БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

Период 50–70 годов прошлого столетия знатоки называют золотой эрой пассажирских авиаперевозок. Рейсы тех давних лет прославились своим шиком и невероятным сервисом. Архивные фотографии до сих пор поражают роскошью, с которой проходили авиапутешествия более полувека назад. И в том числе, — богатейшим меню бортового питания.

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ

БЫЛОЕ ГУРМАНСТВО АВИАЛИНИЙ


Золо­тая эра для сер­ви­са пас­са­жир­ских авиа­пе­ре­во­зок нача­лась в 50-е годы с появ­ле­ни­ем реак­тив­ных аэро­бу­сов. Пер­вым таким само­лё­том стал бри­тан­ский авиа­лай­нер DH 106 «Коме­та» (De Havilland Comet), под­няв­ший­ся в воз­дух летом 1949 года. Его ско­ро­сть в два раза пре­вы­ша­ла ско­ро­сть порш­не­вых и тур­бо­вин­то­вых машин, при поле­те он имел гораз­до мень­ший уро­вень виб­ра­ции и шума, и в отли­чие от пред­ше­ствен­ни­ков мог под­ни­мать­ся над воз­душ­ны­ми штор­ма­ми. Пас­са­жи­ры по досто­ин­ству оце­ни­ли пре­иму­ще­ства ско­ро­сти и ком­фор­та само­ле­тов ново­го типа. В резуль­та­те, все авиа­ком­па­нии мира напе­ре­гон­ки бро­си­лись обнов­лять свои уста­рев­шие авиа­пар­ки. Что, есте­ствен­но, поро­ди­ло гло­баль­ную кон­ку­рен­цию «за место под солн­цем».
Вос­поль­зо­вав­шись тем, что после серии ката­строф бри­тан­ский «выскоч­ка» Comet был снят с рей­сов для даль­ней­шей модер­ни­за­ции, лидер­ство в обла­сти реак­тив­ной пас­са­жир­ской авиа­ции захва­ти­ли Совет­ский Союз с хедлай­не­ром того вре­ме­ни Ту-104, и США с 4-мотор­ным тур­бо­ре­ак­тив­ным Боингом-707.

Желая одер­жать про­па­ган­дист­скую побе­ду в сорев­но­ва­нии с Запа­дом, госу­дар­ствен­ная авиа­ком­па­ния Аэро­фло­та устро­и­ла насто­я­щий реклам­ный аврал и пред­при­ни­ма­ла неве­ро­ят­ные на то вре­мя шаги в сто­ро­ну усо­вер­шен­ство­ва­ния сер­ви­са на бор­ту сво­их кораб­лей.
Когда в 1956 году пер­вый ТУ 104 при­зем­лил­ся в Лон­до­не, запад­ные экс­пер­ты были шоки­ро­ва­ны не толь­ко тем, что Совет­ский Союз мог постро­ить такой слож­ный само­лет, но и уров­нем его инте­рье­ра и сер­ви­са.
Салон Ту-104 был отде­лан изнут­ри так, что пер­вые запад­ные поль­зо­ва­те­ли назы­ва­ли их инте­рье­ры «вик­то­ри­ан­ски­ми». Там, где аме­ри­кан­ские дизай­не­ры исполь­зо­ва­ли для деко­ра алю­ми­ний, рус­ские исполь­зо­ва­ли доро­го­сто­я­щие мате­ри­а­лы: поли­ро­ван­ную лату­нь и крас­ное дере­во. Мас­сив­ные лам­пы в сти­ле «Тиф­фа­ни» были уста­нов­ле­ны за каж­дым сто­лом, раз­движ­ные ана­то­ми­че­ские кресла – все это выгля­де­ло так, буд­то рус­ские кон­струк­то­ры хва­ста­лись подъ­ем­ной силой сво­их дви­га­те­лей, вовсе не забо­тясь о весе.
При раз­да­че еды в пер­вом клас­се исполь­зо­вал­ся фар­фор с отдел­кой золо­том, пода­ва­лись раз­лич­ные бока­лы для вина и вод­ки, исполь­зо­вал­ся сер­вис а-ля карт. (Прав­да, блю­да гото­ви­лись из замо­ро­жен­ных про­дук­тов). Инту­ри­стов соблаз­ня­ли попу­ляр­ным в то вре­мя набо­ром: суве­нир­ные матреш­ки, икра, вод­ка…
Тща­тель­но ото­бран­ные стю­ар­дес­сы пред­ла­га­ли горя­чие и холод­ные блю­да, десер­ты, фрук­ты и армян­ский брен­ди. (Каче­ство пита­ния мало чем отли­ча­лось и в тури­сти­че­ском клас­се).
Но в след­ствии низ­кой эффек­тив­но­сти и высо­кой ава­рий­но­сти, пер­вый совет­ский ком­мер­че­ский реак­тив­ный авиа­лай­нер про­иг­рал кон­ку­рент­ную борь­бу тур­бо­вин­то­во­му Ил-18.

Запад­ные авиа­ли­нии тоже напе­ре­бой пред­ла­га­ли коро­лев­ский сер­вис в поле­те, что во мно­гом сов­па­да­ло с дей­стви­тель­но­стью. Ком­форт и пита­ние на бор­ту Боин­гов были “very good”.
Но оче­ред­ной сту­пе­нью раз­ви­тия граж­дан­ской авиа­ции ста­ли широ­ко­фю­зе­ляж­ные само­лё­ты-аэро­бу­сы. Аме­ри­кан­ский Boeing 747 стал пер­вым само­лё­том тако­го типа. Про­стор­ная двух­па­луб­ная кон­струк­ция «Джам­бо Дже­та», как часто назы­ва­ли 747-ой, поз­во­ли­ла раз­гу­лять­ся фан­та­зии дизай­не­ров. Пер­вый класс рас­по­ла­гал­ся на верх­ней палу­бе. Он впе­чат­лял про­сто­ром и убран­ством: ника­ких полок над голо­вой, сво­бод­ное рас­по­ло­же­ние кре­сел и т.п. Для ком­форт­но­го вре­мя­про­вож­де­ния пас­са­жи­ров орга­ни­зо­ва­ли все­воз­мож­ные раз­вле­ка­тель­ные ком­на­ты: кино­за­лы, гости­ные для чая и кофе, кури­тель­ные ком­на­ты и бары, где пас­са­жи­ры зна­ко­ми­лись, отды­ха­ли и весе­ло про­во­ди­ли вре­мя поле­та.

Имен­но в 70-тых годах путе­ше­ствие на само­ле­те ста­ло при­зна­ком ста­ту­са. Фото­гра­фии извест­ных селеб­ри­ти, поли­ти­ков и звезд-зна­ме­ни­то­стей у тра­па и в сало­не само­ле­та ста­но­ви­лись луч­шей рекла­мой авиа­по­ле­тов. Гол­ли­вуд тоже под­дер­жал мод­ную тен­ден­цию. Рос­кош­ное обслу­жи­ва­ние иде­аль­но подо­ш­ло для сцен в филь­ме об аген­те-сти­ля­ге Джейм­се Бонде.
В кон­ку­рент­ной борь­бе за пас­са­жи­ро­по­ток, авиа­ли­нии всех направ­ле­ний под­ня­ли план­ку сер­ви­са и каче­ства бор­то­во­го пита­ния на неимо­вер­ную высо­ту. Еда ока­за­лась важ­ным эле­мен­том рекла­мы новых стан­дар­тов ком­фор­та. К при­ме­ру, сло­ган рекла­мы аме­ри­кан­ской авиа­ком­па­нии Northwest Airlines зву­чал так: «Вы обе­да­е­те луч­ше все­го, когда лети­те на севе­ро-запад». Каж­до­му из ее пас­са­жи­ров пода­вал­ся запе­чен­ный ана­нас на вер­те­ле, с кре­вет­ка­ми, сыром, вет­чи­ной и фрук­та­ми, укра­шен­ным кукла­ми, зон­ти­ка­ми и лен­та­ми. В “Champagne авиа­ком­па­нии” к еде непре­мен­но пода­ва­лось шам­пан­ское, при высад­ке муж­чи­нам дари­ли сига­ры, а жен­щи­нам – духи. Рос­кош­ной избы­точ­но­стью в бор­то­вой еде щего­ля­ла ком­па­ния Pan Am, где для пас­са­жи­ров пер­во­го клас­са гото­ви­ли дели­ка­тес­ных ома­ров — тер­ми­дор

Но ассор­ти­мент бор­то­вой еды, кото­рую пода­ва­ли пол­ве­ка назад на рей­сах скан­ди­нав­ских авиа­ли­ни­ях, пре­вос­хо­дил все ожи­да­ния.
К сво­е­му 70-лет­не­му юби­лею авиа­ком­па­ния Scandinavian Airlines опуб­ли­ко­ва­ла архив­ные ретро-фото­гра­фии пери­о­да 1950–1980-х годов. Гля­дя на них, мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что пас­са­жи­ры их рей­сов в то вре­мя питались ничуть не хуже, чем в пре­стиж­ных ресто­ра­нах, отме­чен­ных звездами Миш­лен.
Еда для пас­са­жи­ров пер­во­го клас­са пода­ва­лась в фар­фо­ро­вой посу­де с сереб­ря­ны­ми при­бо­ра­ми, в меню вхо­ди­ли мор­ские и мяс­ные дели­ка­те­сы, в ассор­ти­мен­те пред­ла­га­лись вина (на неко­то­рых рей­сах даже при­сут­ство­вал соме­лье).
Хлеб к обе­ду был све­же­ис­пе­чен­ным, а пред­ла­га­е­мые про­дук­ты наре­за­лись стю­ар­да­ми и стю­ар­дес­са­ми по зака­зу, пря­мо на гла­зах пас­са­жи­ров. Из мяс­ных дели­ка­те­сов на выбор пред­ла­га­лись: хамон, говя­жья кол­ба­са, ове­чья кол­ба­са, вяле­ная кол­ба­са, кро­вя­ная кол­ба­са, сало с жаре­ны­ми кус­ка­ми беко­на с тимья­ном и ябло­ком, и про­чие мяс­ные дели­ка­те­сы. Мож­но было зака­зать мор­ские дели­ка­те­сы, в виде блюд из лосо­ся, кра­бов или лоб­сте­ров. По жела­нию — в соче­та­нии с икрой, шам­пан­ским или пивом раз­ных сор­тов. Как при­ня­то в доро­гих ресто­ра­нах, пова­ра неред­ко выхо­ди­ли, что­бы лич­но обслу­жи­вать пас­са­жи­ров.
Реаль­ные фото­гра­фии Скан­ди­нав­ских авиа­ли­ний напо­ми­на­ли стра­ни­цы реклам­ных бук­ле­тов.

Но вол­шеб­ство не могло про­дол­жать­ся бес­ко­неч­но.
В сере­ди­не 1970-х годов, авиа­ком­па­ния Laker Airways – Skytrain (“Воз­душ­ный поезд”) пред­ло­жи­ла сво­им пас­са­жи­рам новый сер­вис — деше­вые транс­ат­лан­ти­че­ские пере­ле­ты (пред­вест­ник совре­мен­ных «лоуко­ст» услуг). Рекла­ма ком­па­нии шла под лозун­гом «Конец гра­бе­жу на воз­душ­ных путях». Соглас­но задум­ке вла­дель­ца авиа­ком­па­нии Фред­ди Лей­ке­ра новая услу­га долж­на была урав­нять полет на само­ле­те с поезд­кой на поез­де. Преж­де все­го, речь шла о цене, более низ­кой, чем у дру­гих пере­воз­чи­ков. Уде­шев­ле­ние биле­та обес­пе­чи­ва­лось за счет сокра­ще­ния коли­че­ства услуг на бор­ту, и в первую оче­редь — исклю­че­ния еды и напит­ков из сто­и­мо­сти биле­та.
Это ста­ло нача­лом кон­ца пре­крас­ной эпо­хи изыс­кан­ной еды в воз­ду­хе. Осталь­ные авиа­ком­па­нии про­сто вынуж­де­ны были сле­дом за Skytrain деваль­ви­ро­вать каче­ство услуг и про­дук­тов пита­ния.
Авиа­ком­па­ния Лей­ке­ра обанк­ро­ти­лась в 1982 году, но преж­де раз­ру­ши­ла всю отрасль «высо­кой кух­ни» на авиа­ли­ни­ях.

Эко­но­мия на про­дук­тах порой дохо­ди­ла до неле­по­го ску­пер­дяй­ства. Например, Роберт Кран­далл — пре­зи­дент ком­па­нии American Airlines – полу­чил про­зви­ще «Мас­ли­на Кран­далл», в свя­зи с его реше­ни­ем умень­шить коли­че­ство оли­вок в сала­тах авиа­ком­па­нии, ради эко­но­мии 40 000 $ в год. Так же глу­по выгля­де­ло реше­ние ком­па­нии Delta — убрать клуб­ни­ку из сала­тов для пас­са­жи­ров пер­во­го клас­са (даже ради 200 тысяч допол­ни­тель­но­го дохо­да в год!). А вот Continental сэко­но­мил на соле­ных крен­дель­ках 2 миллио­на.
Все эти поту­ги «демо­кра­ти­за­ции цен» ста­ли объ­ек­том сати­ры и пред­ме­том для бес­чис­лен­ных едких шуток.
Вдо­ба­вок ко все­му, новый закон о дере­гу­ля­ции, при­ня­тый США в 1978 году, поз­во­лил вый­ти на рынок новым дис­конт­ным авиа­ком­па­ни­ям, где даже во вре­мя меж­ду­на­род­ных пере­ле­тов пас­са­жи­рам пред­ла­га­лись толь­ко напитки и паке­ти­ки с жаре­ным ара­хи­сом.

Так закон­чи­лась эпо­ха гур­ман­ства пас­са­жир­ских авиа­пе­ре­во­зок.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля