Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Кто же в детстве не любил залезать на самолёты-памятники (если только, конечно, они не располагались на слишком высоких постаментах)? А часто ли вам приходилось задумываться о том, что происходило с самолётом или вертолётом до того, как его водрузили на постамент?

В данной подборке — истории двенадцати авиапамятников — 11 самолётов и одного вертолёта — с самых разных концов бывшего СССР.

1.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Бомбардировщик Ту–16, один из памятников-самолётов в Смоленске, расположен на развилке улицы Багратиона и 1-го Краснофлотского переулка. Памятник установлен в мае 1985 года, это событие было приурочено к присвоению Смоленску звания города-героя. Причину установки именно самолёта объясняет надпись на одной из мемориальных досок: «В 1940 г. в г. Смоленске был сформирован 212-й отдельный дальний бомбардировочный авиационный полк — ядро будущей авиации дальнего действия. Его первым командиром был назначен Голованов Александр Евгеньевич, впоследствии ставший Главным маршалом авиации».

История установки этого Ту–16 небезынтересна. Осенью 1984 года бомбардировщик был перегнан в Оршу из Тарту, где на тот момент дислоцировался полк авиации дальнего действия ВВС СССР. Приземляться в Смоленске сразу не решились, так как длина посадочной полосы на военном аэродроме тогда была почти вдвое меньше, чем необходимо для посадки Ту–16. Чтобы сократить численность возможных человеческих жертв, экипаж самолета был уменьшен до трех человек. Один из членов той команды вспоминает, что самолёт прибыл в Оршу в очень плохом техническом состоянии и что перелёт и посадка на аэродроме в Смоленске была крайне сложной — пришлось даже открыть бомболюки, чтобы остановиться на полосе. Это был последний полет бомбардировщика Ту–16 с бортовым номером 37, вскоре его полностью демонтировали: сняли двигатели и плоскости. На место «вечной стоянки» самолет доставили ночью. Крылья транспортировали отдельно от фюзеляжа, и сборку осуществляли прямо на месте. Жителей Смоленска о подарке авиаторов никто не предупредил. Секретность операции по установке монумента породила среди жителей города слух о том, будто бы ночью в центре города вынужденную посадку совершил военный самолет.

2.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Ту-144 в Головном отраслевом музее гражданской авиации в Ульяновске. Установлен в основной экспозиции летом 1990 года.

Всего было выпущено 16 экземпляров сверхзвуковых лайнеров Ту–144, из них только два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах (Москва — Алма-Ата) — это борты под №№ 77109 и 77110, причём сохранился только один из них, последний — он и выставлен в экспозиции музея. Также этот борт летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту–144. За свою карьеру самолёт совершил 140 полётов общей длительностью 247 часов 1 минуту, из них на сверхзвуке 116 часов 27 минут. Последний его полёт по маршруту «Домодедово» — аэропорт Ульяновска состоялся 1 июня 1984 года.

3.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

МиГ-17 на въезде в посёлок Торбеево, Республика Мордовия.

Монумент воздвигнут в честь легендарного подвига уроженца п. Торбеево Героя Советского Союза лётчика-истребителя Михаила Петровича Девятаева , который совершил побег из немецкого концлагеря Пенемюнде (там же, где одноимённый полигон) на угнанном немецком бомбардировщике Heinkel He–111 вместе с группой 9 советских военнопленных.

4.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Памятник-самолёт МиГ–19 в парке Авиаторов в Санкт-Петербурге. В годы Великой Отечественной войны на территории современного парка Авиаторов располагался военный Корпусной аэродром. После войны он уже не использовался, и в 1966 году здесь был заложен парк. В 1968 в центре парка открыт памятник-самолет МиГ–19, в честь погибших летчиков. Авторы проекта: архитекторы С. А. Ушаков, А. С. Червякова, инженер А. И. Рыбин.

Согласно некоторым данным, самолёт, установленный в парке, является единственным в России экземпляром МиГ-29 ранних серий в открытом доступе. Несмотря на потрёпанное состояние, монумент даёт хорошую информацию об геометрических отличиях первых самолётов этой модели от последующих модификаций.

фото: Настя Тишина

5.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Ту–104А на Скомороховой горе в Рыбинске, ул. Мотостроителей. Памятник установлен на крыше ДЮСШ, сейчас там размещается секция бокса.

Данный Ту-104А был выпущен в 1960 году, за свою карьеру сменил несколько мест дислокации, а в 1983 году, после того, как был списан, установлен в Рыбинске в дань уважения рыбинским моторостроителям ( в городе находится предприятие НПО «Сатурн», ранее известный как Рыбинский моторостроительный завод, выпускавший и выпускающий авиадвигатели). Последний перёлет лайнер совершил по маршруту Самара — аэропорт Туношна в Ярославле, в Рыбинск же был доставлен на барже.

В 2016 году памятник был отреставрирован.

фото: Nikita Gorev

6.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

L-401UVP «Turbolet» (Л-410УВП), бортовой номер СССР-67067, на закрытой со всех сторон территории двора Омского авиационного колледжа им. Жуковского. Ранее самолёт эксплуатировался на линиях малой авиации в Омской области. УВП в названии модели расшифровывается как «укороченные взлёт и посадка», такие самолёты могли использовать взлётно-посадочную полосу с минимальной длиной всего 450 м.

L410 производился чехословацкой компанией «Лет», всего с 1969 до 1990-х в Чехословакии было построено 1104 Л-410, из которых 862 было поставлено в СССР. Планировалось, что они полностью заменят на перевозках местных воздушных линиях устаревшие Ан-2, по сравнению с которыми у «Турболетов» было много преимуществ: два двигателя, более совершенное навигационное оборудование, более комфортный пассажирский салон, скромные требования к взлётно-посадочной полосе — достаточно было нормальной грунтовой полосы.

фото: Георгий Рязанов

7.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Ан-2П в аэропорту посёлка Батагай, Верхоянский улус, Якутия. Установлен в конце 90-х.

11 февраля 1982 г. в аэропорту Батагай с самолётом случился инцидент: при подготовке к выполнению рейса авиатехник в процессе прогрева двигателя допустил ошибку, в результате которой самолёт тронулся с места и столкнулся со стоящим в противоположной стоянке самолетом Л-410М.

В результате удара Ан–2 почти не пострадал, (в отличие от Л–410М), и некоторое время после этого случая ещё совершал полёты.

8.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Момент столкновения Ан—2 и Л–410М в аэропорту Батагая

9.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Ми-8Т, бортовой номер RA 22295. В 2005 году был установлен в качестве памятника около здания гостиницы рядом с аэропортом Хатанга — одного из крупнейших аэропортов Арктики. Вертолёты в тех краях, как известно, — незаменимый вид транспорта.

10.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

чуть ближе

11.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Микоян-Гуревич МиГ-19П (ПГ/ПТ/СМ-6/7) — единственный самолёт, который остался на ныне заброшенном военном аэродроме в Лодейном Поле (Ленинградская область)

фото: Игорь Двуреков, 2014

12.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Истребитель МиГ-17 на въезде в Брянск со стороны Смоленска. Памятник установлен в день 30-летия победы в Великой Отчественной войне в память об асах 3-й Гвардейской истребительной авиационной (Брянской) дивизии и 313-ой ближнебомбардировочной авиационной дивизии и о летчиках 32-го, 64-го, 65-го Гвардейских авиаполков.

фото: Сергей Новиков

13.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Ту-134А-3 — памятник труженикам гражданской авиации Республики Молдова, установлен около терминала аэропорта в Кишинёве в сентябре 2005 года. Самолёт начал свою карьеру в 1976 году, в 1997 году был повреждён во время посадки в аэропорту г. Кишинёв, однако был восстановлен и совершал полёты вплоть до августа 2005 года.

14.

Авиапамятники: истории, которые рассказали нам самолёты на постаментах (14 фото)

Ил-2 — «летающий танк» — самый массовый боевой самолёт в истории. Ил-2 начали производить в Воронеже в феврале 1941 года, а после эвакуации завода их производство продолжилось в Куйбышеве и Москве — всего до 1945 года их было выпущено более 36 тысяч.

Ил-2 напротив проходной авиазавода в Воронеже, установлен 9 мая 1979 года в честь трудового подвига воронежских авиастроителей во времена Великой Отечественной войны». Этот самолет был поднят со дна озера в Белгородской области и восстановлен энтузиастами.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля