черт побери
чертовски развлекательный сайт

Биография краски для волос

 

Сколько лет женщины окрашивают волосы? Тысячи! Причем цель этого действа остается неизменной – скрыть седину и придать волосам красивый оттенок. А вот способы и средства окрашивания неоднократно менялись, так что в «истории красок» сегодня можно найти место всему – и научным курьезам, и гениальным открытиям.

Биография краски для волос

Древние секреты

Это сегодня в основе красителей для волос лежат химические формулы. А в древние времена женщинам приходилось использовать лишь те красящие вещества, которые можно было найти в природе. К счастью, их всегда хватало: ромашка, индигофера, сандаловое дерево, хна, ореховая скорлупа и т. д. В Древнем Египте и на Ближнем востоке женщины в основном красили волосы хной – красителем, который получают из сухих листьев и стеблей кустарника лавсонии. Смесь хны с горячей водой придает волосам разнообразные рыжие оттенки. А чтобы усилить эффект, в хну добавляли чай. Кроме того, для закрашивания седины египтяне использовали совсем уж «дикие» рецепты – например, смесь растительного масла с кровью черных кошек.

Зачастую древние модницы (и модники!) использовали такие рецепты для окрашивания волос, которые сегодня нам кажутся, по меньшей мере, странными. Так, древние кельты и галлы (1000-50 гг. до н. э.) обесцвечивали волосы с помощью известковой воды (разновидность щелочи). Волосы приобретали ослепительно-белый цвет. Вдобавок кельты красили лица синей краской для запугивания врагов на поле боя. Надо думать, что в сочетании с выбеленными известью волосами такой make-up производил надлежащий эффект. Вообще складывается впечатление, что «джентльмены предпочитали блондинок» уже в древние времена. Так, в Древней Греции царил настоящий культ светлых волос, ведь считалось, что богиня любви и красоты Афродита была золотоволосой. Один из существовавших в то время рецептов осветления волос предусматривал смешивание раствора углекислого калия (поташа) с желтыми цветами. В IV веке до н.э. гречанки красили волосы этим составом или посыпали их светлой пудрой. В Древнем Риме краски для волос тоже пользовались большой популярностью – историки обнаружили более 100 различных рецептов для обесцвечивания или окрашивания волос. Кстати, на заре истории римляне гордились своими темными волосами, а светлые волосы даже считались отличительным признаком проституток. Но времена менялись, и светлые волосы вошли в моду вместе с проникновением в Рим греческой культуры. Римские женщины наносили на волосы обесцвечивающие вещества, а затем подставляли головы солнцу – так можно было получить золотистый оттенок. Если волосы после такого воздействия выпадали, римлянки прибегали к помощи париков, сделанных из волос белокурых рабынь. Богатые люди могли позволить себе посыпать волосы порошком из настоящего золота, чтобы те казались светлее (кстати, так поступали еще древние финикийцы). Не хватает золота? Тогда в ход шла цветочная пыльца и измельченные лепестки желтых цветов. Но не блондом единым жил древний римлянин! Популярностью пользовались и темные красители для закрашивания седины. Они изготавливались из пепла, скорлупы грецкого ореха, лука-порея и… пиявок. Римляне использовали и совсем уж агрессивные способы окрашивания волос. Так, было замечено, что если смочить уксусом свинцовый гребень, он оставляет на волосах темные следы (соли свинца). А если использовать гребень повторно, волосы станут еще темнее.

Между прочим, в древности мужчины не считали зазорным красить волосы. По крайней мере, окрашивание бороды практиковалось во многих культурах. В Вавилоне и Абиссинии мужчины красили усы и бороды в черный цвет, а в Древней Персии использовали хну для придания им рыжего оттенка. Кельты и викинги отбеливали бороды и усы. Богатые ассирийцы не жалели золотого порошка для придания волосам и бороде золотистого оттенка. А кое-где окрашивание волос считалось обязательным элементом подготовки к торжеству, например к свадьбе. Так, тунисские невесты для окрашивания волос «под венец» готовили специальную краску «мардума» – они смешивали чернильные орешки (естественный источник танина), гвоздику и медный купорос.

Эпоха возрождения и средние века

В Средние века католическая церковь наложила запрет на окрашивание волос. Более того, священнослужители косо смотрели и на натуральных блондинок, подозревая, что распущенные светлые волосы могут ввести в соблазн даже самых стойких мужчин. Однако женщины продолжали красить волосы, используя для этих целей хну, цветы дрока, яйца, шафран и даже почки теленка.

По мере усиления монаршей власти в Европе моду на тот или иной цвет волос стал задавать королевский двор. Так, во времена правления Елизаветы I (1533-1603 гг.) в Англии самым популярным оттенком волос стал рыжий, ведь королева славилась своими огненными волосами. Чтобы воспроизвести этот цвет, англичанки смешивали шафран и порошок серы. И их не смущали даже побочные эффекты окрашивания, такие как тошнота, головная боль и носовое кровотечение!

Популяризации золотисто-рыжего цвета способствовал также итальянский художник Тициан (1477-1576 гг.), изображавший на своих полотнах рыжеволосых женщин. Итальянки, мечтавшие сделать свои волосы рыжими, наносили на них обесцвечивающие смеси, готовя их из квасцов, серы, соды и ревеня. Потом дамы располагались на солнцепеке и ждали, пока под действием солнца волосы не посветлеют.

В эпоху Возрождения лидером в деле разработки новых рецептов окрашивания стала Франция. Считается, что Маргарита Валуа (1553-1615 гг.), которую Дюма прославил своим романом «Королева Марго», ввела в употребление химический способ осветления волос, который был для того времени просто революционным. Однако большинство женщин продолжали использовать растительные вещества – они наносили на волосы порошок желтых цветов, а затем закрепляли его особым клейким составом.

В XVII веке люди окрашивали волосы в темный цвет с помощью свинцовых гребней, как это делали древние римляне. Для окрашивания в светлый цвет применяли лимонный сок и отвар ромашки. Кроме того, все большее распространение получает ароматизированная пудра белых и пастельных оттенков, которую наносят как на парики, так и непосредственно на волосы. Век XVIII и вовсе можно назвать «веком напудренных париков». В это время вместо пудры часто используется обычная пшеничная мука. По оценкам ученых, количества муки, которую для посыпки париков ежегодно изводили солдаты британской армии, хватило бы для того, чтобы испечь хлеб для пятидесяти тысяч человек!

Новое время в новом свете

Начало XIX века не способствовало экспериментам с цветом волос: консервативное общество не принимало ярких красок и осуждало использование косметики. Так, со времен первых колонистов и на протяжении всего XIX века в Соединенных Штатах обесцвеченные волосы ассоциировались с чрезмерным тщеславием или безнравственностью. Женщина по-прежнему воспринималась прежде всего как жена и мать, а не как объект восхищения. Красота была вторичной: считалось, что женщина сначала должна быть добродетельна, а уж потом – красива.

Конечно, это не значит, что красители были забыты окончательно. В 1839 году предприимчивый парфюмер Жюль Оэль (Jules Hauel) начал продавать в своем магазине в Филадельфии красители на растительной основе, а также мыло, духи и медвежий жир (тогдашний аналог кондиционера для волос). И бизнес процветал! Подобные товары можно было купить и у коммивояжеров. Кроме того, многие дамы продолжали готовить красители у себя на кухне. Домашние рецепты обычно предполагали использование различных трав, корней и листьев. Некоторые красители включали более необычные ингредиенты, в том числе ржавчину. Правда, строгая Викторианская эпоха сильно повлияла на моду: женщины использовали не слишком заметные красители для волос.

В XIX веке окрепли связи между Европой и Азией (как раз на это время приходится расцвет Британской империи с ее многочисленными колониями). Знакомство с восточной культурой привело к тому, что европейские женщины оценили красящие способности хны. Оперная дива того времени Аделина Патти еще больше подогревала популярность рыжих оттенков: женщины стремились быть похожими на нее, и хна шла нарасхват!

Кстати, в то время хной называли практически все красители для волос, даже если они изготавливались на основе других ингредиентов. Покупатели могли выбирать коробочки с ярлычками «черный», «красный», «блонд», «нейтральный» или «белый». В их составе, как правило, можно было найти хну, индиго или кассию наряду с другими ингредиентами. В XIX веке для осветления волос впервые в истории начали использовать перекись (хотя некоторые историки полагают, что люди, возможно, начали пользоваться перекисью столетиями раньше, еще в древние времена!). Но как бы там ни было, в 1867 году лондонский химик Э. X. Тиллей (Е. Н. Thiellay) и парижский парикмахер Леон Юго (Leon Hugot) продемонстрировали действие перекиси на волосы. Эта бесцветная жидкость разрушает натуральный меланин, содержащийся в стержне волоса, и пряди приобретают желтый или оранжевожелтый оттенок. Правда, за счет своего агрессивного воздействия перекись очень сушит волосы. Но, тем не менее, это был настоящий прорыв – и с этого времени можно вести отсчет истории современного окрашивания.

ХХ век – максимум цвета!

Конец XIX века был временем невероятного научного подъема. В числе прочих бурно развивавшихся наук была и химия. Еще в 1863 году химики синтезировали парафенилендиамин – химикат, который хорошо зарекомендовал себя в окрашивании текстиля. Дальнейшие исследования красителей на основе каменноугольной смолы и анилина привели к разработке современных формул для окрашивания волос. Правда, тут надо заметить, что в этих формулах присутствовала такая летучая составляющая, как… любовь. Кто знает, когда бы химики додумались до синтетической краски для волос, если бы не любовь Эжена Шуэллера к своей жене! Эжен Шуэллер, сын булочника, с детства обожал химию. Во время учебы в химическом институте он продемонстрировал такое рвение и способности, что его преподаватель профессор Виктор Огер предложил молодому специалисту – инженеру-химику – место помощника лаборанта в Сорбонне. Заработки там были небольшие, но деньги, чтобы содержать семью, у Эжена теперь появились. И он женился. В один из дней 1907 года мадам Шуэллер отправилась в парикмахерскую – и вернулась оттуда в слезах. Вместо белокурых локонов ее личико обрамляли пегие пряди, больше похожие на солому. Происшествие с женой задело чувствительные струны души молодого химика, и к тому же в нем проснулся настоящий азарт профессионала. Пора было браться за дело!

Однако оборудование университетской лаборатории, где работал Эжен, было древним, а набор химикатов – невозможно скудным, а потому сделать что-то стоящее в этих условиях было нереально. Тот же профессор Огер устроил Шуэллера старшим лаборантом в лабораторию Центральной аптеки Франции. Это было совсем другое дело, и с новыми возможностями у Эжена появился шанс. Вскоре в результате его химического творчества был получен новый синтетический краситель, который содержал соли меди, железа и сульфата натрия. Только это была совсем новая формула, где пропорции были тщательно просчитаны. И краска немедленно была представлена жене. «Посмотри какой цвет! А как блестят мои волосы! Ты просто чудо!» – счастливая женщина крутилась возле зеркала и не могла перестать восхищаться и своими волосами, и своим мужем. Эжен был горд. «Может, предложить новую краску парикмахерам?» – вернулась его мысль в практическое русло. И вскоре он продал одному из них пару флакончиков краски, которую назвал звучным, ничего не значащим словом L’Aureale, и не особенно удивился, когда тот заказал еще.

Эжен запатентовал свою краску и начал ее производство, которое разместилось прямо в двухкомнатной квартире на улице Альже. Столовая Шуэллеров превратилась в демонстрационный зал, а спальня – в лабораторию. Нанять кого-то Эжену было не по карману: начальный капитал компании «Безопасные краски для волос», основанной им в 1907 году, составлял смешные 800 франков. И Шуэллер работал сам: по ночам готовил свою продукцию, а утром сбывал ее парикмахерам. В 1909 году судьба свела молодого предпринимателя с бухгалтером Эпернэ, только что унаследовавшим 25 тысяч франков. Мадам Эпернэ и ее подруги говорили, что в восторге от краски L’Aureale. Да и парижские парикмахерские с нетерпением ждали очередных партий продукта. А сам Шуэллер так увлеченно рассказывал о новых разработках, что бухгалтер решил рискнуть и вложить свои средства в предприятие Шуэллера.

С такими деньгами уже можно было расширять производство. Первым делом Шуэллер переместил свою компанию в четырехкомнатную квартиру на улице Лувр. В новом имени L’Oreal, которое Шуэллер дал своей компании, удачно сочетались образы, связанные с французскими словами l’ог («золото») и aureole («ореол – блеск, сияние»), В качестве торгового агента он нанял бывшего парикмахера российского царского двора, а сам активно занялся рекламой. Спустя всего три года после создания марки продукция L’Oreal уже продавалась в Голландии, Италии, Австрии. Еще через несколько лет «безопасные краски» можно было купить даже в США, Бразилии и России. Так Эжен Шуэллер не только положил начало производству профессиональных красителей для волос, но и разрушил стереотип о том, что окрашивание волос – весьма рисковая процедура. А дальше события развивались по нарастающей!

20-е годы

Годы после Первой мировой войны (с которой Шуэллер вернулся живым и здоровым!) стали временем расцвета для компании L’Oreal. В моду вошли короткие стрижки, а поскольку отросшие корни на коротких волосах более заметны, спрос на краску для волос рос день ото дня. И Шуэллер открыл свой первый завод на улице Клавель. Там работало уже сто человек, трое их которых были химики. В тех же 20-х годах другая французская компания под названием Мury создала формулу, позволяющую красителю проникать в стержень волоса, а не только покрывать его снаружи. Так как новый краситель держался на волосах дольше и выглядел более естественно, он оказался более эффективным для закрашивания седины, а также для улучшения натурального цвета волос

Автор публикации

не в сети 38 минут

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18774Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях