Долговременная орбитальная станция “Салют-1”

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-


19 апреля 1971 г.
в 4 часа 40 минут 0 секунд с космодрома Байконур стартовала РН «Протон», которая вывела первую в мире орбитальную станцию «Салют-1» (также проходит в документах как «Изделие 17К» или №121) на орбиту с параметрами: минимальная высота над поверхностью Земли — 200 км, максимальная высота над поверхностью Земли- 222 км, период обращения — 88.5 мин, наклонение орбиты — 51.6°.

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-


Первую орбитальную станцию планировали назвать «Заря»
и именно это слово было написано на борту станции. Однако уже на Байконуре выяснилось, что такое же название имеет запущенный в 1970 г. первый китайский спутник и станцию решили переименовать. По другой версии, название «Заря» можно было перепутать с радиопозывным Земли. Так или иначе, «Заря» стала «Салютом», а потом это название унаследовали и другие орбитальные станции, причем из соображений секретности их называли и ДОСы, и «Алмазы».
“Салют” – серия советских пилотируемых орбитальных станций (ОС) СССР
для полетов по орбите вокруг Земли. Под общим названием “Салют” на орбиту выводились орбитальные станции по гражданской программе “Долговременная орбитальная станция” разработки Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, ныне Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королева) и по военной программе “Алмаз” (ОПС) разработки Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, ныне Военно-промышленная корпорация “НПО машиностроения”). Предназначены для решения широкого круга задач: медико-биологических исследований с изучением воздействия длительной невесомости на организм человека, астрофизических исследований, исследования поверхности и атмосферы Земли, проведение научно-технических экспериментов, проверки принципов создания ОС и перспективных космических аппаратов. Всего было выведено в космос 7 станций типа “Салют”. Полеты осуществлялись с космонавтами на борту и в автоматическом режиме.
На первые модификации ОС:
“Салют-1”, “Салют-3”, “Салют-4”, “Салют-5” экипаж и грузы доставлялись на космических кораблях “Союз”. Поскольку срок активного функционирования станции на орбите ограничивался запасами топлива для коррекции орбиты, борьбы с торможением и ориентации при сближении с кораблями, а осуществление пилотируемых полетов – запасами средств обеспечения жизнедеятельности, на модификациях “Салют-6” и “Салют-7” со стороны агрегатного отсека был установлен второй стыковочный узел, наличие которого позволило пополнять расходуемые ресурсы ОС (топливо, оборудование, приборы, кислород, вода, пища и др.), доставляя их на ГТК “Прогресс”.
Вместо корректирующей двигательной установки
была размещена объединенная двигательная установка, способная многократно дозаправляться в полете топливом с “грузовика”. Для доставки космонавтов на станции “Салют-6” и “Салют-7” кроме космических кораблей “Союз” использовались корабли “Союз Т”.На орбиту станции “Салют” выводились с помощью ракет-носителей “Протон”. Масса полностью заправленной и укомплектованной ОС “Салют” после выведения на орбиту 18,9 т. Длина – 13,6 м-16 м. Максимальный диаметр корпуса обитаемых отсеков – 4,15 м, максимальный поперечный размер (по раскрытым солнечным батареям) – 16,5 м. Объем обитаемых отсеков – 82,5 куб. м. Снаружи корпус покрыт экранно-вакуумной теплоизоляцией.

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-

1-антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»; 2-баллоны системы наддува; 3-звездный телескоп «Орион»; 4-иллюминаторы; 5-панель солнечных батарей; 6-антенны радиотелеметрических систем;

Орбитальная станция «Салют-1» состояла из трех отсеков
: два герметичных отсека (переходной и рабочий) и одного негерметического отсека (агрегатный).
Переходный отсек (ПхО)
был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 2.1 м, переходящей в коническую проставку, соединяющуюся с рабочим отсеком (РО). Общая длина ПхО со стыковочным узлом — 3 м, герметичный объем ПхО — 8.1 м3. Внутри ПхО было установлено аппаратуру и оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, пост с пультом управления ультрафиолетовым телескопом «Орион», а также шлюзовая камера для транспортировки фотокассет телескопа.
На боковой поверхности ПхО
размещался люк диаметром 80 см для выхода космонавтов в открытый космос. Снаружи отсека располагались две жестко закрепленные панели солнечных батарей, антенны системы сближения и стыковки «Игла», солнечные и ионные датчики системы ориентации, агрегаты системы терморегулирования, баллоны со сжатым воздухом системы наддува ПхО. В специальной сферической нише был установлен ультрафиолетовый телескоп «Орион» (разработчик — Бюраканская астрофизическая обсерватория). На внешнем торце ПхО размещался пассивный агрегат стыковки (типа «конус») с внутренним люком-лазом для перехода экипажа из транспортного корабля 7К-Т в орбитальную станцию. Другим торцом ПхО жестко соединялся с РО. Проход из ПхО в РО осуществлялся через гермолюк диаметром 80 см с автоматическим и ручным приводами.
Рабочий отсек
— основное помещение станции, где должны были работать и жить космонавты, конструктивно был выполнен в виде двух цилиндров, соединенных коническим переходником длиной 1.2 м. Малый цилиндр имел диаметр 2.9 м и длину 3.8 м. Диаметр большого цилиндра-4.15 м, длина — 2.7 м (до стыка с АО). Торцевые поверхности РО образованы сферическими оболочками. Общая длина РО-7.7м, герметичный объем — 74 м3.

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-

1-отсек научной аппаратуры; 2-датчик регистрации микрометеоритов; 3-центральный пост управления; 4-установка для регенерации воздуха; 5-рабочий стол; 6-иллюминаторы; 7-антенны радиотелеметрических систем; 8-бегущая дорожка; 9-спальное место; 10-баки системы водоснабжения; 11-фотоаппарат; 12-аппаратура для биологических исследований; 13-холодильник для продуктов питания.
В зоне малого диаметра РО
у люка для перехода в ПхО размещался центральный пост управления станцией (для двух космонавтов) с пультами и бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ). В этой же части отсека располагались два поста для проведения астроориентации, приборы системы ориентации, иллюминаторы, а также стол для работы и приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель пищи, бортовая документация, магнитофон и другие бытовые предметы.
В зону большого диаметра РО
сбоку «вклинивался» негерметический отсек научной аппаратуры (ОНА) в виде конуса до потолка станции. В нем размещался орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1 (разработки Крымской астрофизической обсерватории) и другие научные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой в состав которой, помимо ОСТ-1, входили рентгеновский телескоп РТ-2 (ФИАН), инфракрасный телескоп-спектрометр ИТС-К, визир с 60-кратным увеличением ОД-4, фотоэмульсионная камера ФЭК-7А и другая аппаратура. Для фотографирования поверхности Земли использовались фотоаппараты АФА-41/20 и АФА-М-31. Для медицинских исследований применялась аппаратура и устройства: «Полином-2М», «Левкой-2М», «Тонометр», «Резеда-2М», «Пальма-2М», «Импульс», «Вертикаль-М», «Плотность», «Радуга», «Кресло». Общая масса научного оборудования составляла 1.5 т.
В зоне большого диаметра РО
также находились спальные места космонавтов, тренажеры для физических тренировок («бегущая дорожка» и велоэргометр), холодильники с запасами продуктов питания, емкости с водой. В торце отсека находился туалет, или «ассенизационно-санитарное устройство» (АСУ). В боковых панелях и панелях пола и потолка РО размещались приборы и агрегаты систем управления станцией, жизнеобеспечения, терморегулирования, электропитания, радиосвязи, траекторных измерений и командной радиолинии. На внешней поверхности РО были установлены радиаторы системы терморегулирования, а также антенны систем: радиосвязи «Заря», телеметрии РТС-9, радиоконтроля орбиты «Рубин» и командной радиолинии ДРС (все эти системы были заимствованы с корабля 7К-ОК).

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-

1-антенны радиотехнической системы сближения и стыковки «Игла»; 2-антенны радиотелеметрических систем; 3-топливные баки; 4-двигатели системы ориентации; 5-солнечные батареи.
К торцевой части РО
большого диаметра примыкал агрегатный отсек (АО). АО был выполнен в виде цилиндрической оболочки диаметром 4.15 м и длиной 1.4 м, соединенной через конический переходник с цилиндрической оболочкой диаметром 2.1 м и длиной 1.8 м. Эта часть АО представляла собой корпус АО корабля 7К-ОК, в котором была установлена корректирующая тормозная двигательная установка КТДУ-66. В состав КТДУ-66 входили основной однокамерный двигатель тягой 417 кгс и резервный двухкамерный двигатель тягой 411 кгс с рулевыми соплами, а также баки с удвоенным (по сравнению с КТДУ-35) запасом топлива.
В АО на большом и малом цилиндре размещались 32 двигателя ориентации (ДО)
тягой по 10 кгс. ДО образовывали два независимых комплекта: основной и резервный. В каждом комплекте имелось по 16 ЖРД: 6 — по тангажу, 6 — по рысканью и 4 — по крену. Топливные баки для этих двигателей и баллоны с газом наддува баков размещались в большом диаметре АО. На внешней поверхности цилиндрической части АО малого диаметра крепились две панели солнечных батарей — таких же, как на ПхО.
Система электропитания (СЭП)
станции мощностью 2 кВт состояла из двух систем — СЭП-1 и СЭП-2. СЭП-1 работала непрерывно и обеспечивала электроэнергией бортовые системы станции. В нее входили обе пары солнечных батарей, которые подзаряжали две буферные аккумуляторные батареи (АБ). СЭП-2 работала периодически и включалась вручную экипажем. От этой системы электроэнергия поступала только на научное оборудование. В нее входила одна буферная АБ, для заряда которой космонавты периодически подключали к ней часть солнечных батарей. В СЭП использовались стабилизаторы напряжения на 28 В.

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-


СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС “САЛЮТ-1”:
19.04.1971 года выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” с космодрома “Байконур”. Параметры орбиты: высота в перигее 200 км, высота в апогее 222 км, наклонение 51,6 град.23.04.1971 года запущен космический корабль “Союз-10” с экипажем: командир В.А. Шаталов, бортинженер А.С. Елисеев, космонавт-исследователь Н.Н. Рукавишников. 24.04.1971 года корабль состыковался с ОС, но из-за неисправности в стыковочно-агрегатном отсеке космического корабля переход экипажа в станцию не состоялся. (25.04.1971 года корабль совершил спуск и посадку).
ЭО-1
(7.06-29.06.1971 г.). Цели: Выполнение первой экспедиции на первой в мире долговременной орбитальной станции. Проведение комплексных научно-технических исследований и экспериментов. Отработка конструкции ОС и бортового обрудования. Экипаж: командир Г.Т. Добровольский, бортинженер В.Н. Волков, космонавт-исследователь В.И. Пацаев. Позывной – “Янтарь”. Продолжительность экспедиции 22 суток. Транспортный космический корабль – “Союз-11” (старт – 6.06.1971 г., отделение от станции – 29.06.1971 г., спуск и посадка – 30.06.1971 г.).
Во время спуска произошла
аварийная разгерметизация спускаемого аппарата, в результате чего все члены экипажа погибли.11.11.1971 года ОС прекратила существование.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС “САЛЮТ-2”:
3.04.1973 года выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” с космодрома “Байконур”. Параметры орбиты: высота в перигее 215 км, высота в апогее 260 км, наклонение 51,6 град.Вследствие отклонений в работе системы ориентации полет проводился только в автоматическом режиме.29.04.1973 года ОС “Салют-2” прекратила существование.

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-


СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС “САЛЮТ-3”:
25.06.1974 года выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” с космодрома “Байконур”. Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 270 км, наклонение 51,6 град. Осуществлена 1 пилотируемая экспедиция.
ЭО-1
(5-19.07.1974 г.). Экипаж: командир П.Р. Попович, бортинженер Ю.П. Артюхин. Позывной – “Беркут”. Продолжительность экспедиции 14 суток. Транспортный корабль – “Союз-14” (старт 3.07.1974 г.).23.09.1974 года от станции отделен автоматический возвращаемый аппарат, доставивший на Землю материалы экспедиции ЭО-1.24.01.1975 года ОС “Салют-3” прекратила существование.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС “САЛЮТ-4”:
26.12.1974 года выведена на орбиту ракетой носителем “Протон” с космодрома “Байконур”. Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 270 км, наклонение 51,6 град. Осуществлено 2 пилотируемых экспедиции.
ЭО-1
(12.01-9.02.1975 г.). Экипаж: командир А.А. Губарев, бортинженер Г.М. Гречко. Позывной – “Зенит”. Продолжительность экспедиции 28 суток. Транспортный корабль – “Союз-17” (старт 11.01.1974 г., стыковка с ОС – 12.01.1974 г., отделение, спуск и посадка – 9.02.1974 г.).
ЭО-2
(26.05-26.07.1975 г.). Экипаж: командир П.И. Климук, бортинженер В.И. Севастьянов. Позывной – “Кавказ”. Продолжительность экспедиции – 63 суток. Транспортный корабль – “Союз-18” (старт 24.05.1975 г., стыковка с ОС – 26.05.1975 г., отделение, спуск и посадка – 26.07.1975 г.).19.11.1975 года к станции пристыковался космический корабль “Союз-20”, беспилотный (старт 17.11.1975 г. с целью ресурсных испытаний корабля. Отделение, спуск и посадка – 16.02.1976 года.3.02.1977 года ОС “Салют-4” прекратила существование.

 
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС “САЛЮТ-5”:
22.06.1976 года выведена на орбиту ракетой носителем “Протон” с космодрома “Байконур”. Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 260 км, наклонение 51,6 град. В пилотируемом режиме ОС функционировала 65 суток. Осуществлено 2 ЭО.
ЭО-1
(7.07-24.08.1976 г.). Экипаж: командир Б.В. Волынов, бортинженер В.М. Жолобов. Позывной – “Байкал”. Продолжительность экспедиции 48 суток. Транспортный корабль “Союз-21” (старт 6.07.1976 г., стыковка с ОС – 7.07.1976 г., отделение, спуск и посадка – 24.08.1976 г.).
ЭО-2
(8-25.02.1977 г.). Экипаж: командир В.В. Горбатко, бортинженер Ю.Н. Глазков. Позывной – “Терек”. Продолжительность 17 суток. Транспортный корабль “Союз-24” (старт 7.02.1977 г., стыковка с ОС 8.02.1977 г., отделение, спуск и посадка 25.02.1977 г.)8.08.1977г. ОС “Салют-5” прекратила существование.
СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС “САЛЮТ-6”:
29.09.1977 года выведена на орбиту ракетой-носителем “Протон” с космодрома “Байконур”. Параметры орбиты: высота в перигее 219 км, высота в апогее 275 км, наклонение 51,5 град.Полет “Салют-6” продолжался 4 года 10 месяцев (29.07.1982 г. станция прекратила существование). Общее время функционирования в пилотируемом режиме 676 суток. Осуществлено 5 основных экспедиций (ЭО) и 11 экспедиций посещения (ЭП). 11 ГТК “Прогресс” доставили на ОС различные грузы.
ЭО-1
(11.12.1977 г.- 16.03.1978 г.). Экипаж: командир Ю.В. Романенко, бортинженер Г.М. Гречко. Позывной – “Таймыр”. Транспортный корабль доставки экипажа – “Союз-26” (старт 10.12.1977 г.). Возвращение на корабле “Союз-27”. Продолжительность экспедиции 96 суток. В рамках ЭО-1 осуществлено 3 ЭП, пристыкован 1 ГТК “Прогресс”.
ЭП-1
(11-16.01.1978 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер О.Г.Макаров. Позывной – “Памир”. Транспортный корабль доставки экипажа – “Союз-27” (старт 10.01.1978 г.). Возвращение на корабле “Союз-26”.
ЭП-2
(3-10.03.1978 г.). Первый полет иностранного гражданина (программа “Интеркосмос”). Экипаж: командир А.А. Губарев, бортинженер В. Ремек (Чехословакия). Позывной – “Зенит”. Транспортный корабль – “Союз-28” (старт 2.03.1978 г.).
ГТК “Прогресс-1” (20.01-8.02.1978 г.).

ЭО-2
(17.06 – 2.11.1978 г). Экипаж: командир В.В. Коваленок, А.С. Иванченков. Позывной – “Фотон”. Транспортный корабль доставки экипажа – “Союз-29” (старт 15.07.1978 г.). Возвращение на корабле “Союз-31”. Продолжительность экспедиции 139 суток. Во время ЭО-2 осуществлены 2 ЭО, пристыкованы 3 ГТК “Прогресс”.
ЭП-3
(28.06-5.07.1978 г.). Экипаж: командир П.И. Климук, бортинженер М. Гермашевский (Польша). Программа “Интеркосмос”. Позывной – “Кавказ”. Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа – “Союз-30” (старт 27.06.1978 г.).
ЭП-4
(27.08-3.09.1978 г.). Экипаж: командир В.Ф. Быковский, бортинженер З. Йен (ГДР). Программа “Интеркосмос”. Позывной – “Ястреб”. Транспортный корабль доставки экипажа – “Союз-31” (старт 26.08.1978 г.). Возвращение на корабле “Союз-29”.
ГТК “Прогресс-2” (17.07-4.08.1978 г.)ГТК “Прогресс-3” (8-24.08.1978 г.).ГТК “Прогресс-4” (4-26.10.1978 г.).

ЭО-3
(26.02-19.08.1979 г.). Экипаж: командир В.А. Ляхов, бортинженер В.В. Рюмин. Позывной – “Протон”. Транспортный корабль доставки экипажа “Союз-32” (старт 25.02.1979 г.). Возвращение на корабле “Союз-34”. Продолжительность экспедиции 174 суток. В рамках ЭО-3 пристыковано 2 беспилотных космических корабля (“Союз-34” и “Союз Т”) и 4 ГТК “Прогресс”.
ГТК “Прогресс-5” (12.03-5.04.1979 г.).ГТК “Прогресс-6” (13.05-10.06.1979 г.).ГТК “Прогресс-7” (28.06-20.07.1979 г.).ГТК “Прогресс-8” (27.03-26.04.1980 г.).

ЭО-4
(10.04-11.10.1980 г.). Экипаж: командир Л.И. Попов, бортинженер В.В. Рюмин. Позывной – “Днепр”. Транспортный корабль доставки экипажа – “Союз-35” (старт 9.04.1980 г.). Возвращение на корабле “Союз-37”). Продолжительность экспедиции 185 суток. В рамках ЭО-4 осуществлены 4 ЭП, пристыкованы 3 ГТК “Прогресс”.
ЭП-5
(27.05-3.06.1980 г.). Экипаж: командир В.Н. Кубасов, бортинженер Б. Фаркаш (Венгрия). Программа “Интеркосмос”. Позывной – “Орион”. Транспортный корабль доставки экипажа “Союз-36” (старт 26.05.1980 г.). Возвращение на корабле “Союз-35”.
ЭП-6
(6-9.06.1980 г.). Экипаж: командир Ю.В. Малышев, бортинженер В.В. Аксенов. Позывной – “Юпитер”. Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа “Союз Т-2” (старт 5.06.1980 г.).
ЭП-7
(24.07-3.08.1980 г.). Экипаж: командир В.В. Горбатко, бортинженер Фам Туан (Вьетнам). Программа “Интеркосмос”. Позывной “Терек”. Транспортный корабль доставки экипажа “Союз-37” (старт 23.07.1980 г.). Возвращение на корабле “Союз-36”.
ЭП-8
(19-26.09.1980 г.). Экипаж: командир Ю.В. Романенко, бортинженер А.Т. Мендес (Куба). Программа “Интеркосмос”. Позывной – “Таймыр”. Транспортный корабль доставки и возвращения экипажа “Союз-38” (старт 18.09.1980 г.).
ГТК “Прогресс-9” (23.04-22.05.1980 г.).ГТК “Прогресс-10” (29.06-20.07.1980 г.).ГТК “Прогресс-11” (28.09-11.12.1980 г.).

ЭП-9
(28.11-10.12.1980 г.) (целевая ремонтная ). Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер О.Г. Макаров, космонавт-исследователь Г.М. Стрекалов. Позывной – “Маяк”. Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращения – “Союз Т-3” ( старт 27.11.1980 г.).
ЭО-5
(13.03-26.05.1981 г.). Экипаж: командир В.В. Коваленок, бортинженер В.П. Савиных. Позывной – “Фотон”. Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращения “Союз Т-4” (старт 12.03.1981 г.). Продолжительность экспедиции 74 суток. За время работы осуществлены 2 ЭП, пристыкован 1 беспилотный модульный космический корабль.
ЭП-10
(23-30.03.1981 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер Ж. Гуррагча (Монголия). Программа “Интеркосмос”. Позывной – “Памир”. Транспортный корабль доставки экипажа на ОС и возвращение “Союз-39” (старт 22.03.1981г.).
Модульный космический корабль “Космос-1267”.
Запуск 25.04.1981 года. Стыковка с ОС 19.06.1981 года. Прекратил существование 29.07.1982 года вместе с ОС “Салют-6”.

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-


СВЕДЕНИЯ О ПОЛЕТЕ ОС “САЛЮТ-7”:
19.04.1982 года выведена на орбиту с параметрами: высота в перигее 219 км, высота в апогее 278 км, наклонение 51,6 град. ракетой-носителем “Протон”. Полет станции продолжался 7 лет 9 месяцев 10 дней. Функционирование в пилотируемом режиме – 796 суток. Выполнено 4 ЭО, 5 ЭП, были пристыкованы 12 ГТК “Прогресс” и 3 беспилотных космических аппарата (ИСЗ “Космос”).
ЭО-1
(14.05-10.12.1982 г.). Экипаж: командир А.Н. Березовой, бортинженер В.В. Лебедев. Позывной – “Эльбрус”. Транспортный корабль доставки экипажа на ОС – “Союз Т-5” (старт 13.06.1982 г.). Возвращение на корабле “Союз Т-7”. Продолжительность полета – 211 суток. 1 выход в открытый космос (2 часа 33 минуты). В рамках ЭО-1 было осуществлено 2 ЭП, пристыкованы 4 ГТК “Прогресс”.
ЭП-1
(25.06-2.07.1982 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер А.С. Иванченков, космонавт-исследователь Ж.-Л. Кретьен (Франция). Позывной – “Памир”. Транспортный корабль “Союз Т-6” (старт 24.06.1982 г.).
ЭП-2
(20-27.08.1982 г.). Экипаж: командир Л.И. Попов, бортинженер А.А. Серебров, космонавт-исследователь С.Е. Савицкая. Позывной – “Днепр”. Транспортный корабль доставки на ОС – “Союз Т-7” (старт 19.08.1982 г.). Возвращение на корабле “Союз Т-5”.
ГТК “Прогресс-13” (23.05-6.06.1982 г.).ГТК “Прогресс-14” (10.07-13.08.1982 г.).ГТК “Прогресс-15” (18.09-16.10.1982 г.).ГТК “Прогресс-16” (31.10-14.12.1982 г.).

ИСЗ “Космос-1443”
. Старт 2.03.1983 года. Стыковка с ОС 10.03.1983 года. Отделение от станции 14.08.1983 года. Отделение, спуск и посадка спускаемого аппарата 23.08.1983 года. Спуск с орбиты 19.09.1983 года (прекратил существование).
ЭО-2
(28.06-23.11.1983 г.). Экипаж: командир В.А. Ляхов, бортинженер А.П. Александров. Позывной – “Протон”. Транспортный корабль “Союз Т-9″(старт 27.06.1983 г.). Продолжительность полета 150 суток. 2 выхода в открытый космос (2 часа 50 минут и 2 часа 55 минут). ЭП не было. Были пристыкованы 2 ГТК “Прогресс”.
ГТК “Прогресс-17” (17.08-18.09.1983 г.).ГТК “Прогресс-18” (20.10-16.11.1983 г.).

ЭО-3
(9.02-2.10.1984 г.). Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер В.А. Соловьев, космонавт-исследователь врач О.Ю. Атьков. Позывной – “Маяк”. Транспортный корабль доставки экипажа на станцию – “Союз Т-10” (старт 8.02.1984 г.). Продолжительность экспедиции 237 суток. В рамках ЭО-3 выполнено 2 ЭП, пристыкованы 5 ГТК “Прогресс”. Выполнено 6 выходов в открытый космос (4 часа 15 минут, 5 часов 00 минут, 3 часа 45 минут, 2 часа 45 минут, 3 часа 5 минут, 5 часов 00 минут), во время которых выполнен уникальный ремонт магистралей объединенной двигательной установки, а также смонтированы две дополнительные солнечные батареи с новыми фотоэлементами.
ЭП-3
(4 -11.04.1984 г.). Экипаж: командир Ю.В. Малышев, бортинженер Г.М. Стрекалов, космонавт-исследователь Ракеш Шарма (Индия). Позывной – “Юпитер”. Транспортный корабль доставки экипажа на ОС – “Салют Т-11” (старт 3.04.1984 г.). Возвращение на корабле “Союз Т-10”.
ЭП-4
(18-29.07.1984 г.). Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер С.Е. Савицкая, космонавт-исследователь И.П. Волк. Позывной – “Памир”. Транспортный корабль “Союз Т-12” (старт 17.07.1984 г.). Впервые в мире в открытый космос вышла женщина-космонавт (время работы – 3 часа 35 минут). На внешней поверхности станции был выполнен эксперимент с использованием универсального ручного инструмента (сварка, пайка, резка, напыление).
ГТК “Прогресс-19” (21.02-1.04.1984 г.).ГТК “Прогресс-20” (15.04-7.05.1984 г.).ГТК “Прогресс-21” (18-26.05.1984 г.).ГТК “Прогресс-22” (28.05-16.07.1984 г.).ГТК “Прогресс-23” (14-28.08.1984 г.).

ЭО-4
(8.06-21.11.1985 г.). Экспедиция состояла из двух этапов. Во время экспедиции к ОС были пристыкованы два беспилотных космических аппарата: 1 ГТК “Прогресс” и 2 ИСЗ “Космос”.
ЭО-4
(1-й этап) 8.06-26.09.1985 года. Экипаж: командир В.А. Джанибеков, бортинженер В.П. Савиных. Позывной – “Памир”. Транспортный корабль “Союз Т-13” (старт 6.06.1985 г.). Выполнен ремонт ОС, потерявшей управляемость во время полета в автоматическом режиме. Космонавты 1 раз выходили в открытый космос с целью завершения работ по монтажу дополнительных солнечных батарей, начатых ЭО-3 (время пребывания в открытом космосе 5 часов 00 минут).
ЭО-4
(2-й этап) 26.09-21.11.1985 года. Экипаж: командир В.В. Васютин, бортинженер Г.М. Гречко, космонавт-исследователь А.А. Волков. Позывной “Чегет”. Транспортный корабль “Союз Т-14” (старт 17.09.1985 г., стыковка с ОС 18.09.1985 г.). Во время совместного полета станции и двух кораблей произошла частичная замена в составе ЭО-4: В.А. Джанибеков и Г.М. Гречко 26.09.1985 г. возвратились на корабле “Союз Т-13”, а на станции остался экипаж в составе: В.В. Васютин, В.П. Савиных, А.А. Волков.
ГТК “Прогресс-24” (21.06-16.07.1985 г.).

ИСЗ “Космос-1669” (аналог ГТК “Прогресс” ) (19.07-30.08.1985 г.).

ИСЗ Космос-1686″
(модульный космический корабль). Старт 27.09.1985 г. Стыковка с ОС 21.10.1985 г. прекратил существование в составе комплекса “Салют-7” 7.02.1991 года.
ЭП-5
(6.05-27.06.1986 г.). Последняя экспедиция на станцию, выполнена членами ЭО-1 на ОК “Мир”. Экипаж: командир Л.Д. Кизим, бортинженер В.А.Соловьев. Позывной “Маяк”. Экипаж на корабле “Союз Т-15” после отделения от ОК “Мир” пристыковался к ОС “Салют-7”. Во время работы на станции выполнен большой объем научной работы. Осуществлены 2 выхода в открытый космос (3 часа 50 минут и 5 часов 00 минут), во время которых был выполнен уникальный эксперимент по развертыванию на внешней поверхности станции шарнирно-решетчатой ферменной конструкции, а также проведены ее испытания. 27.06.1986 года космический корабль “Союз Т-15” с космонавтами на борту отстыковался и возвратился на комплекс “Мир”.

Долговременная орбитальная станция -Салют-1-

Первая экспедиция была запущена станцию 24 апреля 1971 года

. Командир экипажа – Владимир Шаталов, бортинженер – Алексей Елисеев, инженер-испытатель Николай Рукавишников. Во время стыковки не удалось обеспечить герметичность соединения корабля «Союз-10» со станцией, поэтому космонавты на «Салют-1» не заходили.

На корабле «Союз-11»

на станцию был отправлен экипаж в составе: командир – Георгий Добровольский, бортинженер – Владислав Волков, инженер-испытатель – Виктор Пацаев. 30 июня 1971 года экипаж погиб в результате разгерметизации спускаемого аппарата на этапе спуска и посадки.

11 октября 1971 года

станция по командам ЦУПа была сведена с орбиты и вошла в плотные слои атмосферы. Не сгоревшие обломки упали в Тихий океан. На орбите станция провела 175 суток.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля