черт побери
чертовски развлекательный сайт

Дуглас Роберт Стюарт Бадер, безногий ас.

 

Со времён зарождения авиации стало ясно, что для некоторых людей полёты сродни наркотику, от которого невозможно отказаться. В ходе боевых действий к этому добавляются патриотизм и самопожертвование, поэтому во время обеих мировых войн в ВВС разных стран сражались и лётчики, которым по всем правилам больше пристало получать пенсию по инвалидности. Если говорить о Второй мировой, то в первую очередь вспоминаются два имени: советского лётчика Алексея Маресьева и англичанина Дугласа Бадера.

Дуглас Роберт Стюарт Бадер, безногий ас.

Дуглас Роберт Стюарт Бадер (Douglas Robert Steuart Bader) родился в Лондоне 21 февраля 1910 года. После окончания средней школы он намеревался продолжить обучение в Кембридже, но семье это оказалось не по карману. Тогда выбором юноши стала карьера кадрового офицера ВВС, и в июне 1928 года Дуглас сдал экзамены в колледж RAF в Крануэлле. Королевские ВВС в то время были относительно немногочисленным родом войск и не испытывали нужды в большом количестве профессиональных офицеров, благо, в отличие от периода Первой мировой войны, пилотская должность перестала быть офицерской. Поэтому ежегодный набор колледжа составлял всего несколько десятков человек, а обучение было платным, хотя и не столь дорогим, как в гражданских университетах. Нескольким лучшим абитуриентам предоставляли «prize cadetship» с уменьшенной в два с лишним раза оплатой. В 1928 году «призовых кадетов» было шестеро, и Бадер был в их числе.

13 сентября 1928 года Бадер совершил первый полёт с инструктором, а 19 февраля 1929 года ему доверили самостоятельное пилотирование. 25 июля следующего года Дуглас Бадер и ещё 20 кадетов его курса были выпущены из колледжа, а на следующий день получили патенты пайлот-офицеров и распределение по строевым эскадрильям. Бадер оказался в составе 23-й эскадрильи RAF, летавшей тогда на истребителях Глостер «Геймкок». Молодой офицер быстро зарекомендовал себя отличным пилотом, и в 1931 году его включили в команду эскадрильи по высшему пилотажу. 27 июля он принимал участие в ежегодном RAF Display (авиашоу, сочетавшее статичную экспозицию, воздушный парад, демонстрационные полёты, авиагонки и чемпионат по высшему пилотажу) на аэродроме Хендон в Лондоне, и вместе с флайт-лейтенантом Гарри М. Деем (Harry M. Day) принёс своей части приз за парную аэробатику.

Тем временем, 23-я эскадрилья ещё в июле начала перевооружение на истребители Бристоль «Бульдог», окончательно избавившись от старых «Геймкоков» в сентябре. Новые самолёты имели отличные скоростные характеристики, но на малых скоростях становились слишком неустойчивыми, а потому сложными и опасными в пилотировании. После двух катастроф со смертельным исходом командование ВВС запретило строевым пилотам выполнение на них фигур высшего пилотажа на высотах менее 2000 футов и маневрирование вообще на высотах менее 500 футов.

Бадер, заранее включённый в пилотажную команду следующего года, с детства отличался проблемами с дисциплиной. Он воспринял этот запрет как излишнюю перестраховку, забывая о том, что правила в авиации пишутся кровью. В конце концов, такое пренебрежение вышло ему боком: 14 декабря, когда тройка самолётов 23-й эскадрильи прибыла с «дружественным визитом» в аэроклуб Рединга, он опять крутил высший пилотаж на малой высоте и, не справившись с выполнением замедленной бочки, потерял управление и врезался в землю.

Пилота вытащили из-под обломков и быстро доставили в госпиталь, но травмы оказались настолько серьёзными, что правая нога была сразу же ампутирована выше колена, а несколько дней спустя пришлось ампутировать ниже колена и левую. После второй операции состояние больного резко ухудшилось, став почти безнадёжным, но, по свидетельству одного из врачей, лётчик просто отказался умирать.

26 января 1932 года после полутора лет выслуги в младшем офицерском звании Бадеру присвоили чин флаинг-офицера и примерно тогда же формально перевели в депо RAF в Аксбридже, но из госпиталя выписали только в середине года. Благодаря содействию замминистра авиации, в июне 1932 года он совершил один полёт с инструктором на учебном «Авро-504», продемонстрировав свою способность управлять самолётом на протезах без необходимости переделывать систему управления. Позже Бадер прошёл медкомиссию, вердикт которой гласил: «ограниченно годен к лётной работе», но возвращения к полётам так и не случилось.

31 октября Бадер получил нелётную должность в штабе авиабазы Даксфорд, а в апреле следующего года командование RAF приняло окончательное решение не оставлять увечного лётчика на службе – в мае его отправили в отставку с сохранением звания и назначением полной пенсии.

Осложнение международной обстановки в середине 30-х годов военный пенсионер воспринял как шанс вернуться на службу, и с 1937 года начал регулярно отправлять запросы об этом в штаб ВВС. К 1939 году он успел достаточно надоесть, и был приглашён на собеседование, на котором получил официальный отказ от принятия на лётную должность и неофициальную рекомендацию обратиться ещё раз, если война всё же начнётся.

Последовав этому совету, он через медицинскую службу Добровольческого резерва RAF 14 октября добился направления в Центральную лётную школу RAF для прохождения медкомиссии на допуск к лётной работе. 18 октября он прибыл на место, и уже в конце месяца приступил к обучению, хотя полный медицинский допуск ему выписали только в конце ноября.

27 ноября 1939 года безногий пилот выполнил второй в карьере первый самостоятельный полёт, а в начале февраля 1940 года получил назначение в 19-ю эскадрилью RAF. В составе этой части он освоил истребитель «Спитфайр» и весной стал ведущим звена. В мае лётчика произвели во флайт-лейтенанты и перевели в состав 222-й эскадрильи на должность командира одного из флайтов. В прежней части Бадер принимал участие только в патрулировании побережья, а в 222-й впервые встретился с воздушным противником в ходе вылетов на прикрытие эвакуации Дюнкерка. 1 июня в одном из таких полётов он добился первых успехов в воздушных боях, одержав одну подтверждённую победу лично и одну неподтверждённую в группе.

28 июня Бадер получил нашивки сквадрон-лидера и был поставлен во главе 242-й эскадрильи, укомплектованной в основном канадскими пилотами. Эта часть, в отличие от двух предыдущих, была вооружена истребителями «Харрикейн» и к моменту прибытия нового комэска находилась в тылу на переформировании.

9 июня эскадрилья возобновила участие в боевых действиях, и два дня спустя её командир одержал свою первую победу на новом месте. 30 августа он стал асом по общепринятому американо-французскому значению этого термина, а в сентябре добавил ещё 7 подтверждённых и 5 неподтверждённых побед. Потом был перерыв в несколько месяцев, и следующего успеха ас добился только во второй половине января 1941 года, когда на его счёт записали сбитый в группе из трёх истребителей немецкий бомбардировщик.

В бытность комэском у Бадера в разное время было два персональных самолёта, которые несли достаточно живописный рисунок на носу и бортовой код «LE-D», где «D», вероятно, представляла инициал имени владельца. Первым был борт P3061, использовавшийся до 7 сентября, вторым – полученный 11 сентября V7467. В промежутке между ними Бадер летал на самолёте, информация по которому, к сожалению, не сохранилась.

Ещё во время «Битвы за Британию» британские истребители временами вели бои очень большими группами, и по опыту координации действий самолётов нескольких эскадрилий в начале 1941 года в штатное расписание была введена должность винг-лидера (иначе «летающего винг-коммандера») – заместителя командира крыла или авиастанции.

18 марта Дуглас Бадер был назначен лидером крыла Тангмер (Tangmere Wing), получив звание винг-коммандера. Соединение включало 145-ю, 610-ю и 616-ю эскадрильи, вооружённые «Спитфайрами» Mk.IIA. В мае начали поступать пушечные Mk.IIB, а в июле началось перевооружение на Mk.VB. Бадер, однако, для боёв с истребителями считал более оптимальным пулемётное вооружение, поэтому все его персональные истребители относились к субмодификации «A». Известно, что он летал на нескольких самолётах, и все они получали бортовые коды «D-B» (офицеры в звании винг-коммандера и выше традиционно использовали для этого собственные инициалы). Достоверно известны серийные номера двух «Спитфайров» аса: Mk.IIA P7966 и Mk.VA W3185 (оба принадлежали 616-й эскадрилье, с лётчиками которой винг-лидер обычно летал на задания).

Авиакрыло Тангмер начало активные наступательные операции в конце весны 1941 года, и во второй половине июня Бадер записал на свой счёт ещё две личных победы и одну в паре. Следующий месяц стал для него по-настоящему горячим: пять личных побед, две в паре и ещё 11 неподтверждённых.
Утром 9 августа Бадер повёл в бой группу «Спитфайров» своего крыла, но в полёте над Каналом выявилась неисправность спидометра, и выдерживание точной скорости полёта, а вместе с ним и сбор группы в заданной точке маршрута, стало невозможным. Тогда он передал обязанности лидера заместителю, а сам стал действовать как обычный командир звена.

Примерно в половине двенадцатого он повёл своё звено в атаку на идущих в том же направлении на 2–3 тысячи футов ниже 12 «мессершмиттов», но одновременно сверху на них посыпалась ещё одна группа Bf 109. Пока командир пикировал, его ведомые оказались связаны боем с верхней группой противников.
Атака Бадера оказалась неудачной: он чересчур круто пикировал и слишком сильно разогнался, а потому просто не успел как следует прицелиться и проскочил мимо противника. За ним, правда, тоже никто не погнался, поэтому вскоре он оказался один в небе, и дальнейшее развитие событий известно только с его слов.

Позже ас рассказывал, что потом он заметил ниже себя три пары «мессершмиттов» и погнался за ними. Разогнавшись на снижении, он быстро сблизился с одним из немецких самолётов и в упор расстрелял его. Потом лётчик перенёс огонь на соседний самолёт, но увидел, как левая пара разворачивается в его сторону, и тоже заложил вираж, но не заметил поблизости ещё одного немца и в итоге столкнулся с ним.

Попытавшись выбраться из кабины беспорядочно штопорящего истребителя, англичанин за что-то зацепился протезом и застрял. Не растерявшись, лётчик дёрнул за кольцо парашюта и был буквально выдернут вверх, но лишился обеих искусственных ног – немцы потом нашли их в обломках «Спитфайра» и вернули владельцу. Приземление вышло не очень удачным, и Бадер попал в госпиталь для военнопленных, откуда, едва оправившись от травм, попытался бежать, но неудачно. Это был только первый из череды его неудавшихся побегов, после каждого из которых лётчика переводили в лагерь со всё более строгим режимом. В итоге в августе 1942 года он оказался в Oflag IVC в замке Кольдиц и был освобождён американскими войсками лишь 15 апреля 1945 года.

По возвращении в Англию ас доложил об обстоятельствах своего последнего боевого вылета, и, несмотря на полное отсутствие свидетелей, ему было засчитано по одной подтверждённой и предположительной победе. Таким образом, официальный боевой счёт воздушных побед увеличился до 20 личных и 4 групповых, или 21 5/6 по системе, принятой союзниками в конце войны.

После короткого отпуска Бадер вернулся на службу и был назначен командующим Fighter Leader School на авиабазе в Тангмере, а вскоре после этого ему присвоили звание груп-кэптена и поставили во главе Эссекского сектора 11-й группы Истребительного командования. 15 сентября 1945 года в Лондоне состоялся воздушный парад по случаю пятой годовщины Битвы за Британию, в котором приняло участие в общей сложности 300 самолётов. Открывала парад группа из 12 «Спитфайров», которые пилотировали герои 1940 года. Вести эту группу, а значит, и лидировать весь парад, доверили «безногому асу».

21 июля 1946 года груп-кэптен Бадер вышел в отставку по собственному желанию и принял предложение возглавить авиационный отдел корпорации «Шелл». В течение следующих двадцати лет он регулярно летал по делам фирмы, лично пилотируя служебные самолёты (различные лёгкие транспортники и аппараты туристического класса). Скончался ас 5 сентября 1982 года в возрасте 72 лет

Дуглас Роберт Стюарт Бадер, безногий ас.

Лётчики люфтваффе изучают необычный трофей — протез ноги знаменитого британского аса

Автор публикации

не в сети 22 часа

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18635Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях