажа — стрелка-радиста. Его функции были распределены между командиром и механиком-водителем: первый работал с радиостанцией, а второй вёл неприцельный огонь из курсового пулемёта путём нажатия на гашетку электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Сам курсовой пулемёт располагался справа от механика-водителя и жёстко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования от курсового пулемёта и вовсе отказались.

ИС-2 имел дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. С 1944 года нос стал литым. После этого его не могла пробить даже 88-мм пушка StuK 43 с длиной ствола в 71 калибр.

Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия — для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1800 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Поверхность «соприкосновения» нижнего погона башни и верхнего погона бронекорпуса была несколько утоплена в крышу боевого отделения, что исключало заклинивание башни при обстреле. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съёмной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях.

ИС-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. он обеспечивал 46-тонному ИС-2 скорость в 37 км/ч по шоссе и 10-15 км/ч по пересеченной местности.

Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки (ОГвТТП), вооружённые танками ИС-2, принимали активное участие в боевых действиях 1944—1945 гг. В целом новый танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов.
В Висло-Одерской операции 80-й ОГвТТП с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулемётных гнёзд, 10 миномётов и 12 блиндажей. Из 23 ИС-2, участвовавших в тех боях, ни одна не была потеряна безвозвратно. Правда, отмечались случаи гибели экипажей от действия панцерфаустов и от попадания ручных гранат в танковые люки.

ИС-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин.

Для боя в городских кварталах применялось специальное построение под названием «ёлочка». Танки взаимодействовали огнем попарно, а пары – между собой. Танковый взвод-два тяжелых танка ИС-2 простреливал всю улицу: один танк – правую ее сторону, другой – левую. Такая пара двигалась уступом, друг за другом, – по обеим сторонам улицы. Другая пара шла следом за первой и поддерживала ее огнем.

Каждой танковой роте придавался взвод автоматчиков, состоявший из пяти отделении, – по числу тяжелых танков в роте. Автоматчики передвигались на броне, при встрече с противником они спешивались и вели бой в тесном взаимодействии с экипажем своего танка.

Боевая работа ИС-2 продолжилась и после войны. Так, в начале начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Во время войны в Корее китайские добровольцы применили их против американцев, хотя информации о боевых столкновениях с танками последних нет. По данным американской разведки, китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой). Во время войны в Индокитае французские войска столкнулись с ИС-2, которые Китай передал Вьетнаму, и французам пришлось вести в Индокитай трофейные пантеры, чтобы хоть как-то противостоять этим танкам.

В Советской Армии танки ИС-2М состояли на вооружении очень долго, пережив более поздние ИС-3, ИС-4 и ИС-7.

Предполагалось, что окончательно их заменят в войсках только Т-10, но и этого в полном объеме не произошло. В 70-е годы, после ухудшения отношений с Китаем, танками ИС-2М и ИС-3 оснащались укрепленные районы, создаваемые вдоль китайской границы в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Боевые машины находились в парках, по тревоге должны были выдвигаться к границе и занимать специально подготовленные для них капониры. В Одесском военном округе последние знаменитые учения с участием ИС-2М состоялись в 1982 году. Официальный же приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Karina

Комментарии: 0Публикации: 2454Регистрация: 17-10-2016
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях