Джерард Батлер: как шотландский адвокат стал звездой Голливуда

13 ноября мы празднуем день рождения Джерарда Батлера. Сколько шансов у сильно пьющего шотландского адвоката стать звездой Голливуда? Один из миллиона? Ноль? Как бы там ни было, именно этот путь смог пройти Джерард Батлер. Мы встретились с ним в Эдинбурге, чтобы узнать, как, вопреки всему, перевернуть свою жизнь и из неудачника стать кумиром миллионов.

БОРОТЬСЯ, А НЕ МИРИТЬСЯ
“О чем я думал?” — переспрашивает Джерард Батлер. Звезда нашумевшего “Рок-н-ролльщика” Гая Ричи стоит во внутреннем дворике средневекового дома в Эдинбурге. Идет дождь. Он смотрит на здание, в котором работал до того, как решил бросить все и уехать в Лондон в погоне за актерской карьерой. Это было целую вечность назад.

Сложно представить, что когда-то Батлер сотни раз входил в эту дверь, за которой его ждал мир обычного офисного планктона. Теперь даже вне съемочной площадки, общаясь с 40-летним Батлером, сложно отделаться от ощущения какой-то кинематографичности происходящего.
Вот он стоит под каплями дождя, рассуждает, задумывается, жестикулирует, и кажется, что перед тобой не актер, а один из тех героев, которых ему приходилось играть в кино.

“Я знал, что это именно то, что мне нужно. Но в то же время, черт, как я смог на это решиться?” — его голос стихает.

Батлер всегда был очень смышленым парнем. Он стал президентом Университетского юридического общества Глазго, после колледжа работал в престижной юридической фирме. Ему повезло, он не просто нашел работу (что в Шотландии не так уж легко), а это была хорошая работа. Проблема заключалась лишь в том, что он был несчастлив.

“Я беспрерывно пил и ненавидел свою жизнь”, — Джерард смотрит на носки своих ботинок, а его низкий голос с сильным шотландским акцентом эхом отлетает от ближайших домов.

Однажды ночью летом 1995-го на Эдинбургском международном фестивале Батлер увидел спектакль “На игле” и понял, чего ему не хватало. К счастью, речь не о наркотиках, а об актерстве: когда занавес закрылся, он твердо решил закончить свою карьеру адвоката.

“Неделю спустя я собрал вещи и поехал в Лондон — становиться актером. У меня не было ни связей, ни опыта, ни планов”, — смеется Джерард.
Избитое клише “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” всегда звучит постфактум, когда результат с лихвой окупает все вложенные средства и силы. В случае с Батлером это изречение можно перефразировать так: “Кто не пьет, тот не рискует — и добивается своего” — привычку прикладываться к бутылке он оставил вместе с портфелем адвоката в своей прошлой жизни.

После таких нашумевших проектов, как “300 спартанцев”, “Призрак оперы”, “Лара Крофт — расхитительница гробниц: Колыбель жизни”, его карьера стала предметом зависти для многих, но 14 лет назад решение начать ее было поводом для шуток. “Надо мной все смеялись. Все считали, что я угробил свою жизнь”.

Что заставляет человека так рисковать? Стоит ли призрачная мечта того, чтобы спустить в унитаз все, чего ты достиг до этого? И каков он, этот путь к победе?

Батлер останавливается и засовывает руки в карманы. “Как это происходит?.. Да просто окружающий мир внимательно смотрит на тебя, — говорит он. — И как только ты принимаешь твердое решение, он всячески тебя поддерживает и помогает”.

В случае с Батлером это сработало. После года в актер¬ской школе он получил роль в той самой постановке “На игле”, которая и перевернула его судьбу.

ПАХАТЬ, А НЕ ТВОРИТЬ

Наличие таланта, конечно, помогает. Но если, кроме него, тебе нечего больше предложить, считает Батлер, толку от такого таланта мало. “Я знаю много очень одаренных людей, у которых ничего не выходит, потому что они не вкладывают в это все свои силы”. Другими словами, “мир поддерживает и помогает”, только если ты действительно готов ради этого вкалывать.

Со временем упорный труд может стать талантом, утверждает Джерард. Нужно много работать над чем-то конкретным, изучить все мелочи, освоить все необходимые техники, и если тебе это удастся, то потом люди скажут, что ты чертовски одарен.

Урок, который следует извлечь из поступка Батлера: если хочешь, чтобы твой риск оправдался, нужно не просто решиться оборвать все, что связывает тебя с прошлым, но и настроиться на долгий и упорный труд. Решимости, как в случае с Джерардом, добавляет недовольство прежней жизнью.

“Ты должен понять, что я совершенно себя не контролировал и вел себя как псих. Если бы в тот момент я не был абсолютно потерянным, то так до сих пор бы и работал адвокатом. Когда ты чувствуешь себя несчастным — это знак того, что твоей жизни нужны глобальные перемены”.

“Я не пью уже более 10 лет, — продолжает он. — Изменив жизнь, я понял, что нужно делать, чтобы быть счастливым”. После того сумасбродного решения оказалось, что заливать боль больше не нужно. То, что казалось сумасшествием для других — бросить надежную карьеру ради несбыточной мечты, — оказалось единственным его выходом. Он стал свободным.

“Я знал, что отъезд в Лондон — огромный риск. Но сказал себе: “Я стремлюсь к звездам… детали обмозгуем позже”.


ДЕЛАТЬ, А НЕ ДУМАТЬ

Ирония в том, что все герои Батлера поступают так же, как и он: сначала прыгают, а потом уже смотрят куда. Например, Раз-Два, обаятельный уличный бандит из “Рок-н-ролльщика”, легко решается стянуть миллион при свете дня, даже не подумав, что он не сможет завести автомобиль, в котором лежат деньги.

“Когда мы работали над этой сценой, — вспоминает Батлер, — приходилось много импровизировать, и каждый раз я просто умирал от смеха”. Эпизод, где два незадачливых вора спрашивают, как заводится машина, которую они угоняют, сродни абсурдным ситуациям из “Криминального чтива” или “Большого куша”. Это те мелочи, которые делают фильм особенным, и тебе хочется смотреть его снова и снова.

Если возвращаться к рискованным поступкам героев Батлера, конечно, первое место за царем Леонидом из эпической драмы “300 спартанцев”, который вышел с тремя сотнями бойцов против многотысячной армии персов. Миллионы мужчин по всему миру смотрели фильм, невольно представляя себя одним из этих бесстрашных воинов.

“После “300 спартанцев” ты выходишь из кинотеатра в приподнятом настроении, ты готов умереть за свою страну, друзей или что там еще у тебя есть, — говорит Батлер. — Типа: “Всех сейчас порву за место на парковке! Это мое место!”

“Знаете, солдаты должны следовать приказам, — продолжает он. — Да и мы все следуем им, в жизни и на работе. Но с этими ребятами все было иначе, их идея — мы знаем, за что бьемся, и остальное не имеет значения. Нет правил, только принципы. И проще погибнуть, чем отказаться от них”.

ГОРДИТЬСЯ, А НЕ ЗАЗНАВАТЬСЯ
“Этот город волшебный. Посмотрите на замок, — Батлер указывает на юг, на Эдинбургский замок, массивную крепость, с которой открывается вид на весь город. — Я люблю Шотландию и шотландцев. Их теплоту и юмор, которые удивительным образом сочетаются со склонностью к насилию”.

Батлер — один из немногих шотландских актеров, признанных звездой мирового уровня. Кроме него в этом коротком списке Эван Макгрегор и Шон Коннери. И Батлер очень горд таким соседством. Пока мы гуляем, он показывает разные памятники и интересные места. Видно, что ему приятно рассказывать про Эдинбург.

“Дома разрешалось строить только на таком расстоянии от замка, чтобы зажженная стрела не могла долететь до него, правда, потом появились большие луки и все изменилось…” — Джерард продолжает, пересказывая историю создания разных типов луков и арбалетов, говорить о временах, когда владение оружием было главным в воспитании мужчины. Во время этой прогулки по городу он выглядит очень… живым.
Он заходит в магазины и разговаривает с продавцами. Покупает безделушки. Заходит за прилавок и притворяется, что хочет украсть мобильный телефон. Подписывает футболки, откалывает шутки, поет, отчаянно ругается, педалируя свой шотландский акцент. Перебегает дорогу перед машинами, стоящими в пробке, добродушно хлопает по спине мужчин, улыбается женщинам, спрашивает незнакомых людей, как у них дела. И это один из трех главных актеров Шотландии? Ни звездности, ни сознания собственной значимости — простой парень, как ты и я, с той только разницей, что число его поклонниц и суммы доходов измеряются миллионами. Возможно, истоки такой простоты (в хорошем смысле слова) стоит искать в детстве Батлера?

Оно прошло в Глазго, в часе езды на поезде отсюда. Мать Джерарда воспитывала его в одиночку, и в промежутке между 2 и 16 годами он ни разу не видел своего отца. Если у Джерарда и осталось какое-то чувство обиды на родителя, то он хорошо это скрывает, впрочем, рассказывает исключительно о маме:

“Она пожертвовала всем ради нас (Батлер — младший из троих детей в семье. — МН). Я вчера вечером гулял с ней. Мы смотрели на дома по соседству, и она сказала: “Гляди, ничего себе гараж — он больше, чем дом, в котором ты вырос”.

В его голосе звучит гордость, и ему действительно есть чем гордиться. “Никто из Глазго не становится актером. Там на тебя посмотрят как на сумасшедшего, если ты скажешь, что собираешься заниматься актерством”. Говоря это, он разбегается и скользит на каблуках по мокрому тротуару. А потом поворачивается ко мне: “Но для ребенка это было прекрасное место. Каждый день я играл на улице с другими детьми — мы столько всего натворили… Мы перебегали железнодорожные пути, прыгали с утесов. В общем, было весело!”

Батлер поворачивается и снова скользит по тротуару. Неудивительно, что человек, способный на большой риск, находит удовольствие и в маленьких. Он проезжает около двух метров, и кажется, что сейчас упадет, но в последний момент все-таки сохраняет равновесие: “Ха! Ты это видел? — улыбается он. — Смотри, я сейчас повторю”.


СЕКРЕТ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Как Джерард боролся со стрессом 14 лет назад, мы поняли (Твое здоровье, парень!). Теперь же давай разберемся, как он сохраняет позитивный настрой сегодня, когда отказался от выпивки.

ШАГ 1
НЕ БЕРИ НА СЕБЯ ЛИШНЕЕ

“Снятие стресса для меня процесс комплексный. Начинается он с того, что я говорю себе: “Я могу сделать только то, что действительно могу”. Я не расписываюсь в своей беспомощности, просто отдаю отчет в том, что не могу повлиять на все, что происходит вокруг. Так что пусть то, что не находится под твоим контролем, идет своим чередом”.

ШАГ 2

НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛА

“Твоя задача — избежать не работы, а стресса. Когда мне нужно что-то сделать, я стараюсь сделать это хорошо и быстро. Тогда груз невыполненных дел не будет давить на тебя, да и коллегам станет легче”.

ШАГ 3
НЕ ЛИШАЙ СЕБЯ ОТДЫХА

“Используй свободное время для отдыха и спорта. Я не торчу на вечеринках постоянно, хотя мог бы. Я стараюсь больше отдыхать, а когда работаю в новом месте, первым делом ищу, где поблизости можно будет гулять пешком и совершать пробежки”.

ШАГ 4

НЕ ЗАБЫВАЙ, С ЧЕГО НАЧИНАЛ

“Я стараюсь наслаждаться тем, где я сейчас и что делаю. Я знаю, что это честь — выполнять ту работу, которая досталась мне, и помню, что когда-то не мог и мечтать об этом. Такие мысли поддерживают меня в трудные моменты, и, думаю, подобный аутотренинг пригодится не только мне — надо ценить достигнутое”.

Текст: Джеймс Дэвидсон
Фото: Энтони Мандлер

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля