Инклюзия или у нас школы – для всех!

Инклюзия или у нас школы - для всех!


Знаете, что такое школа 7 или 8 вида? Это коррекционная школа для детей с задержкой развития или умственной отсталостью соответственно. Там логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя со специальной подготовкой.

Но вот появляется новая мода – инклюзия. Это значит, что школы эти постепенно закрывают, а их учащихся переводят в общеобразовательные школы, чтобы они учились вместе с другими детьми. Равные права для всех. Норма – до 2 “особенных” детей на класс.

Всем понятно, что делается это ради экономии. Но попробуй сказать вслух, что идея так себе – тут же обвинят в жестокосердии, нетолерантности и тому подобное.

Что имеем.

Мальчик с умственной отсталостью в 4 классе общеобразовательной школы. Учится по адаптированной программе (то есть оценки ему не ставят, аттестата у него не будет, но на всех уроках он сидит). Пока запомнил где-то десяток букв. Произносит вслух два десятка слов.

Спустя минут 15 сидения за партой он устает и встает походить, или полежать, или залезть под чью-нибудь парту. Любая попытка остановить его – плач, визг, истерика. Падает на пол и бьется об пол головой. Швыряет все, до чего дотянется. Может взять любую чужую вещь – отобрать невозможно, опять же визг и плач, крики мое! аааа! мое! Чтобы его успокоить, с ним нужно посидеть, поговорить, подержать его за руку минут 5. Почти на каждом уроке. Так что проще игнорировать и давать все, что захочет. Только детям это сложно объяснить.

Когда хочет в туалет – выходит из кабинета, и остановить его нельзя, и не только потому, что закатит истерику, но и потому что может снять брюки прямо в классе. Отпускать одного его нельзя – обратно не придет, пойдет гулять по школе, заходить в другие классы. Так что учительница идет с ним. Ему нравится учительница, поэтому он не торопится делать свои дела, чтобы подольше не возвращаться в класс. Еще 5-10 минут.

Кстати, оставлять класс без присмотра учитель не имеет права, и если кто-то из детей поранится в ее отсутствие – она будет виновата.

Мальчик пришел в школу в сентябре (не взять не имели права – Закон об Образовании), за этот год у всех детей класса снизилась успеваемость, мотивация к обучению, выросла тревожность.

Жаловаться родители класса пробовали (в город). Официально им привели выписки из нормативных документов, неофициально сказали, что школа муниципальная, то есть для всех, и если кто-то хочет особенных условий, вроде подбора контингента и выбраковки “неугодных”, то стоит искать частную школу.

Это был один пример, сейчас почти в каждом классе есть такие ученики. Где-то поспокойнее, без истерий и драк, где-то с ними.

Учителей быстро прогнали через краткие курсы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), на их вопросы “а как же право других детей спокойно учиться, почему половина времени учителя должна уходить на одного ребенка” отвечают, опять же, в ключе “мы должны дать несчастным детям возможность влиться в социум, общаться с другими детьми”. И вообще, вы же учителя, должны уметь найти подход к любому ребенку, что вы тут жалуетесь. В общем, вставайте на голову, вертите хвостом, но чтоб и больным детям время уделять, и остальные чтоб не возмущались.

Есть школы, которые под эту деятельность получают гранты. Там для ОВЗ-шников создаются отдельные комнаты релаксации с интерактивными играми, сухими бассейнами, опять же – отдельными педагогами. Но не в каждой так будет, само собой.

Про экономический аспект (как эти дети оттягивают на себя ресурсы, выделяемые на всех учеников) я рассказывать не буду. Лучше вот вам загадка – как вы думаете, сколько сейчас таких детей? Если ваш ребенок в следующем году идет в школу – какова вероятность, что в его классе будет ученик с умственной отсталостью?

Ответ: судя по статистике детей, пришедших в нашу школу за прошедший учебный год – 1 из 16. Каждый шестнадцатый имеет ограниченные возможности здоровья, из них примерно поровну детей с задержкой психоречевого развития (не опасны для других детей, просто требуют большего времени учителя) и с умственной отсталостью. (Откуда?! Это дети, рожденные в 2005-2010, что за время такое?)

Так что если в вашем регионе додумались до столь замечательного способа экономии бюджета социализации несчастных детей – то вероятность попасть в такой класс очень высока.

Еще раз подчеркну: дело не в неприятии особенных детей. Если бы новая система давала хоть какой-то положительный эффект – изменения можно было бы оправдать. Но из эффектов у нас:
– детям с ОВЗ уделяется куда меньше внимания, чем в специализированных школах – не хватает персонала, тем более специально обученного, да и невозможно это в рамках обычных уроков (после уроков они занимаются 2 раза в неделю с дефектологом или логопедом, но этого ничтожно мало),
– присутствие на уроках им в тягость, они не понимают, что делают окружающие, но понимают, что происходит что-то, во что они не могут быть вовлечены,
– полноценного контакта с обычными детьми не получается.

Так что в выигрыше не остался никто. Зато инклюзия.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля