500 лет гарантии: как реставрируют уникальные часы

Флорентийская часовая марка Officine Panerai восстановила «Часы Паоло Уччелло» — один из символов этого города.

Есть и другие случаи, когда современные часовые бренды взяли на себя труд по восстановлению хитроумных исторических механизмов.

Часы Паоло Уччелло, Флоренция


Монументальные часы расположены на фасаде главного собора Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре. Их в 1443 году создал местный мастер Анжело де Никколо. Но при этом их часто называют «Часами Паоло Уччелло» по имени итальянского живописца раннего Ренессанса. Художник расписал огромный циферблат (диаметром почти семь метров) в том же 1443 году и получил за работу 40 лир.

24 часовых деления на циферблате обозначены римскими цифрами, расположенными против часовой стрелки. В этом неестественном направлении и движется единственная стрелка, которая отсчитывает время от заката до заката. Последний час суток под номером XXIIII соответствует времени, когда солнце садится за горизонт. Поэтому часы приходится постоянно подстраивать, чтобы соединенные с ними колокола звонили каждый день именно в момент заката, независимо от времени года.

 

 

Это так называемое Hora Italica (итальянское времяисчисление, больше известное как «юлианское время»), которое применяли в Италии вплоть до эпохи Наполеона. Время заката в XV столетии было важным моментом жизненного уклада: крестьянам, работавшим в поле, нужно было успеть вернуться в город до закрытия ворот.

Реставрацию часов взяла на себя компания Opera di Santa Maria del Fiore, которая занимается техническим обслуживанием собора, а руководили работами профессора Андреа Пальмиери и Уго Панкани. Каждую деталь механизма разобрали и почистили, а собранные вновь часы отрегулировали в соответствии с Hora Italica. Часы будут заводить и синхронизировать с моментом заката, как это делали 700 лет назад.

Флорентийский часовой дом Officine Panerai взялся за реставрацию этих часов не случайно. В двух шагах от пьяцца Дуомо находится исторический бутик часовой марки, открытый в 1860 году.

 

Башенные часы на площади Сан-Марко, Венеция


Уже более 500 лет эти астрономические часы встречают каждого, кто приходит или приплывает на венецианскую площадь Сан-Марко. Первый часовой механизм на Torre dell’Orologo установили в 1499 году – его спроектировал инженер Джанкарло Раньери. Он придумал сложные многоярусные часы с двумя циферблатами (один сморит на Сан-Марко, другой – на торговую улицу Мерчерия), фазами Луны, крылатым львом на фоне звездного неба, статуей Богородицы с младенцем. Рядом с Богородицей в двух окнах переключаются римские цифры часов и арабские цифры минут, а дважды в год появляются фигуры волхвов, магов и ангела с трубой.

Главный циферблат тоже представляет собой многоуровневую конструкцию. На внешнем мраморном кольце выгравированы римские цифры от 1 до 24. На следующем кольце изображены золотые знаки Зодиака. В центре лазоревого эмалевого циферблата с золотыми звездами располагается Земля и вращающаяся Луна, которая убывает или нарастает.

Два гигантских мавра отбивают время на крыше. Они символизируют ход времени: одна фигура изображает пожилого человека, а другая — молодого. Старший ударяет по колоколу за две минуты до наступления следующего часа, младший — спустя две минуты после.
Первоначально статуи высотой 15 метров символизировали пастухов. «Маврами» их прозвали позже, из-за темного налета на бронзе.

 

 

 

 

 

Часы с двумя органами из экспозиции Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург


Напольные часы с музыкальным механизмом были изготовлены в Англии в конце XVIII столетия. Внешне они напоминают бюро из красного дерева с латунным декором. В верхней части расположен циферблат с часовой и минутной стрелками, а также стрелкой даты – вся календарная информация (дата, месяц) и функция уравнения времени были выгравированы на периферийных кольцах. В нижней части находился индикатор фаз Луны с расписным ликом. Четыре малых угловых циферблата со стрелками регулировали режим воспроизведения музыки: можно было выбрать одну из 14 мелодий и проигрывать ее раз в три часа. Музыку мог исполнять музыкант на органе-позитиве (он расположен в нижней части деревянного «шкафа») или верхний автоматический орган при помощи валика с нанесенными штырьками.

Эту хитроумную машину сконструировал в Англии часовщик Уильям Уинроу, затем привез в Петербург в 1745 году.

Сегодня уникальные музыкальные часы являются экспонатом дома А.Д. Меншикова, который входит в экспозицию Государственного Эрмитажа. В реставрационных работах принимает участие часовой дом Montblanc. Планируется провести восстановление поврежденных и утраченных деталей, шлифовку цапф, установку бушонов, компьютерную расшифровку мелодии на музыкальном барабане и другие работы. Работы планируется завершить в 2016 году.

 

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля