чем увлекается современная парфюмерия

Этой осенью всех поклонников парфюмерии ждет новая услуга — создание духов, повторяющих запах собственного тела. Запустили проект 52-летняя француженка Катя Апалатеги и ее сын Флориан Рабо, объединившись с учеными из университета Гавра. За €600 покупатель получит флакон с ароматом объемом 10 мл и медальон из лиможской керамики для нанесения композиции. Кроме того, на упаковке будет выделено место для фотографии того человека, запах которого помещен внутрь. Катя считает, что таким образом можно законсервировать запах новорожденного ребенка, своей первой любви, а также… умерших родственников. Собственно, в бюро ритуальных услуг во Франции и начнутся продажи, позже появится сайт, через который ароматы Made-to-Measure смогут заказать все желающие. Необходимо лишь предоставить в лабораторию вещь, принадлежащую человеку, — к примеру, что-то из одежды.

Доказано, что запах вызывают наиболее глубокую эмоциональную реакцию: обонятельная память самая сильная — приблизительно в пять раз сильнее, чем зрительная — поэтому даже спустя много лет запахи, когда-то связанные с приятными переживаниями, мгновенно вызывают радость, и наоборот, ассоциирующиеся с негативными воспоминаниями пробуждают отвращение.

О технологии создания ароматов Катя умалчивает, но, скорее всего, будет применяться популярный в парфюмерии метод Headspace. Исследуемый объект помещается в стеклянную емкость, включается насос, и воздух с пахучими веществами поступает в отсек с сорбентом. В лаборатории специальная программа распознает молекулярную структуру компонентов, осевших в сорбенте, а затем специалисты повторяют запах. С помощью такого метода на сегодняшний день парфюмерам удается выпускать духи с запахом моря, шоколадного пирога, пыли или цветов, из которых невозможно получить эфирное масло, — к примеру ландыша, фиалки или сирени. Теперь же это и запах конкретного человека.

Надо сказать, что сама по себе идея Кати не нова. Норвежская художница Сиссель Толаас уже много лет занимается воссозданием точных копий запахов, в том числе и человеческого тела. В ее берлинском музее на улице Regensburger хранится огромная ольфакторная коллекция — более 7 тыс. экспонатов, среди которых аналоги запахов фруктов, зданий, воздуха разных стран, бутс Бекхэма,  пота и крови, а на выставке Grow Your Own, проходившей в 2013 году в Ирландии, она совместно с биологом Кристиной Агапакис представила коллекцию сыра из человеческих бактерий — среди них были сыр с выделениями из носа основателя Microsoft Билла Гейтса и из пупка писателя-публициста Майкла Поллана. Сиссель своими проектами стремится обратить внимание публики и на роль, которую играют запахи в нашем мире, и на то, что мы зачастую искусственно навешиваем на них ярлыки «приятный» и «неприятный».

 

 

«Человеческий пот и бактерии принимают активное участие в таком важном процессе, как выбор сексуального партнера, жены или мужа. Излишняя гигиена или маскировка запахов лишают нас правильного общения и ориентации в пространстве. Запахи несут в себе информационный код, а мы их душим, решив, что, например, запах пота — плохой. Животные в этом смысле умнее человека»

В то же время Сиссель Толаас — человек искусства и науки, она занимается крупными исследовательскими и художественными проектами, и не делает ароматы на заказ.

Вдохновленный историей главного героя Жана-Батиста Гренуя («Парфюмер: История одного убийцы»), парфюмер Кристоф Ладамиэль, активно принимающий участие в различных парфюмерных арт-проектах, выпустил специальную коллекцию. В нее вошли запахи Парижа 1738 года, кожевенной мастерской, где работал Гренуй, запах ребенка, девственницы — легкий фруктовый, лаборатории  парфюмера Бальдини — первого учителя Жана-Батиста, человеческого жилья, а также мускусный аромат «Оргия» — тот самый, который Гренуй тайком наносит на себя, оказавшись на эшафоте. Все эти ароматы сопровождали показ фильма в Лос-Анджелесе и выпрыскивались в воздух из специальных «пушек» во время соответствующих сцен.

 

 

Работы Сиссель Толаас, Кристофа Ладамиэля и Кати Апалатеги не являются духами в привычном смысле  этого слова — они не задумывались для ежедневного ношения в офис или на свидание, как завершающий штрих к образу человека. У этих ароматов принципиально иная функция — скорее это новый способ хранить информацию, архивировать память о прошлом. Раньше мы обращались к фотографии, теперь можем и к флакону. Впрочем, тема телесности в мире парфюмерии муссируется постоянно — то, что в Средневековье пытались скрыть с помощью искусственных запахов, сегодня усиливается с помощью этих же запахов и выставляется как важная составляющая сексапильности. Достаточно вспомнить аромат Secretions Magnifiques (Etat Libre d`Orange) с нотами крови, пота, слюны и спермы, солено-кровавую коллекцию Blood Concept, аромат Peety (O’Driu), в который парфюмер Анджело Орацио Прегони рекомендует добавлять десять капель собственной мочи для придания композиции индивидуального характера.

 

 


О правилах нанесения ароматов Анджело говорит следующее: «Ни в коем случае не на одежду, только на кожу — преимущественно в районе груди и пупка».

В 2014 году парфюмер Алессандро Гальтиери запустил бренд Orto Parisi, вдохновленный человеческим телом. Orto переводится с итальянского как «сад», Parisi — фамилия его дедушки по материнской линии. Как и дед, Алессандро решил вырастить свой сад, но не сад в традиционном понимании — в нем не растут цуккини и патиссоны. «Мой сад — это тело, и прекрасны запахи каждой его впадины. С приходом цивилизации мы стараемся их смыть, стыдимся, считая чем-то оскорбительным, а на самом деле в них наша душа. Одним словом, в моем саду растут инстинкты». Парфюмер много работал с анималистическими нотами, а один аромат из его линейки так и называется — Stercus, то есть «навоз».

 

 

 

 

«В парфюмерии, как в жизни, нужна провокация, какая-то изюминка, вызывающая трепет. Когда у вас ежедневно красивые машины, красивые женщины, занятия фитнесом в красивом зале, все слишком идеально — наступает скука, серые будни»

 

Этого мнения придерживается и парфюмер Vero Profumo Веро Керн, которая однажды сказала: «Хороший парфюм должен быть немного грязным».

Но запахи человеческого тела — не всегда скандал. Аромат Baby’s Head, который выпущен Demeter Fragrance Library в 2015 году, повторяет нежный сладковатый запах макушки младенца. По словам владельца бренда Марка Креймса, «макушка» далась непросто: над ароматом пришлось работать долгих 13 лет.

Другой подход к запахам тела предложил Геза Шоен в 2005 году, когда свет увидел его аромат Molecule 01, состоящий из одной единственной молекулы — синтетической Iso E Super. Он создавался для тех, кто любит парфюмерию, но не хочет носить на себе чужой запах и подавлять собственные феромоны. Как заявляли Шоен и те, кто стали поклонниками Molecule 01, аромат совсем не ощущался на теле, но действовал на окружающих как афродизиак.

 

 

 

 

«Мои «Молекулы» как сюрприз, веселье, счастье. Многие нашли с их помощью свою вторую половинку»

 

Готовы ли люди следовать призыву Сиссель «Wash less! Be yourself!», или все же пока по старинке стоит, как следует потеревшись в душе мочалкой, нанести на кожу любимый шипр — это вопрос, который пока остается открытым, но очевидно, что в мире парфюмерии идут большие перемены.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля