Беседа с масоном

Интервью Романа Богословского с Евгением Щукиным, великим мастером масонов устава Мемфиса-Мицраима. Чего только не говорят и не пишут о масонах. И дабы прояснить хотя бы некоторые из вопросов, связанных с этим древним братством, мы и публикуем эту беседу.

Беседа с масоном

Декабристы, Андреас Брейвик, скандально известная итальянская ложа «P-2», Лео Таксиль и другие конспирологи — и много чего еще в моем интервью с Братом Евгением Щукиным, великим мастером масонов устава Мемфиса-Мицраима. — Давайте для начала проясним ситуацию. Масонство — очень неоднородно вопреки расхожим мнениям. Действуют множество уставов, подчас находящихся во взаимной философской конфронтации. Какие сегодня уставы «вольных каменщиков» действуют в России, в чем их особенности и отличия? — Устав — это совокупность ритуалов, облачений и философских наставлений. При образовании новой ложи она выбирает, по какому уставу будет работать. Территориально отдельные ложи объединяются в национальную юрисдикцию, великую ложу или великий восток. Внутри одной юрисдикции могут использоваться разные уставы, а в разных юрисдикциях — один и тот же устав. Поэтому взаимоотношения между масонскими организациями — это взаимоотношения между юрисдикциями, а не между уставами. Далее я подробнее остановлюсь на том, что мировоззренческих различий между масонами нет, но есть организационные споры. В современной России существуют восемь масонских юрисдикций, которые иногда дружат между собой, иногда враждуют или стараются друг друга не замечать. По порядку возникновения — это две ложи Великого востока Франции, одна ложа Великой Ложи Франции, Великая ложа России, Объединенная великая ложа России, Великий восток народов России, Великая символическая ложа России Устава Мемфиса-Мицраима, одна ложа Международного масонского смешанного ордена «Право человека» и группа посвященных Великой женской ложи Франции. Они работают по Древнему и принятому Шотландскому уставу, Французскому уставу в нескольких вариантах, английской системе Эмулейшен, Уставу Мемфиса-Мицраима, Исправленному Шотландскому уставу, Французскому философскому уставу. Все юрисдикции (их также называют послушаниями), кроме Великой ложи России, в общем дружат между собой и посещают собрания друг друга. — Лет 20 назад в российском масонстве произошел раскол. Великая ложа России распалась на, собственно, великую ложу России и объединенную великую ложу России. В чем был корень конфликта, есть ли тенденции к воссоединению и какая из российских лож имеет международное признание? Отдельная тема — так называемое «либеральное» масонство. В чем его отличия от традиционного? Представлено ли оно в России в настоящее время? — В действительности история современного российского масонства несколько более бурная. В 1991—1995 годах в стране образовались три организации иностранного подчинения: ложи Великого востока Франции, Великой ложи Франции и Великой национальной ложи Франции. На основе последних в 1995 году была создана Великая ложа России. В 2001 году от нее откололась половина, ставшая Русской великой регулярной ложей. В 2007 году от ВЛР снова откололась половина, которая объединилась с РВРЛ и стала поэтому Объединенной великой ложей&nbs
p;России. Те, кто не захотел объединяться, сформировали первую в России смешанную ложу Великой символической ложи Франции Устава Мемфиса-Мицраима. В 2011 году заявил о себе Великий восток народов России. В 2012 году открыл свою ложу в Москве Международный масонский смешанный орден «Право человека». Все они имеют международное признание в рамках своих союзов и договоры о дружбе между собой. Масонство устроено сложно: в мире есть несколько союзов, которые не всегда признают друг друга. В России представлены все три: так называемый регулярный союз (в России это ВЛР), традиционный союз (ВЛФ, ОВЛР) и либеральные организации (Устав Мемфиса-Мицраима, ВВНР, Право человека, ВВФ, Камея). Никакой разницы нет между масонскими организациями в том, что касается ритуалов, наставлений, символов или облачений. Все они совершенно одинаковы по своей идеологии и философии, а также, в основном, по контингенту, состоящему в ложах. Разделение масонства на разные союзы — продукт, в основном, личных амбиций разных исторических личностей, основателей масонских организаций в прошлые века. Хотя есть и ключевые вопросы понимания сущности масонского братства, по которым принципиально невозможно единение: в одни ложи принимают женщин, в другие не принимают, в одни ложи открыт вход исповедующим любую веру, включая агностицизм и атеизм, в других ложах им вход запрещен, в одних ложах считают нормальным участие масонов в политике или обсуждение преимуществ той или иной религии, в других это строго запрещено. Нет таких масонских законов, которые принимались бы всеми масонами без исключения, отсюда и разногласия. — О женском масонстве. Оно имеет международное признание или действует самостоятельно? — Женская группа работает в стране с 2007 г., развивается, численно растет, и вскоре, вероятно, официально станет российской ложей Великой женской ложи Франции, но пока они проводят свои собрания в Москве и Петербурге под руководством приезжающих раз в несколько месяцев французских сестер. ВЖЛФ состоит в отношениях дружбы с рядом либеральных европейских масонских организаций, а российские сестры, кроме своих собраний, посещают на равных также собрания российских смешанных лож других послушаний. В смешанных ложах мужчины и женщины состоят вместе и наравне. — Масонство и политика. В «Конституциях Андерсена», а именно они являются кодексом и сводом правил для масонов, четко сказано, что вольный каменщик не должен вмешиваться в политику. И, если можно, проясните возможное участие Владимира Ленина в работах Великого Востока Народов России, расскажите, где состояли декабристы, опять же — итальянская ложа «Propaganda-2»… — С моей точки зрения, и точки зрения моего послушания — да, это прямое нарушение запрета. Мы сторонимся любого вовлечения в политику, хотя и предъявляем к кандидатам на вступление к нам требование не принимать участия в каких-либо экстремистских, террористических, нацистских и любых других политических организациях с целями, противоположными целям масонства. Во всем прочем личные политические воззрения кандидатов никак не обсуждаются и не регламентируются. А вот американские масоны, например, считают хорошей рекламой братству участие масонов в политике своей страны. Во многих ложах мира во время застолья после соб
рания первый тост пьют за свою страну и ее верховную светскую власть. Я же говорю, все очень по-разному в разных послушаниях. Но Ленин не состоял не только в Великом востоке народов России (это я вообще слышу впервые: всё время его существования Ленин прожил в Швейцарии), но и в Великом востоке Франции, о чем пишут несколько непрофессиональных авторов. Как и Троцкий, Ленин выступал приглашенным лектором в разных странах на публичных мероприятиях, организуемых Великим востоком Франции. Но это не делает ни Троцкого, ни Ленина масонами. Декабристы не были масонами: наоборот, все они покинули свои ложи к 1820 году именно потому, что там у них не было возможности заниматься заговорщической деятельностью, и создали свои собственные политические тайные общества по образцу масонских лож. В связях итальянских масонов с мафией я не вижу политики, но согласен, что хотя бы знаменитая история ложи «П-2» показывает, что клановые сети в Италии очень тесно переплетаются между собой — и масонские, и мафиозные, и политические, и военные, и религиозные. — Для того, чтобы посвятиться в масоны, необходимо пройти длительное и глубокое собеседование, да еще иметь рекомендации от трех членов ложи. Печально известный убийца Андреас Брейвик был членом норвежской ложи «Святой Олаф». Просмотрели? — Точнее, «Святой Олаф к трем колоннам», это важная часть названия. Современный человек учится проходить собеседования с детства. Так у советских школьников лет с семи от зубов отлетали правильные слова о строительстве коммунизма. А любого современного молодого человека ночью разбуди и спроси, почему именно его нужно принять на работу, — и он оттараторит 20-минутную самопрезентацию со слайдами. Человеческий фактор никто не отменял. Масоны — не боги, а люди, и они тоже могут проморгать явного психопата и не потрудиться проверить его биографию окольными путями. Тем более, судя по выступлениям Брейвика в суде, его действительно легко спутать с просто замкнутым стеснительным клерком. Не будешь же специально принимать в свою ложу психиатра или клинического психолога, чтобы он проводил отдельные собеседования с кандидатами. Хотя, бывало, применялось и это. — Масонский бог — Великий Архитектор Вселенной. Но когда кандидат проходит «опрос под повязкой», он обязан декларировать веру в Единого Бога. Это одно и то же? Или все же наличествует некая подмена живого Бога странным Великим Архитектором Вселенной? — Великий Архитектор Вселенной — это не отдельный «масонский бог», а конвенциональный термин, позволяющий братьям всех религиозных конфессий молиться вместе, без споров, как именно называть единого Бога своей религии. Масонство основано на строительной символике, поэтому Бог в нем и именуется Великим Архитектором. Для христианина Великий Архитектор — это триединый Бог, для мусульманина — Аллах, для родновера — Род и так далее. — Православная церковь (и особенно околоцерковные миряне, начитавшиеся конспирологичской литературы) имеет ярко выраженное негативное отношение к масонам. В чем корень проблемы? По каким границам проходит недопонимание? — Я бы не стал обобщать. Вообще, только папский престол высказывался против масонства от имени всей своей конфессии, ну и еще несколько протестантски
х деноминаций в разное время. Но у последних не бывает централизованной власти, и это были мнения отдельных общин. В Англии регулярно возникают трения между церковным руководством и масонами, но они всегда решаются путем разговоров, переговоров… В православных же странах действительно часто высказываются против масонства отдельные священники и активные миряне, но это лишь их частное мнение. Я полагаю, что церкви действительно теоретически могут иметь претензии к масонству, потому что они просто онтологически так устроены, и если он идет обсуждать вопросы духовного самосовершенствования в другое место, — это повод для ревности любого церковника. Но при этом священников разных конфессий в масонстве много: и в мире, и пропорционально — в России. — Известный мистификатор и «разоблачитель» Лео Таксиль, по сути, является отцом-основателем конспирологии. На заседании Парижского географического общества в 1897 году (статья, вышедшая по итогам заседания, называлась «Разоблачение Палладизма. Миссис Диана Воган и дьявол среди франкмасонов») он фактически признался, что все, что он говорил и писал о масонстве, есть клевета и выдумка. Скажите, именно Таксилю мы обязаны тем, что масонов и сейчас считают сатанистами? Или все же есть нечто, в чем масоны сами себя скомпрометировали? — Нет, дело не в Таксиле. Антимасонские выступления четко различаются до Французской революции и после. До нее тоже находились противники масонства, публиковавшие разоблачительные памфлеты, но там масоны представали лишь надутыми самозванцами, пьяницами и тщеславными пустобрехами. А коварными тайными правителями мира и устроителями революций их сделали эмигранты-роялисты, бежавшие из Франции в 1789—1792 гг., в частности, аббат Баррюэль и доктор Робисон, авторы первых по-настоящему конспирологических сочинений про всемирный заговор. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Масоны были и остаются виноваты в глазах конспирологов одним лишь тем, что собираются за закрытыми дверями и не пускают в свои ложи каждого встречного. Поэтому их всегда будут подозревать в таинственном злом умысле. Как и банкиров, религиозных евреев, цыган, политиков, спецслужбистов, гомосексуалистов, любые национальные диаспоры и другие обособленные социальные группы. До самого последнего времени еще было очень важно обвинение, что они пускают к себе представителей всех религиозных вер, это было во многих странах преступлением. Остальное — преимущественно фантазия самих авторов антимасонских сочинений, их изощренные социальные страхи, вытесненные в образ зловещего масона. По моим личным убеждениям, точно так же религиозные люди придумали себе образ дьявола. Конечно, Таксиль как человек с бездонной фантазией и отличным литературным даром, внес огромный вклад в антимасонскую конспирологию. Но это направление литературы оказалось тупиковым: до сего дня конспирологи не смогли придумать почти ничего нового и сейчас тоже бесконечно цитируют, и пересказывают Баррюэля, Робисона и Таксиля. — Вопрос о 33-х степенях посвящения. Среди не масонов распространено убеждение, что все 33 градуса посвящения представляют собой пирамиду. Но это ведь не так? 1, 2, 3 градусы, можно сказать, идут «вверх». А все остальные — это лишь надстройка над базисом. И находятся они на&nb
sp;одном уровне — по горизонтали, а не по вертикали, насколько мне известно. Поясните? — Здесь вы совершенно правы. Действительно, масонство состоит из трех степеней — Ученик, Подмастерье, Мастер, и на этом его посвятительный цикл заканчивается, каждую из степеней можно изучать бесконечно, они наполнены символами и идеями, которых хватит на целую жизнь. И около трети масонов действительно считают, что им этого вполне достаточно. В конце концов, великим мастером послушания целой страны может стать любой носитель степени Мастера, без дополнительных степеней. Все дополнительные степени (иногда их называют «высшими», но в основном, так делают не масоны) были созданы позднее первых трех, и причин этому было несколько. Ложи в старину были очень большими, и люди перегруппировывались внутри них в более мелкие группы по узким интересам для отдельных собраний в другие дни, потому что только так можно подробно обсудить все интересующие темы. Кого-то интересовала алхимия — и из его сторонников со временем образовывалась новая алхимическая степень. Кто-то больше тяготел к новозаветной морали и собирал в свой внутримасонский орден тех, кто хотел углубиться в эту тему. И, в конце концов, к середине XVIII века таких отдельных степеней образовалось несколько тысяч, и отдельные люди стали собирать из них последовательности — уставы. До наших дней дожили далеко не все старинные уставы, но их много и в наши дни. В Древнем и принятом Шотландском уставе действительно 33 степени, во Французском новом и Французском восстановленном — 7, а Исправленном Шотландском — 8, в Шведском — 11, в Йоркском — 14, в разных уставах Египетского масонства — 70, 90, 95, 97 или 99 степеней и т. д. Любой Мастер (3 степень) может подать прошение в любой устав и получить посвящение в его степени, если захочет этого, и в столько уставов, в сколько захочет. Главное, чтобы это не превращалось в погоню за красивыми званиями или «инициатическую наркоманию», когда человек снова и снова испытывает потребность в прохождении посвятительного ритуала. А в общем, каждая степень каждого устава — это все равно что новая прочитанная книга, все на разные темы, но вместе формируют мировоззрение и личность человека. Но чтобы прочесть эти книги, он должен учиться, а этим занимаются в первых трех степенях. — Чем конкретно занимаются масоны в России сегодня? Какую пользу они приносят стране и обществу? — Здесь вопрос тоже должен ставиться немного иначе. Любое общество создается своими членами для своих членов, чтобы им было лучше жить, чем без этого общества. И если оно выполняет эту функцию, больше ничего и не нужно, в принципе. Кому какое дело за пределами этого общества, чем оно занимается? Масонство существует для масонов и совершенно не обязано чем-то быть «полезным» окружающему миру. По своей идеологии, по своей доброй воле, оно активно занимается благотворительностью и просвещением, масоны немало вкладывают денег и труда в общественные благотворительные программы, в здравоохранение, образование, социальную защиту, устраивают выставки, издают книги и журналы, финансируют и сами ведут лекции и семинары, научные конференции. Но это именно их добрая воля, потому что главная их работа предназначена для внутреннего круга братьев и сестер.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля