черт побери
чертовски развлекательный сайт

6 фактов о космодроме Байконур

 

2 июня 1955 года проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР. Этот день считается днем рождения космодрома Байконур.

6 фактов о космодроме Байконур

1. Обманка для шпионов

Строительство космодрома осуществлялось в условиях строжайшей секретности. Что было сделать не столь уж и сложно, поскольку шпионских спутников, сканирующих поверхность Земного шара с высокой разрешающей способностью тогда, естественно, не существовало. А американские самолеты-разведчики вдали от границ СССР были малоэффективны, поскольку им было непросто преодолевать советские кордоны ПВО.

Для того, чтобы максимально запутать охотников за советскими ракетными секретами, в КГБ были разработаны две схемы сокрытия места размещения космодрома. Во-первых, космодром, строительство которого разворачивалось в казахской степи, первоначально получил название «Тайга».

Во-вторых, космодром был запланирован поблизости от поселка Тюратам, расположенного в Кзыл-Ординской области Казахстана. Но для того, чтобы «спутать карты», рядом с горняцким поселком Байконур, расположенном в Карагандинской области, был возведен ложный «космодром». Как это было во время войны, когда для отвлечения бомбардировочной авиации противника строили ложные аэродромы с фанерными муляжами самолетов.

После полета Гагарина НИИП-5 было присвоено его сегодняшнее имя. В связи с чем на карте Казахстана появился второй Байконур.

2. Стройбат работал на космических скоростях

Всеми работами по возведению как стартовых площадок с инженерной инфраструктурой, так и поселка для проживания специалистов занимались военные строители. Возглавлял подразделение генерал-майор инженерных войск Г. М.Шубников.

Строительство космодрома в полной мере можно квалифицировать кратко — трудовой подвиг. Первые отряды, прибывшие в голую степь в феврале 1955 года, жили в палатках. Весной, когда земля оттаяла, на берегу Сырдарьи вырыли землянки.

Летом было заложено первое деревянное капитальное здание. Однако строителям на него рассчитывать не приходилось — приемлемые бытовые условия предназначались лишь для специалистов, обеспечивавших запуски ракет. Собственно, и спецы до 1956 года жили ненамного лучше — в железнодорожных вагонах.

За два года был проделан громадный объем работы. Была построена первая пусковая площадка, обеспечивавшая старты баллистической ракеты Р-7. А впоследствии с нее ушли в космос первые искусственные спутники Земли и пилотируемые корабли «Восток». Вырос и комплекс зданий, на первых порах барачного типа. К весне 1957 года на полигоне находились уже 527 инженеров, достигла 3600 человек.

3. По нисходящей траектории

В 60-е годы, когда советская космическая программа стремительно развивалась, удерживая американцев на «втором почетном месте», начали строиться новые пусковые площадки. И для отработки военно-ракетных программ, и для запуска новых космических кораблей типа «Союз» и межпланетных станций. К концу десятилетия количество пусковых комплексов выросло до 11. Затем начался спад в развитии, который в конечном итоге привел к стагнации, а затем и к деградации космической отрасли.

В 70-е годы были введены в строй 3 новых площадки. В 80-е — 3, в 90-е — 2, в нулевые — 0. Более того, пошел процесс сворачивания стартовых комплексов — 7 из них закрыто, а один разрушен в 1990 году при взрыве ракеты «Зенит». При этом на 4 площадках активность не наблюдается с нулевых годов.

И все же космодром продолжает работать, обеспечивая потребность в запусках. Работает довольно напряженно, обеспечивая 75% всех российских запусков. Остальное приходится на космодром Плесецк. По-прежнему работает его сложнейшая инфраструктура с многочисленными монтажными, испытательными, заправочными, телеметрическими и прочими комплексами.

4. Финансы поют романсы

В 2009 году произошло печальное для Байконура событие: с космодрома ушли военные, и он стал полностью принадлежать Роскосмосу. Это повлияло на жизнь Байконура куда сильней, чем объявление Казахстана независимым государством. Потому что вместе с военными ушла и изрядная доля денег.

Правда, немалые деньги космодром получает за пуски ракет со спутниками, а также пилотируемых кораблей «Союз», доставляющих космонавтов на МКС. Ежегодно с Байконура производится два десятка таких запусков. Но это в два раза меньше, чем было в лучшие годы, когда ракеты взлетали чуть ли ни еженедельно. Следует учитывать, что количество коммерческих пусков может еще сократиться, поскольку последние аварии с ракетами «Протон» сильно подрывают авторитет Роскосмоса как надежного партнера.

Так что важнейшая статья финансирования — это государственные отчисления (примерно 4 млрд. рублей, что составляет 4% от бюджета Роскосмоса). Значительная часть этих денег Казахстану выплачивается за аренду космодрома, как его инженерных сооружений, так и города, в котором проживает обслуживающий персонал.

Договор на аренду должен закончиться в 2050 году.

5. На чужбине

Юридический переход Байконура Казахстану создает определенные проблемы. И политические, и финансовые, и организационные. Так, например, в Казахстане возникло мощное движение, переросшее из экологического в политическое, которое выступает против запусков непредсказуемых ракет, под завязку наполненных ядовитым гептилом. И движению «Антигептил» зачастую удается блокировать старты ракет. Непредсказуемые «Протоны» подливают масло в огонь.

Существенно снизилась квалификация обслуживающего пуски персонала. Если изначально это были «вышколенные» российские военные специалисты, то после исхода их в Россию подбирать кадры становится все сложнее. Вместо них в городе селятся местные жители, образование которых далеко от совершенства.

К счастью, этническая проблема в городе не стоит, никаких существенных межнациональных трений не наблюдается. Но Байконур островком России назвать уже невозможно. 75% жителей 72-тысячного города составляют граждане Казахстана. И задолго до 2050 года он станет полностью казахским.

Роскосмос, занимаясь более дипломатией, нежели реальными действиями, ублажает арендодателей приглашением принять участие в различных совместных проектах. Однако эти проекты, как и многое в российской космической программе, лопаются, подобно мыльным пузырям. В частности, совместный проект по использованию ракеты «Ангара» был закрыт в связи с прекращением разработки ракеты.

6. На чем сердце успокоится

Но главная проблема космодрома заключается в том, что он стремительно морально устаревает. Чтобы к середине века он не превратился в музей советской космонавтики под открытым небом, его необходимо экстренно модернизировать. Деньги на это выделяются, и немалые — 3 млрд. рублей. Однако реально начата лишь реконструкция аэропорта (что к работе космодрома относится очень опосредованно), да построена одна заправочная станция. Деньги в России не всегда перечисляются, скажем так, для их целевого использования.

При этом стратегия Роскосмоса в этом деле довольно не прозрачна. И поверить заверениям его руководства о том, что в 30-е — 40-е годы с Байконура будут стартовать мощные ракеты с межпланетными станциями, и он расцветет, весьма непросто. Потому что Байконур в Москве, судя по всему, приговорили.

Все надежды на «светлое будущее» Роскосмос сейчас связывает со строящимся в Амурской области космодром «Восточный», который должен быть открыт уже в конце этого десятилетия. В связи с чем 90% запусков, начиная с 2030 года, будет перенесено на космодромы «Восточный» и «Плесецк».

Понимают это и в Казахстане. Астана сравнительно недавно проводила переговоры с Европейским космическим агентством о совместном использовании Байконура. Однако сейчас, в связи с объединением Беларуси, Казахстана и России в ЕАЭС, политическая ситуация несколько изменилась. И вопрос о будущем космодрома остается открытым.

Автор публикации

не в сети 18 часов

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18692Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях