Флагман “Васа”: Когда ошибаются короли.

История человечества забита катастрофами. Большинство из них остаются лишь в памяти современников, становясь неизвестными для потомков. Одна из таких катастроф, которую можно назвать “Титаником XVII века” случилась в Швеции. Но ее не забыли, а следствия давней трагедии спустя столетия можно приравнять к созданию своеобразной машины времени.

Флагман -Васа-: Когда ошибаются короли.

Эта история началась задолго до появления первых упоминаний в литературе путешествий во времени. В Европе в самом разгаре шла Тридцатилетняя война между католиками и протестантами. На стороне протестантов воевал и шведский король Густав II Адольф, успешный полководец и тактик, прозванный за свои военные победы “Львом севера”. Для устрашения врага и повышения числа морских побед шведскому флоту, по замыслу короля, требовался флагманский корабль. Слово короля было исполнено незамедлительно, и 16 января 1625 года был подписан контракт на постройку нового корабля.

Сам Густав II Адольф принимал участие в постройке нового флагмана. По его замыслу, он должен был стать самым крупным кораблем из всех, что имелись в распоряжении стран, выходивших на Балтику. Король лично утверждал размеры будущего корабля и его вооружение. Более тысячи дубов, 16 гектаров шведского леса пошло на строительство флагманского судна. Уже при постройке корабль прозвали “королевским”, дав ему имя царствующей династии — “Васа”.

Для строительства корабля были приглашены лучшие плотники, кузнецы, столяры, резчики и маляры со всего королевства. С восторженным оцепенением жители Стокгольма наблюдали, как на их глазах рос корпус нового флагмана, усыпанный позолоченными и раскрашенными резными скульптурами. Спустя ровно три года, в 1628 году, все работы были закончены. Королевский корабль оправдал свое имя — это было одно из самых больших суден своего времени. Длина его составляла 69 метров, ширина — 11,7 метров, а в высоту “Васа” достигал 52,5 метров. День в день после заключения контракта, 16 января, Густав II Адольф осмотрел флагман и остался доволен работой мастеров. Все лето на отбуксированный к королевскому дворцу флагман погружались пушки, порох, ядра и балласт. К августу “Васа” был полностью готов к первому торжественному плаванию.

10 августа 1628 года весь Стокгольм сбежался к гавани, желая увидеть своими глазами спуск судна на воду. Погода была ясная, но дул порывистый ветер. С борта зрителей приветствовало больше сотни человек — по случаю праздника членам команды разрешили взять на борт свои семьи. Паруса поднялись, пушки по обоим бортам “Васы” дали залп. Корабль направился на морскую базу недалеко от шведской столицы.

Флагман вышел в бухту, когда порыв сильного ветра наполнил паруса. Судно наклонилось на бок, однако выровнялось и продолжило путь. Пройдя чуть менее полутора километров, у входа в гавань Стокгольма новый порыв ветра сильно накренил корабль. Вода хлынула на судно, флагман упал на бок и начал тонуть.

Помощь на место катастрофы прибыла быстро, но к этому времени “Васа” уже опустился на дно. Крушение произошло на глазах у сотен людей, погибло по разным оценкам от 30 до 50 человек — многих из них попросту раздавило массивным корпусом флагмана. Уцелевшие были доставлены в порт Стокгольма. Любимое детище короля Густава II Адольфа лежало на дне гавани. Весть о катастрофе дошла до правителя только через две недели — “Лев севера” находился в Пруссии. Он в негодовании потребовал наказать виновных.

После крушения флагмана было выдвинуто много версий катастрофы. Согласно некоторым из них, в трагедии был виноват… сам король! Он настаивал на увеличении числа пушек, которых обычно устанавливалось меньше, а также торопил судостроителей с постройкой. Из-за этого габариты корабля не соответствовали критериям плавучести. “Васа” был построен с высокой надстройкой и двумя дополнительными палубами для пушек. Также при постройке был смещен центр тяжести, и флагманский корабль был слишком тяжел в верхней части.

Символ мощи Шведского королевского флота был опрокинут ветром точно игрушка, унеся с собой жизни половины членов экипажа. Как бы то ни было, суд не решился возложить вину за катастрофу на короля, а других виновных найдено не было — все было сделано точно по контракту, который соответствовал требованиям Густава II Адольфа. О катастрофе и о “Васе” забыли на три сотни лет.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля